Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса
Использование достижений научно-технического прогресса (НТП), главным образом
его технологической ветви, включая совершенствование организации процесса
воспроизводства, повышает эффективность экономики. Емкость рынка в этом случае
увеличивается за счет роста доходов, а не числа потребителей. При этом в структуре
потребления повышается доля товаров и услуг длительного пользования. В результате
при посредстве преимущественно конструкторской ветви НТП структура производства
меняется. Технологическая ветвь НТП ответственна за совершенствование способов
производства товаров и услуг. Применение технологий более высокого уровня
обеспечивает экономию ограниченных ресурсов в расчете на единицу продукции
и способствует доведению объема производства традиционных товаров и услуг
до максимально возможного предела потребления, а также высвобождению ресурсов.
Конструкторская ветвь НТП призвана создавать новые виды товаров и услуг и
совершенствовать их функциональные свойства, чтобы удовлетворять новые потребности,
развивающиеся по мере увеличения доходов на душу населения [5].
Начиная с промышленного переворота в Великобритании
(конец XVIII начало XIX вв.), роль НТП
в экономическом росте становится все более значимой. С тех пор позиции страны в
мировой экономике и ее политический вес в мире во многом базируются на
превосходстве в области техники.
Важной особенностью современного экономического
роста стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение НИОКР
занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких
отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство [2, с. 212].
Инновационный
процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно
представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация
вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и
распространяется при практическом использовании [7, с. 10].
В инновационном процессе мы имеем дело с
применением к хозяйственной практике или вовлечением в хозяйственный оборот
нового либо иначе используемого знания, что само по себе является новым знанием
по использованию старого знания. Логично утверждать, что эффективность инновационного
процесса прямо связана с эффективностью «вовлечения» нового знания в хозяйственную
практику [8, с. 264]. С этой точки зрения в теории инноваций выделяются понятия
«трансфер технологий» и «диффузия инноваций». Целью данной работы является
внести некоторую ясность в данные элементы инновационного процесса.
Согласно официальным рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству
и развитию (OECD), руководству Фраскати «предлагаемая стандартная практика
для обследований, исследований и экспериментальных разработок», трансфер технологий
– это передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических
услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции [3].
Слово «трансфер» в данном случае сохраняет свое обычное значение:
«1. v …1) переносить…; 2) передавать…;
2. n 1) передача; 2) перенос…» [1, с. 426].
Как отмечает Г.Д. Ковалев, в теории инноваций
прослеживаются три базовых подхода к определению понятия «технология». «В
англосаксонской терминологии под технологией понимается «прикладное знание»;
для русской инженерной традиции характерное толкование – «производственные процессы
реализации технических возможностей», что часто эквивалентно термину «технологический
процесс»; в связи с развитием общественных подходов к анализу
научно-технического развития технология трактуется как «система технических
средств» [6, с. 70-71].
В контексте настоящей работы технологию (от греч. Techne - искусство + Logos
– учение) можно определить как объем знаний и информации[1], которые можно использовать для производства товаров и услуг
из экономических ресурсов.
Трансфер технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.
Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер)
- это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает
вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком)
технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными
договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся
лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение
совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание
совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с
уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную
и промышленную собственность.
Объектами коммерческого трансфера
технологий являются:
объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства
на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков,
знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью
сделок по передаче технологии;
ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей,
образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента,
услуг консультантов и подготовки кадров;
технические и технологические знания и информация.
Коммерческий трансфер технологий обычно реализуется на 2 – 5-ой стадиях инновационного
процесса.
В свою очередь, диффузия
научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации
технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических
достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец
научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован
в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь
фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Согласно электронному
словарю «Глоссарий.ru», диффузия – это «распространение и принятие инноваций,
информации, элементов культуры и иных объектов в социальной системе» [10].
Объектами некоммерческого
трансфера технологий являются:
научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты,
описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;
международные конференции, симпозиумы, выставки;
обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или
на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.
Что касается диффузии инноваций,
то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое
распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий,
полученных на предыдущих этапах инновационного процесса.
Диффузия инноваций - это
процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным
каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы» [9].
Объектами диффузии инноваций
являются:
новый или усовершенствованный продукт;
новый или усовершенствованный технологический процесс.
Что же касается коммерческого и
некоммерческого трансфера технологий, то его объектом являются знания и
информация, полученные на этапе НИОКР, а не конкретная материализованная новая
технология или новый продукт.
Таким образом, необходимо четко
разделять такие понятия, как «трансфер технологий» и «диффузия инноваций»,
поскольку у данных процессов совершенно различные объекты.
Список литературы:
Англо-русский словарь: 20000 слов / Сост. Г.И. Бункин, О.В. Буренкова, Т.П.
Горбунова и др. / Под ред. О.С. Ахмановой, Е.А.М. Уилсон. – 33-е изд., стереотип.
– М.: Рус. яз., 1990.
Глазьев С.Ю. Геноцид. – М.: ТЕРРА, 1998.
Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К.
Казанцева, Л.Э. Миндели; ЦИСН Миннауки РФ и РАН. - Изд. 2-е. - 1998.
Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание»,
2000. - С. 46-51.
Клинов В.Г. Большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства. М.: ВНИИПИ, 1992.
Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин
и др. / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. –
М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
Федоров И.Г. Трансфер технологий как основа экономического развития в новой
цикличной динамике // Научное наследие Н.Д. Кондратьева в контексте развития
российской и мировой социально-экономической мысли: Материалы к Международному
научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева.
– М.: МФК, 2002. – С. 263-267.
Rogers, E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York: The Free Press,
1995.