Недавно правительство России одобрило предложения, призванные повысить эффективность деятельности государственного сектора науки. Революционных преобразований, против которых несколько последних месяцев бурно выступали именитые академики, в этой сфере не будет. Правительство пообещало, что в 2008 году средний уровень оплаты труда ученого составит 30 тыс. рублей. Но за эти деньги представители науки должны своими фундаментальными исследованиями и созданными на их основе прикладными промышленными технологиями помочь стране удвоить ВВП. Фундаментальные и многие прикладные научные исследования у нас в настоящее время ведутся за счет госбюджета. Всего в нашей стране, по данным Минобрнауки, действует 3797 научных организаций, из них 2760 полностью или частично государственные. В число последних входит около 850 подразделений разных академий наук, 58 государственных научных центров, 48 федеральных научно-производственных центров, более 500 высших учебных заведений, а также около тысячи ведомственных научно-исследовательских учреждений. Содержание всего этого хозяйства в 2005 году обойдется федеральному бюджету в 56 млрд. рублей. Сумма вроде бы внушительная, но средняя зарплата в отрасли, в которой занято около 650 тыс. человек, составляет сейчас 10 тыс. рублей. А сотрудники Российской академии наук в среднем получают вообще 6 тыс. В начале этого года Министерство экономического развития определило две ключевые проблемы российской науки: отсутствие грамотного менеджмента и недостаток финансирования. Первый вопрос предлагалось решить путем преобразования формы собственности научных учреждений. Речь шла об акционировании и даже полной приватизации научно-исследовательских институтов. В способах решения второй проблемы предлагалось частично ориентироваться на Запад. Там перспективные фундаментальные исследования финансируются в основном за счет государства и грантов, которые предоставляют различные коммерческие и некоммерческие организации. Прикладные технологии, как правило, создаются в научных подразделениях промышленных корпораций или разрабатываются по заказам промышленников в самостоятельных научных организациях. Такой способ реформирования вызвал бурный протест работников большинства научных учреждений, которые в конце мая даже провели митинг у Белого дома. — Форма фундаментальной науки, которая есть в России, существует уже 300 лет, и предложения перейти к западным образцам по меньшей мере оскорбительны, — заявил президент Российской академии наук Юрий Осипов. Позиция РАН в этом вопросе достаточно жесткая. «В отличие от государств Западной Европы, где наука зародилась и развивалась в относительно автономной от власти форме, начало организованной научной деятельности в России было положено государством — учреждением в XVIII веке Академии наук, — сказано в недавно подготовленном докладе РАН «Академия наук и Российское государство в новых социально-экономических условиях». — Последующее развитие отечественной науки было неразрывно связано с конкретной политической и экономической ситуацией, с задачами государственной власти и целями, которые она перед собой ставила, с теми средствами, которые могли быть выделены на развитие науки. В течение почти трехсот лет своего существования российская наука зависела исключительно от финансовой поддержки государства». Удвоение ВВП за штуку баксов Несмотря на то, что в 90-е годы из-за недостатка финансирования были свернуты многие исследования, в условиях относительного роста экономики РАН готова выполнять заказы государства. Ученые полагают, что власть заинтересована в широком спектре научных изысканий — от определения государственной политики на Северном Кавказе до ядерных исследований. — За последние нелегкие 15 лет мы все же проделали большую работу, связанную с определением политических, экономических и технических приоритетов развития страны в новых условиях, — поделился с «Профилем» один из членов президиума РАН. — Но часто и нас государство отказывалось слушать, да и мы — руководство РАН — при нищенской зарплате наших сотрудников не могли спрашивать с них за недостаточное рвение при выполнении многих научных задач. Волна майских протестов ученых привела к тому, что кабинет министров был вынужден пойти на уступки и одобрить щадящий вариант реформирования, предложенный Минобрнауки. Первым в нем идет пункт о «повышении бюджетной обеспеченности работников, занятых исследованиями и разработками в государственном секторе науки». Это значит, что уже в следующем году на науку в федеральном бюджете заложат более 70 млрд. рублей, а в 2008 году выделят целых 110 млрд. Средняя зарплата научного сотрудника в 2008 году составит около 30 тыс. рублей, а молодой специалист, приходящий в НИИ после защиты диссертации, будет зарабатывать 15—20 тыс. Ранее Минэкономразвития предполагало увеличить зарплаты и за счет сокращения рабочих мест, но от этого пришлось практически отказаться. —Не планируются радикальные