Сувенирка для юр. лиц на goods.gifts корпоративные сувениры. Лазерная гравировка, шелкография
Использование достижений научно-технического прогресса (НТП), главным образом его технологической ветви, включая совершенствование организации процесса воспроизводства, повышает эффективность экономики. Емкость рынка в этом случае увеличивается за счет роста доходов, а не числа потребителей. При этом в структуре потребления повышается доля товаров и услуг длительного пользования. В результате при посредстве преимущественно конструкторской ветви НТП структура производства меняется. Технологическая ветвь НТП ответственна за совершенствование способов производства товаров и услуг. Применение технологий более высокого уровня обеспечивает экономию ограниченных ресурсов в расчете на единицу продукции и способствует доведению объема производства традиционных товаров и услуг до максимально возможного предела потребления, а также высвобождению ресурсов. Конструкторская ветвь НТП призвана создавать новые виды товаров и услуг и совершенствовать их функциональные свойства, чтобы удовлетворять новые потребности, развивающиеся по мере увеличения доходов на душу населения [5]. Начиная с промышленного переворота в Великобритании (конец XVIII начало XIX вв.), роль НТП в экономическом росте становится все более значимой. С тех пор позиции страны в мировой экономике и ее политический вес в мире во многом базируются на превосходстве в области техники. Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство [2, с. 212]. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [7, с. 10]. В инновационном процессе мы имеем дело с применением к хозяйственной практике или вовлечением в хозяйственный оборот нового либо иначе используемого знания, что само по себе является новым знанием по использованию старого знания. Логично утверждать, что эффективность инновационного процесса прямо связана с эффективностью «вовлечения» нового знания в хозяйственную практику [8, с. 264]. С этой точки зрения в теории инноваций выделяются понятия «трансфер технологий» и «диффузия инноваций». Целью данной работы является внести некоторую ясность в данные элементы инновационного процесса. Согласно официальным рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), руководству Фраскати «предлагаемая стандартная практика для обследований, исследований и экспериментальных разработок», трансфер технологий – это передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции [3]. Слово «трансфер» в данном случае сохраняет свое обычное значение:
Как отмечает Г.Д. Ковалев, в теории инноваций прослеживаются три базовых подхода к определению понятия «технология». «В англосаксонской терминологии под технологией понимается «прикладное знание»; для русской инженерной традиции характерное толкование – «производственные процессы реализации технических возможностей», что часто эквивалентно термину «технологический процесс»; в связи с развитием общественных подходов к анализу научно-технического развития технология трактуется как «система технических средств» [6, с. 70-71]. В контексте настоящей работы технологию (от греч. Techne - искусство + Logos – учение) можно определить как объем знаний и информации[1], которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Трансфер технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий. Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность. Объектами коммерческого трансфера технологий являются:
Коммерческий трансфер технологий обычно реализуется на 2 – 5-ой стадиях инновационного процесса. В свою очередь, диффузия научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Согласно электронному словарю «Глоссарий.ru», диффузия – это «распространение и принятие инноваций, информации, элементов культуры и иных объектов в социальной системе» [10]. Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:
Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса. Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы» [9]. Объектами диффузии инноваций являются:
Что же касается коммерческого и некоммерческого трансфера технологий, то его объектом являются знания и информация, полученные на этапе НИОКР, а не конкретная материализованная новая технология или новый продукт. Таким образом, необходимо четко разделять такие понятия, как «трансфер технологий» и «диффузия инноваций», поскольку у данных процессов совершенно различные объекты. Список литературы:
[1] О различии между информацией и знанием см.: Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. – С. 46-51. Автор: Т.Ф. Гареев, Академия управления «ТИСБИ» По материалам |