О технопарках говорили как о информационно-технологическом рае. Появятся технико-внедренческие зоны в строго отведённом месте, поближе к ведущим университетам и научным институтам, и не корысти ради, а чтобы можно было воспользоваться их научными наработками. Рядом с технико-внедренческими зонами вырастут, как грибы после дождя, дома, в которых станут жить сотрудники, появится инфраструктура. Налаженный поток инвестиций будет постоянно насыщать технопарки. Сама жизнь технопарка будет устремлять людей на созидание высокотехнологичной продукции, страна медленно, но верно сойдёт с сырьевой иглы, пойдёт прямёхонько по пути инновационного развития. Так думалось законодателям в самом начале инновационного пути, когда принимался Закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Теперь пришло время задуматься над законодательным обеспечением создания технопарков и развития высокотехнологичных производств. Именно этой теме был посвящен "круглый стол", который провел Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Специалисты высоко оценили итоги развития отрасли в 2005 году, доля отрасли информационных технологий достигла 5 процентов ВВП. Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что успехи в развитии отрасли могут стать стимулом развития всей российской экономики и позволят России в короткие сроки занять достойное место среди технологически развитых держав мира. Напомню, что в январе 2005 года в ходе визита в Новосибирск Президент России Владимир Путин поставил задачу практической реализации инновационной модели развития отечественной экономики на базе опережающих темпов развития информационно-коммуникационных технологий. Считается, что именно тогда была поставлена задача практической реализации инновационной модели развития отечественной экономики на базе опережающих темпов развития информационно-коммуникационных технологий. При этом особые надежды возлагаются именно на технопарки, деятельность которых должна строиться "на принципах конкурентоспособности, эффективности и прибыльности производимой продукции, ориентированной на конкретного заказчика". На том же совещании Президент поручил рассмотреть возможность перехода российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, на специальный налоговый режим. - В конце марта был внесен законопроект "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Опыт таких стран, как Индия, Китай, Ирландия, которые благодаря установлению стимулирующих условий налогообложения осуществили прорыв на мировом рынке компаний - разработчиков программ для ЭВМ, свидетельствует о том, что стимулирующие условия налогообложения в конечном итоге способствовали ускорению экономического роста, изменению структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев. Надо сказать, что законопроект принят в первом чтении в мае. Не осталось за бортом "круглого стола" и президентское Послание Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин подчеркнул необходимость стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций с тем, чтобы Россия смогла в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как коммуникации и космос, и стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Участники особо отметили, что была признана необходимость создания инновационной среды, позволяющей поставить производство новых знаний на поток. В связи с этим назрела необходимость создания инфраструктуры: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд. Построению информационного пространства России должна способствовать соответствующая правовая база, которая пока еще не полностью сформирована. - Назрела настоятельная необходимость в разработке законопроектов, создающих условия для развития экспортного потенциала России, благоприятного инвестиционного климата и высокой деловой активности, - отметил Владимир Горбачев. Между тем в марте 2006 года Правительство утвердило государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", которая направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий. Но участники "круглого стола" отметили, что в ней не предусмотрены меры по развитию отечественного производства высоких технологий. Без внимания оказались вопросы развития информационно-коммуникационных технологий, столь необходимые для реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства. Участники "круглого стола" особо настаивали на том, что необходимо обеспечить государственную поддержку в первую очередь научно-исследовательским работам по проектированию и организации производства новейших технологий. При этом государственная политика в области информационных и коммуникационных технологий должна быть увязана не только с общегосударственной задачей сохранения промышленного потенциала страны, но и обеспечения экономической и информационной безопасности государства. мнение законодателя Владимир ГОРБАЧЁВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Важное значение для успешного развития сферы информационно-коммуникационных технологий имеет объединение научно-технического потенциала страны по проектированию и производству современных высокотехнологических производств. Для этого необходимо по примеру западных компаний, по инициативе государства объединить научно-исследовательские институты, производственные предприятия в вертикально-интегрированные объединения по направлениям деятельности отрасли. Только крупные объединения смогут конкурировать с крупнейшими известными мировыми компаниями. Успешному продвижению к построению информационного пространства в России должна способствовать соответствующая правовая база. Необходим реальный диалог между государством и профессиональными ассоциациями и союзами инновационного бизнеса, направленный на подготовку законодательных инициатив и административных решений в направлении поддержки инновационной деятельности. / |