Инновационная активность в Российской Федерации может быть достигнута в результате создания макроусловий инновационной деятельности, основными из которых являются: определение приоритетов, формирование правовой, информационной и образовательной среды. Базисом для создания таких условий должно стать диалоговое взаимодействие государства, науки и бизнеса на основе различных форм государственно-частного партнерства в интересах решения задачи экономического роста. Государственно-частные партнерства в инновационной сфере Прежде всего, необходимо признать, что единого определения, а соответственно и понимания, ГЧП даже в тех странах, где оно зародилось и развивается достаточно успешно, до сих пор не сложилось. В связи с этим, можно говорить лишь о тех или иных подходах к определению данного института общественных отношений, не забывая, разумеется, о тех условиях объективной действительности, в которых данное явление возникает в той или иной стране. Предложено следующее определение ГЧП в инновационной сфере: "Государственно-частное партнерство (ГЧП) в инновационной сфере - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и областей научных исследований". В России, как и во всем мире, ГЧП в сфере инноваций возникает по инициативе государства в силу его доминирующей заинтересованности в развитии инновационной экономики страны. Именно поэтому, на наш взгляд, корректно использование термина "государственно-частное партнерство", а не "частно-государственное". Создание партнерства государства и частного бизнеса может оказаться ключевым моментом для дальнейшего развития России. Создание благоприятных условий для развития ГЧП в инновационной сфере требует принятия соответствующих нормативных правовых актов и формирования, таким образом, целой отрасли законодательства, регулирующего как инновационную деятельность вообще, так и вопросы, касающиеся непосредственно государственно-частного партнерства. Следует отметить, что партнерство государства и частного бизнеса обеспечивает большую отдачу от финансирования научных исследований и позволяет успешно решать вопросы дальнейшей коммерциализации их результатов. В настоящее время ГЧП в инновационной сфере могут применяться для достижения целей, поставленных: "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (Утверждены 30 марта 2002 года, Пр-575, на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям") Основными направлениями государственной политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утв. Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 г.) Международными обязательствами Российской Федерации. Признаки государственно-частного партнерства в инновационной сфере В декабре 2004 на международной конференции в Москве, проводившейся под эгидой ОЭСР, были выделены шесть признаков, которые характерны для ГЧП в инновационной сфере, а именно: Стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики; Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, программах и др.); Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер; Стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес; Стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей; Стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов. Препятствия и риски создания ГЧП в России 1. Отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом в инновационной сфере является существенным препятствием, требует тщательного изучения опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей ГЧП, а также выработки подходов к решению этой проблемы. 2. Самым главным сдерживающим фактором является несовершенство российского законодательства. Анализ показывает, что действующий Налоговый кодекс РФ является показательным примером фрагментарного и не системного решения вопросов, связанных с предоставлением соответствующих льгот научно-производственным и инновационным организациям и стимулированием потребителей наукоемкой продукции. 3. Отсутствие в ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2006 г.), реальных сроков проведения экспертизы поданных заявок на НИОКР составляющих хотя бы 90 дней и возможности объявления групповых победителей. Действующий закон о государственных закупках не учитывает специфику государственно-частного партнерства в инновационной сфере и не содержит механизмов реализации проектов ГЧП. 4. Узкая сфера применения ФЗ "О концессионных соглашениях" - классический тип ГЧП в развитых странах, однако указанный закон, принятый совсем недавно в июле 2005 г., необоснованно сузил свой предмет регулирования и охватывает только инфраструктурные проекты. В настоящее время данные вопросы не урегулированы. Передача прав на результаты НИОКР исполнителям не решит данных проблем. 5. Отсутствует Концепция поэтапного введения и использования моделей ГЧП в инновационной сфере. Данная концепция должна содержать направления развития ГЧП на основе анализа действующих моделей ГЧП, перспектив ввода новых моделей ГЧП. Эта концепция должна соответствовать положениям Основных направлений государственной политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утв. Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 г.). 6. Отсутствует нормативно-правовой акт, предметом регулирования которого является обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения, созданных за счет средств федерального бюджета. Игнорирование данного вопроса приводит к невозможности реализации проектов ГЧП законным способом. 7. Ограничения, накладываемые международными обязательствами на Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию, в части разрешенных размеров субсидий и субвенций на научно-исследовательские работы, выполняемые на допредконкурентной стадии. Государственная поддержка разработок на конкурентной стадии рассматривается мировым сообществом как нарушение запрета на поддержку предпринимательской деятельности. Приведенные примеры являются наиболее принципиальными препятствиями на пути развития ГЧП в России. При рассмотрении моделей ГЧП перечень законодательных препятствий может быть значительно расширен. Автор: А.И. Шелгунов, заместитель директора по правовым вопросам Международного Фонда Технологий и Инвестиций (Москва), тел. 933-53-03, е-mail: Материалы научно-практической конференции «Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса» в рамках VI Московского международного салона инноваций и инвестиций Источник: |