Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае" Принят Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 сентября 2006 г. N 453 Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности в Алтайском крае, при формировании и осуществлении инновационной политики Алтайского края субъектами инновационной деятельности, субъектами инновационной инфраструктуры, органами государственной власти Алтайского края. Статья 2. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: 1) инновационная деятельность - совокупность практических действий по обновлению продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание (разработку) и освоение инноваций (новых видов продукции, технологий и услуг); 2) инновация - результат инновационной деятельности, реализованный в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; 3) концепция инновационной политики - система научно обоснованного представления о стратегических приоритетах научно-технической и инновационной политики органов государственной власти Алтайского края, важнейших направлениях развития и средствах достижения поставленных целей; 4) инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение задачи, связанной с созданием инновации, включающих оформление документации по технико-экономическому, правовому и организационному обоснованию проекта, сведения об его# целях, этапах реализации, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости; 5) субъект инновационной деятельности - физические лица, юридические лица любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие инновационную деятельность на территории Алтайского края; 6) объекты инновационной деятельности - результаты научно-технических работ, реализуемые на рынке; 7) инновационная инфраструктура - совокупность физических и юридических лиц, обслуживающих и обеспечивающих осуществление инновационной деятельности; 8) инновационная система Алтайского края - совокупность субъектов инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, а также органов государственной власти Алтайского края, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики; 9) индикатор - количественная и/или качественная характеристика, обобщающая набор показателей, отражающая изменения социального и экономического развития региона; 10) кластер - совокупность географически локализованных и взаимосвязанных организаций, являющаяся эффективной формой глубокой интеграции образования, науки и производства для реализации конкурентных преимуществ в целях социально-экономического развития региона и страны; 11) трансфер инновационных технологий - передача технологий, созданных научными организациями, на предприятия различных видов экономической деятельности для последующего производства новых видов продукции с целью получения прибыли; 12) бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая виды поддержки малому инновационному предпринимательству на ранней стадии его развития; 13) коммерциализация результатов научно-технической деятельности - процесс превращения результатов научно-технических работ в товарную продукцию; 14) реестр приоритетных инновационных проектов - систематизированный перечень инновационных проектов, содержащий информацию о проектах, претендующих на различные формы государственной поддержки, 15) фонд венчурного капитала - фонд (организация или совокупность организаций), аккумулирующий финансовые средства для инвестирования в высокорисковые высокотехнологичные инновационные проекты. Фонд вкладывает средства в акции новой компании на ограниченный срок с последующим возвратом вложенного капитала с существенной прибылью. Статья 3. Инновационная политика Алтайского края 1. Инновационная политика Алтайского края определяет: 1) приоритетные направления инновационной деятельности; 2) технологические приоритеты, приоритетные виды высокотехнологичной продукции; 3) приоритетные объекты инновационной деятельности; 4) формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности; 5) источники финансирования инновационной деятельности; 6) методы экономического и административного регулирования деятельности субъектов инновационной деятельности на основе анализа результатов мониторинга индикаторов, утвержденных Администрацией Алтайского края. 2. Инновационная политика Алтайского края основывается на следующих принципах: 1) комплексность - учет всех экономических, технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, инвестиционных, рыночных и иных факторов, определяющих социально-экономическое развитие Алтайского края; 2) системность - формирование кластеров, объединенных технологической цепочкой производства высокотехнологической продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках в долгосрочном периоде; 3) адресность - формирование целей на уровне конкретных макроэкономических показателей и индикаторов, характеризующих конкурентоспособность экономики Алтайского края; 4) конкурсность отбора инновационных проектов на основе утвержденных Администрацией Алтайского края критериев. 3. Инновационная политика Алтайского края направлена на решение следующих задач: 1) поэтапное повышение научно-производственного и инновационного потенциалов организаций Алтайского края, их ориентирование на создание высокорентабельных, наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции; 2) концентрация производственного и интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и кадровых ресурсов с целью реализации проектов, находящихся в высокой степени готовности, предоставление государственной поддержки организациям, на производственных площадях которых будет осуществляться проект по выпуску новой продукции; 3) создание правовых и экономических условий, способствующих реализации результатов научных исследований и разработок, научно-технических или научно-технологических достижений в виде выпуска новых или усовершенствованных товаров, использованию новых технологий или оказанию услуг; 4) развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств; 5) подготовка кадров для инновационной сферы; 6) создание бизнес-инкубаторов для развития инновационного предпринимательства; 7) содействие развитию кооперационных и интеграционных связей с другими субъектами Российской Федерации, создание благоприятных условий для международного и межрегионального трансфера инновационных технологий; 8) обеспечение равенства прав и ответственности всех субъектов инновационной деятельности. