Ассоциация "Технопарк" и проблемы высшей школы

ШУКШУНОВ В.Е.
-
президент Международной Академии наук высшей школы, президент Ассоциации “Технопарк”


Мир знал супер-идеи, на основе которых генерировались новые идеи. Одной из таких супер-идей было введение в ХVII веке в Великобритании патента и авторских прав. По утверждению профессора Калифорнийского университета в Беркли Пола Ромера, супер-идея XXI века будет принадлежать тому государству или региону, которое изобретет наилучший путь передачи результатов НИОКР, имеющих коммерческое применение на рынок.

Важность коммерциализации технологий проиллюстрируем следующим примером. По данным Национального научного фонда США, за период с 1953 по 1973 год на долю Великобритании пришлось 55% всех научно-технических достижений прорывного характера. Доля же США составила всего 25%. Но за этот же период США превратили в товары 257 крупных открытий, а Великобритания - лишь 45.

К 1989 году в США насчитывалось 147 лауреатов Нобелевской премии, в Великобритании - 65, а в Японии - всего 5. Однако Япония успешно теснит эти две страны даже на их внутренних рынках, и преимущественно на рынках наукоемных товаров. Цифры красноречиво свидетельствуют, что уровень развития наукоемного предпринимательства гораздо больше влияет на благосостояние народа, нежели масштаб фундаментальных исследований и способность производить нобелевских лауреатов.

Никто ни в коем случае не против фундаментальных научных исследований, но пора уже вести речь и об использовании их результатов в целях опережающего развития наукоемких отраслей, формирования сектора инновационного предпринимательства.

Реализация супер-идеи XXI века - миссия университетов, научных центров и технопарков, создаваемых вблизи их.

Технопарки блестяще выполняют функции структуры, соединяющей научные исследования, инновационную деятельность и рынок нововведений в научно-технической сфере. В современных условиях они способствуют интеграции образования науки - производства - власти и потребителей в интересах социально-экономического развития регионов.

Особая миссия технопарка - коммерциализация результатов научных исследований, изобретений и открытий ученых и специалистов, которые решили заняться малым предпринимательством в научно-технической сфере, но которые без соответствующей поддержки не могут это сделать, а также осуществление технологического трансферта.

Почему? Потому, что на ограниченной обустроенной территории технопарка появляются заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической, хозяйственной и сервисной деятельности, которые совместно осуществляют различные этапы инновационных процессов и различные функции по их обслуживанию.

Почему в России необходимо серьезно заниматься развитием инновационной деятельности, инновационного предпринимательства в научно технической сфере, в том числе и с помощью технопарков? Потому, что экономические реформы в ней происходят одновременно с переменами в мировой экономике. Эти перемены характеризуются высокой интенсивностью и скоростью практического применения новейших научно-технических и технологических достижений. Не известно, что высокие технологии являются мощным генератором современных материальных благ. Сегодня они являются единственным средством, которое решающим образом влияет на повышение производительности труда, обеспечивает победу в жесткой глобальной конкуренции. Иными словами, высокие технологии - это ключ к экономической, социальной и политической мощи современного государства.

Но дело не сколько в самих технологиях, не столько в способности общества непрерывно их генерировать, что само собой важно, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию и услуги.

Какова современная концепция механизма коммерциализации технологий?

Суть ее заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может идти эффективно лишь через активное сотрудничество между наукой, производством, государственной властью и управлением и потребителями (это первое), через полную реализацию разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности (это второе). Одной из форм реализации этого права и указанного сотрудничества выступает малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес, развиваемый в технопарках. Именно технопарки обеспечивают сотрудничество науки, производства, властей и потребителей. Именно технопарки инфраструктурно поддерживают инициативную форму малого инновационного предпринимательства, при которой ученый, изобретатель, новатор является собственником реализуемых научных знаний, изобретений, новых технологий и т.д.

Статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от 3 до 5 лет. Лишь одна инновация из десяти доходит до рынка. Только от 10 до 30% новых наукоемких фирм выживают в первые два-три года. Казалось бы, и хорошо. На рынке должен выживать сильнейший. Но мир давно уже понял, что в условиях жесткой борьбы за лидерство консервативный подход к проблемам коммерциализации технологий недопустим. Образно говоря, в этой сфере от "охоты и собирательства" необходимо скорее переходить к "животноводству и земледелию", целенаправленной "селекции новых сортов и коров".