и массовые сокращения в сфере науки, — заметил министр образования и науки Андрей Фурсенко представителям профсоюзов РАН. — Но любое реформирование предполагает реструктуризацию и в том числе возможность сокращения. При этом одну пятую ставок в РАН все равно переведут на внебюджетное финансирование. —Оценка предполагаемого перевода 20% бюджетников в научных учреждениях на внебюджетное финансирование появилась исходя из того, что уже сегодня около 20% доходов РАН как раз представляет собой внебюджетное финансирование, — подчеркнул Фурсенко. — Доля этого финансирования будет и должна увеличиваться. Внутри Академии наряду с государственными научными учреждениями могут существовать и внедренческие фирмы, которые зарабатывают деньги на контрактах. 20% — это минимальный размер того, что может Академия зарабатывать на внедрении того, что она уже имеет. Причем речь идет не об уменьшении на 20% бюджетного финансирования, речь идет о добавке к бюджетному финансированию науки. По словам Фурсенко, его министерство не планирует приватизацию научных государственных учреждений. Рассматривается лишь возможность акционирования в сфере прикладной науки с сохранением профиля этих организаций, а «о подразделениях РАН речь вообще никогда не шла». — Реформирование РАН — это дело прежде всего самой Академии наук, — заметил министр. — Руководство Академии должно взять на себя реальные действия и ответственность за эти действия. Что касается всего госсектора науки, то к 2008 году в нем будет около 100 акционерных обществ с долей акций у государства выше 51%, а также около 50 государственных некоммерческих организаций и 15—20 государственных унитарных предприятий. Ведущая роль в прикладных исследованиях во втором десятилетии XXI века будет отведена 30 крупным научным центрам, которые предполагается очень хорошо оснастить технически. Однако правительство, сохраняя более-менее привычную структуру научного госсектора и увеличивая содержание ученых, взамен хочет «достижения уровня научных исследований, соответствующего целям инновационного развития экономики». В экономике главная цель у нас, как известно, пока одна — удвоение ВВП к 2013 году. Министр экономического развития и торговли Герман Греф уже считает, что при одобренном его коллегами подходе к реформированию науки это нереально. — С такими решениями никакого удвоения ВВП и диверсификации экономики не будет, — сказал он после обсуждения концепции. — Идти необходимо инновационным путем и не за счет цены на нефть, в этом случае принципиальным становится вопрос создания мобильной, конкурентоспособной науки. Фурсенко возразил коллеге, что уже есть конкретные направления научных исследований. Их развитие может привести к удвоению производства в инновационных отраслях экономики. Правда, не назвал их, согласившись при этом, что многие положения концепции реформирования носят еще незавершенный характер. Несмотря на скептицизм Грефа, председатель правительства Михаил Фрадков поручил Фурсенко внести доработанный план реформирования и конкретный план мероприятий на рассмотрение кабинета к 1 августа 2005 года. Имущество — не отдадим Одобренную правительством концепцию представители РАН могут считать своей победой в борьбе с реформаторским крылом правительства, которое маститые академики подозревают в видах на собственность Академии. Огромные площади академических институтов можно использовать более эффективно, не раз заявляли в ведомстве того же Германа Грефа. — В течение десяти дней появилось 15—20 заказных статей по этому поводу, полностью искажающих действительную ситуацию, — почти заговорщицки пугал на заседании правительства Юрий Осипов. — Пишут, что институты сдают в аренду за бешеные деньги почти половину своих площадей. Это бред, — пояснил руководитель Агентства по управлению имуществом РАН академик Леопольд Леонтьев на специально созванной пресс-конференции, посвященной академической собственности. — Во владении РАН находится более 15 млн. квадратных метров площадей, из них институты вынуждены сдавать лишь 635 тыс. квадратных метров, или всего 4,3%. Леонтьев отметил, что доходы РАН от аренды составили в 2004 году чуть больше миллиарда рублей. При этом Академия получила из государственного бюджета около 20 млрд. Полученные от аренды деньги сперва перечисляются в федеральный бюджет, а уже потом через казначейство по специально утвержденным сметам расходов возвращаются в научноисследовательские учреждения. Причем эти средства можно тратить лишь на поддержание материально-технической базы НИИ и ремонт зданий: как раз на это государство многие годы практически не выделяло ни копейки. — В отличие от других госструктур, за все 90-е годы РАН потеряла только два объекта недвижимости, и мы до сих пор судимся, чтобы их вернуть, — заметил Леопольд Леонтьев. — За последние годы мы выявили лишь несколько случаев, когда наши площади сдавались по ценам ниже рыночных. Ситуация была исправлена. /Профиль, 18.07.2005/ |