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Алтайского края в сфере инновационной деятельности 1. Алтайский краевой Совет народных депутатов в сфере инновационной деятельности: 1) принимает законы и постановления; 2) принимает инновационную программу Алтайского края; 3) определяет в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год объем средств, необходимый для достижения целевых показателей инновационной программы Алтайского края; 4) осуществляет контроль за исполнением законов и постановлений; 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. 2. Администрация Алтайского края в сфере инновационной деятельности: 1) разрабатывает концепцию инновационной политики на среднесрочный период, инновационную программу Алтайского края и утверждает индикаторы для комплексной оценки инновационного потенциала Алтайского края; 2) утверждает критерии, определяющие необходимость государственной поддержки инновационных проектов, и организации, на производственных площадях которых будет освоен выпуск новой продукции; 3) утверждает перечень технологических приоритетов инновационной деятельности в инновационной программе Алтайского края; 4) образует Координационный совет по инвестиционной деятельности и организует его работу; 5) принимает участие в формировании перечня инновационных проектов, имеющих приоритетное право на государственную поддержку на уровне Российской Федерации; 6) определяет порядок ведения краевого инновационного банка данных, порядок формирования и использования реестра приоритетных инвестиционных проектов (далее - Реестр), организует отбор инновационных проектов для Реестра и проведение их экспертизы, в том числе инновационных проектов для краевых государственных нужд; 7) принимает совместные с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации решения по вопросам инновационной политики; 8) участвует в заключении международных, внешнеэкономических и межрегиональных соглашений в области инновационной деятельности; 9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Статья 5. Цели, задачи и функции инновационной системы Алтайского края 1. Инновационная система Алтайского края формируется Администрацией Алтайского края с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий для перевода экономики Алтайского края на инновационный путь развития. 2. Главной задачей инновационной системы Алтайского края является создание механизма приоритетного развития высокотехнологичных секторов экономики Алтайского края, формирующих производственно-технологические условия повышения: 1) конкурентоспособности продукции, производимой на территории Алтайского края, на внутреннем и внешнем рынках; 2) качественного уровня работы инновационной инфраструктуры региона в соответствии с международными стандартами. 3. Функции инновационной системы Алтайского края: 1) формирование технологических цепочек производства наукоемкой продукции (услуг), конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках; 2) научно-техническое обеспечение инновационного развития экономики Алтайского края; 3) содействие развитию малого инновационного предпринимательства, в том числе в бизнес-инкубаторах, и его взаимодействию с народнохозяйственным комплексом; 4) содействие созданию и функционированию в Алтайском крае фондов венчурного капитала; 5) содействие образованию и развитию деятельности кластеров, в том числе в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Алтайского края; 6) развитие схем прямого и косвенного финансового обеспечения инновационного развития экономики Алтайского края; 7) нормативное правовое обеспечение инновационного развития Алтайского края путем оказания субъектам инновационной деятельности поддержки в коммерциализации результатов научно-технической деятельности и обеспечении защиты их прав; 8) участие в формировании систем подготовки специалистов для работы в инновационной сфере. Статья 6. Координация инновационной деятельности 1. Координация инновационной деятельности осуществляется Администрацией Алтайского края при формировании концепции инновационной политики Алтайского края и ее реализации через инновационные программы. 2. Инновационная программа Алтайского края разрабатывается в соответствии с основными положениями инновационной политики Алтайского края и должна содержать: 1) приоритеты инновационной деятельности, цели, задачи, финансовые, информационные и материальные ресурсы и ответственных исполнителей работ; 2) индикаторы и контролируемые показатели; 3) мероприятия, реализуемые органами исполнительной власти Алтайского края по созданию инновационной инфраструктуры и развитию инновационной деятельности; 4) формы государственной поддержки, предоставляемые субъектам инновационной деятельности органами государственной власти Алтайского края; 5) источники, объемы и сроки финансирования. 