Только такой подход дает возможность малому инновационному бизнесу быть независимым от стихийных сил рыночной экономики, разрушительные последствия которых для общества бывают далеко превосходят бедствия, приносимые ураганами и землетрясениями. Это, к сожалению, мы наблюдаем в России. Иными словами, нельзя надеяться на милости рынка, а надо кропотливо развивать инфраструктуру инновационного предпринимательства. Инфраструктура - это ключ к цивилизованному становлению инновационного предпринимательства, обеспечению стабильности и надежности экономической системы, к ее эффективному и долговременному развитию. Это должно быть генеральным направлением в государственной политике России по становлению и развитию инновационной деятельности и инновационного предпринимательства как фактора, повышающего конкурентоспособность продукции.

Если конкуренты наступают на пятки, то обществу и правительству нельзя ждать, когда выдающаяся идея будет реализована в гараже или подвале. Новаторам необходимо создавать условия для быстрой реализации их идей в комфортной обстановке, с возможностью обмена идеями, опытом с себе подобными, общения с широким кругом интересных и полезных людей. Кроме того, хорошая идея требует хорошего менеджмента, маркетинга, сервиса, адекватного финансирования. Талантливые ученые, инженеры, изобретатели, как правило, плохие менеджеры и финансисты, они часто идут от того, что могут, а не от того, что необходимо рынку. Денег у них обычно нет. Таким образом, современная концепция малого и среднего наукоемкого бизнеса требует формирования особой среды, инфраструктуры, которая направляет наукоемкий бизнес в нужное русло, делает его престижной и выгодной сферой применения творческих сил, создает условия, чтобы ни одна достойная разработка не выпала из поля зрения общества.

Что же это за среда, которая, как показала мировая, да и частично российская практика, является исключительно благоприятной для становления и успешного развития малого и среднего наукоемкого бизнеса? Это научный, исследовательский, технологический, научно-промышленный парк, обобщено - технопарк и инкубатор технологического бизнеса. Технопарк, инкубатор бизнеса - это среда, в которой "взращиваются" и передаются в производство наукоемкие технологии, где, как деревья в парке, "растут" инновационные предприниматели, "становятся на крыло” наукоемкие фирмы.

Научный, исследовательский, технологический парк есть организация, которая осуществляет формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.

Технопарк - это не научно-исследовательский институт и не конструкторское бюро. Это не комплекс лабораторий, в которых создаются новые технологии. Технопарк - это, образно говоря, завод, "сырьем" для которого служит самый дорогой на планете ресурс - интеллект, знание, а готовой продукцией - наукоемкие фирмы и высокие технологии.

Источником интеллектуальной энергии технопарка является близлежащий университет и/или научный центр, ее преобразователем - инкубатор бизнеса, усилителем - земля, здания и сооружения, в которых располагаются вышедшие из инкубатора наукоемкие фирмы, потребителем - региональные национальные и международные рынки.

Лучшего инструмента поддержки малого инновационного предпринимательства или наукоемкого бизнеса мировая практика не выработала. Нет в природе более эффективной структуры, чем технопарк, также как не существует более эффективной структуры поддержки обычного, нетехнологического бизнеса, чем самостоятельно действующий инкубатор бизнеса. Именно в технопарках начинали свою жизнь такие фирмы, как "Хьюлетт-Паккард", "Майкрософт", "Полароид". Лучшей рекламы для технопарков не придумать.

Хотя технопарки и можно назвать "заводами по производству малых наукоемких фирм", они, в отличие от обычных заводов, большей частью являются организациями не коммерческими. Технопарки преследуют стратегические, долговременные цели - преобразование регионов на основе новых, по крайней мере для этих регионов, отраслей промышленности, ускорение практической отдачи от НИОКР через сектор частного предпринимательства. Технопарки - это среда поддержки инновационной активности наиболее способных к этому личностей. Быстрого оборота капитала в них не происходит. Поэтому везде и всюду они создаются как инициативы стратегического уровня при совместном участии многих научных, образовательных организаций, промышленных предприятий, финансовых институтов и обязательно территориальных органов власти и управления. От последних, кстати, во многом зависит успех деятельности технопарков. Они создаются как междисциплинарные и межведомственные инфраструктуры поддержки малого наукоемкого бизнеса, узковедомственный подход им чужд.

