Питер будет бороться за портовые зоны


В России начался бум особых зон. Экономических. Уже на этой неделе был дан старт созданию Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Липецке. На очереди Санкт-Петербург, который стал одним из победителей конкурса на право создания ОСЗ технико-внедренческого типа. Она будет расположена на 2 площадках: «Нойдорф» (площадью 30 га) и территория в районе Ново-Орловского парка (более 130 га). О том, что это нововведение принесет городу, и чем петербургская ОЭЗ будет отличаться от всех остальных, рассказывает руководитель Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов.

- Юрий Николаевич, как Вы оцениваете проект ОЭЗ в Санкт-Петербурге? В чем ее уникальность?

- Петербургский проект может быть реализован в рекордно короткие сроки — за полтора-два года, так как была проведена тщательная проработка материала. Уникальный проект в области микроэлектроники уже прошел все конкурсные процедуры, проработан экспертным советом и комиссией, заслушан и одобрен на заседании Правительства РФ. Коллектив, который работал над заявкой, верно выбрал территорию — и «Нойдорф», и район Ново-Орловского парка. Оба этих участка имеют все основания, чтобы быть реализованными в рамках федерального закона «Об особых экономических зонах» (закон делает исключение для технико-внедренческих зон, и разрешает строить их сразу на двух участках). Кроме этого, в Санкт-Петербурге много ученых и потенциальных резидентов экономических зон, а все наукоемкие проекты могут быть реализованы только в тесном сотрудничестве с научной элитой.

Санкт-Петербург известен своими традиционными связями со своими соседями, например с Финляндией. Мне кажется, что не только финский капитал и проекты, но и ряд скандинавских стран, которые имеют дружественные отношения с Северной столицей, предложат свои варианты участия в ОЭЗ.

- На какой стадии реализации проект находится сейчас, и когда ожидаются первые результаты работы ОЭЗ?

- Сейчас мы завершаем процедуры согласования конкурсных механизмов по выбору тех организаций, которые начнут осваивать бюджетные средства, как федеральные, так и региональные. Кроме этого, поступает много предложений о работе в рамках ОЭЗ от частных инвесторов. Думаю, уже в этом году на первой площадке «Нойдорф» можно будет увидеть реальные очертания тех офисов, которые должны будут заработать до конца 2006 года. Конечно, это будет не полномасштабный проект. Он сложен по своей реализации не только в плане создания инженерной, транспортной инфраструктуры, но и социальной базы. Без жилья, без соответствующих культурно-развлекательных центров, спортивных сооружений этот проект не может быть выполнен. Поэтому мы с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и ее командой изучаем все необходимые вопросы, которые находятся за рамками условного «забора» ОЭЗ, просчитываем потребность в количестве мест для обеспечения жизни и отдыха, как резидентов, так и нерезидентов, которые будут работать в рамках этого проекта.

- Сложно ли работать с местными администрациями? Как они относятся к нововведениям?

- Со всеми заинтересованными руководителями в Санкт-Петербурге мы общаемся ежедневно, и у нас сложилось полное взаимопонимание. Ряд вопросов разрабатывает подразделение губернатора, какие то вещи делаем мы. В постоянном режиме идет процесс согласований, споров, которые всегда находят нормальные, разумные компромиссы. Согласования проходят и на экспертном уровне. Я хочу сказать, что ни с одним регионом, и не с одной администрацией у нас нет никаких проблем. Дело в том, что наши партнеры достаточно комфортные люди, которые понимают, что у нас общие задачи.

- Когда можно будет говорить о создании особых портовых зон? Сможет ли Санкт-Петербург, имея ОЭЗ технико-внедренческого типа, претендовать на возможность организации портовой зоны?

- Закон о портовых зонах дорабатывается. Сейчас он согласован только Минтрансом и МЭРТом. Необходимо получить согласование Минфина, Минюста, и Министерства промышленности. После этого, мы внесем его на рассмотрение в Государственную Думу. Раньше лета, я думаю, этот закон не выйдет.
Согласно документу, портовые зоны будут видом ОЭЗ. Законодательного запрета на то, что бы один регион, или один федеральный округ имел ограниченное количества зон, не существует. Все будет зависеть от глубины проработки заявки. Мы убедились, что Санкт-Петербург может квалифицированно готовить документы. Проекты, которые будут лучше, будут поддержаны. Окончательно можно будет говорить об организации новых видов зон только по итогам приема соответствующих заявок. В том числе и на создание туристско-рекреационных зон, которые также могут быть предметом заботы любого губернатора, который может показать, какой вклад в экономику региона может принести туризм, что ему необходимо для этого сделать, и есть ли у него возможности организации отдыха туристов, прежде всего, гостиничное хозяйство.

- Как происходит взаимодействие Агентства и местных бизнес-элит? Как Вы оцениваете участие в организации ОЭЗ крупных российских компаний?

- Если бы не было заявок на участие в зоне, не было потенциальных резидентов и предполагаемых инвесторов, то проект не был бы поддержан. Поэтому эти вопросы мы решили еще до момента подведения итогов конкурса. Сейчас идет процесс наращивания контактов с бизнесом. Как только будет назначен руководитель территориального управления Агентства по управлению ОЭЗ по Санкт- Петербургу эта работа перейдет в конкретную плоскость. В течение несколько месяцев те или иные компании получат статус резидентов.
Я оцениваю участие крупных российских компаний в организации ОЭЗ как позитивное. Например «АФК-Система» не участвует в Санкт-Петербургском проекте, но я не исключаю того, что компания придет в этот проект завтра.
И потом у нее есть предложения по другим регионам. Любая другая крупная фирма, которая твердо стоит на ногах и имеет свои научные центры и подразделения, может участвовать в проекте. Думаю, что приход туда крупного бизнеса — это позитивное направление, которое говорит о том, что нам доверяют олигархи. И что в этом такого? Никаких противоречий для такого сотрудничества я не вижу.



/ИА «Росбалт», 25.01.2006/