3. Решение о внесении инновационных проектов в Реестр принимает Координационный совет по инновационной деятельности. Статья 7. Формы государственной поддержки инновационной деятельности 1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах: 1) создание условий для привлечения инвестиций с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности как на территории Алтайского края, так и для трансфера инновационных технологий; 2) предоставление государственных гарантий Алтайского края по кредитам, направляемым на реализацию инновационных проектов; 3) стимулирование спроса на инновационную продукцию путем размещения заказов для государственных региональных нужд; 4) содействие продвижению инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; 5) инвестирование инновационных проектов через фонд венчурного капитала; 6) бюджетное кредитование; 7) субсидирование за счет средств краевого бюджета: а) части банковской процентной ставки по привлекаемым инвесторами банковским кредитам; б) налога на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет; в) налога на имущество организаций, созданное или приобретенное для технологических нужд, участвующее в производственном процессе в рамках инновационного проекта и не входившее до начала реализации проекта в состав налогооблагаемого имущества; г) части расходов, связанных с приобретением машин и оборудования, участвующего в производственном процессе в рамках инновационного проекта, по договору лизинга. 2. Субъектам инновационной деятельности могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Алтайского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. Нормативными правовыми актами Алтайского края могут быть установлены иные формы государственной поддержки инновационной деятельности. 4. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на конкурсной основе и предоставляется на срок окупаемости проекта, но не более трех лет с начала производства товаров, оказания услуг. 5. Положение о порядке и условиях предоставления государственной поддержки инновационных проектов утверждается Администрацией Алтайского края. Статья 8. Финансовое обеспечение инновационной деятельности Часть 1 статьи 8 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2007 г. 1. Финансовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется за счет средств краевого бюджета, внебюджетных и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. 2. Объемы финансирования расходов для реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности определяются при принятии закона Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год. 3. Администрация Алтайского края осуществляет контроль за целевым и результативным использованием средств краевого бюджета на инновационную деятельность. Статья 9. Информационное обеспечение инновационной деятельности 1. В целях информационной поддержки субъектов инновационной деятельности органы государственной власти Алтайского края организуют систему мониторинга, формирования, накопления и распространения информации о перспективных научных, научно-технических разработках, объектах интеллектуальной собственности и инновационных проектах. 2. Для осуществления прогнозных расчетов показателей инновационного развития и создания информационной основы для разработки инновационной программы Алтайского края формируется краевой инновационный банк данных. 3. Краевой инновационный банк данных содержит информацию о перспективных научных, научно-технических разработках, объектах интеллектуальной собственности и инновационных проектах, в том числе выполненных за счет средств краевого бюджета. 4. Порядок формирования и ведения краевого инновационного банка данных утверждается Администрацией Алтайского края. Статья 10. Реестр приоритетных инновационных проектов 1. В Алтайском крае ведется Реестр, содержащий данные о значимых для социально-экономического развития края инновационных проектах и данные об инициаторах (собственниках) этих инновационных проектов. 2. Инновационные проекты, претендующие на различные формы государственной поддержки, подлежат регистрации и учету в Реестре. 3. Реестр формируется из: 1) проектов - победителей международных, федеральных, региональных и муниципальных конкурсов; 2) проектов, внесенных и признанных Координационным советом по инновационной деятельности в установленном порядке соответствующими утвержденным в Алтайском крае приоритетам. 4. Реестр утверждается Администрацией Алтайского края и подлежит пересмотру не менее двух раз в течение финансового года. 5. Исключение инновационного проекта из Реестра осуществляется Координационным советом по инновационной деятельности. 6. Положение о порядке ведения Реестра и предоставления информации об инновационных проектах утверждается Администрацией Алтайского края. Статья 11. Право на объекты интеллектуальной собственности в виде результатов научных исследований 1. С организацией - исполнителем работ Администрацией Алтайского края в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключается государственный контракт на разработку и/или создание объекта интеллектуальной собственности для государственных нужд. 2. Обладателем права на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении работ по государственному контракту, является исполнитель, если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Алтайскому краю. 3. В случае если исполнителем, являющимся патентообладателем, в течение одного года объект интеллектуальной собственности не внедрен в производство согласно государственному контракту, государственный заказчик вправе потребовать передать указанному им лицу (лицам) неисключительную безвозмездную лицензию на использование объекта интеллектуальной собственности в целях коммерциализации либо осуществления поставок для государственных региональных нужд. Исполнитель обязан предоставить государственному заказчику данный вид лицензии в течение тридцати дней. Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. 2. Часть 1 статьи 8 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2007 года. Глава Администрации Алтайского края А.Б.Карлин г. Барнаул 14 сентября 2006 года |