Из этого следует, что государство должно принимать самое активное участие в создании технопарков, понимая, что это его дело, также как оно создавало университеты, НИИ, КБ, опытные заводы и т.д. Полная реализация цикла нововведений требует дополнения традиционных субъектов инновационной деятельности новым субъектом, который коммерциализирует результаты предыдущих этапов создания инноваций. Последние связывают их с потребителем, являющимся “венцом” инновационного процесса, так как доводит его до адресата-потребителя.

На технопарк нужно смотреть не как на техническую или производственную ячейку, а как на концентратор мысли, идей, коммуникаций. Все, кто решил заниматься технопарками, должны это четко себе уяснить. Не осознав этого, инициаторы создания технопарка не создадут настоящего технопарка, если даже им удастся построить его наподобие Юсуповского дворца и вырастить газоны, не уступающие английским.

Таким образом, технопарки - это важный шаг в будущее, в XXI век, который делает человечество сегодня. Они являются островками развития технологий XXI века. В этом состоит их огромная роль для России. К тому же за годы перестройки и реформ Россия сильно сдала свои позиции в сфере науки, образования и технологий.

Технопарки создаются не только для решения проблем ученых (в этом случае они по сути своей являлись бы выносными научно-исследовательскими лабораториями университета), но и для того, чтобы наладить тесное сотрудничество между учеными, промышленниками, предпринимателями, региональными и местными властями, общественностью с целью решения проблем социально-экономического и технологического развития региона, проблем коммерциализации знаний, изобретений, ноу-хау.

Следовательно, в региональном аспекте задача технопарка состоит в том, чтобы обеспечить решение и дать ответы на вопросы, которые стоят перед экономикой и социальной сферой региона, на основе инновационного технологического развития. Вот в чем их суть! Вот и предназначение! Вот их огромное значение для России.

Парадоксально, но факт, что именно кризис в экономике в странах всегда являлся толчком к созданию технопарков, движителем их развития. Особенно это подтверждается опытом создания научных парков в Великобритании в начале 80-х годов, когда ее многие районы поразил кризис в металлургической, текстильной и угольной промышленности. Именно тогда М.Тэтчер принимает решение создать в регионах кризиса, используя опыт США, научные парки вблизи университетов. Их сейчас более 40. Кризисное состояние России должно также использоваться нами как катализатор создания технопарков.

Пересекая Великобританию с севера на юг и с запада на восток и посещая научные парки, можно с уверенностью утверждать, что в этих местах свирепствовал в начале 80-х годов экономический кризис и Правительством было принято решение создать здесь на базе университетов научные парки для зарождения очагов новых отраслей промышленности, новых высоких технологий, новых рабочих мест.

Заметьте, выход из кризиса, решение проблем экономического выравнивания регионов и их технологического развития Правительство Великобритании связывало, в частности, с развитием научных парков, оно сделало ставку на них и выиграло. Вот пример мудрого, смелого государственного решения и точного выбора средства достижения поставленной цели. Это урок и для российского Правительства.

Опыт лучших технопарков России, их в России насчитывается около 60, и они размещены в 25 регионах, несмотря на свою молодость, свидетельствует о том, что с их именем регионы могут связывать свои надежды на активизацию инновационной деятельности в научно-технической сфере. Других аналогичных структур у нас пока нет. Поэтому целесообразно имеющиеся у государства ресурсы сконцентрировать на поддержке наиболее продвинутых технопарков. По моей инициативе сейчас формируется межведомственная программа развития технопарков России, она дополняет межведомственную программу России. И совместно они позволяет создать непрерывную систему поддержки и развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.

Я убежден, что усиление влияния университетов, особенно технических научных центров, в XXI веке на социальное и экономическое развитие все в большей степени будет повышаться и осуществляться через научные и технологические парки, которые призваны превращать научные знания, изобретения, открытия ученых вузов, студентов и аспирантов в коммерческий продукт, играть роль технологического трансферта.