17 марта 2006 года N 15 РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОМ ИННОВАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Принят Народным Собранием Республики Дагестан 6 марта 2006 года Настоящий закон направлен на развитие инновационной деятельности, научное инновационное обеспечение развития экономики и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности в Республике Дагестан Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе В настоящем Законе применяются следующие понятия: инновация (нововведение) - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений; государственная инновационная политика Республики Дагестан - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, и научное инновационное обеспечение развития экономики в Республике Дагестан; инновационный фонд - некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование инновационных программ (проектов) путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе; венчурный инновационный фонд - фонд, объединяющий средства инвесторов и специализирующийся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций; инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов; инновационный проект - организационно-технологическая схема работ по использованию инвестиций для создания производства и применения нововведений с последующей их реализацией как товара (услуги), технологии на рынке; научное инновационное обеспечение - выполнение целевых программ, фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок специализированными академическими и научно-техническими учреждениями. Статья 2. Правовая основа инновационной деятельности 1. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными нормативными правовыми актами, Конституцией Республики Дагестан, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан. 2. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской федерации, относящимися к инновационной деятельности. Глава II ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Статья 3. Виды инновационной деятельности и научно- го инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан К видам инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан относятся: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте; проведение прикладных исследований и технологических разработок в научных центрах и предприятиях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство; промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства; осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий в соответствии с федеральным законодательством; опытное производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию; иные виды работ, необходимых для осуществления инновационной деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации. Статья 4. Субъекты инновационной деятельности 1. Субъектами инновационной деятельности на территории Республики Дагестан являются: органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности; юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие инновационную деятельность; физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, осуществляющие инновационную деятельность; общественные организации и объединения, в уставах которых предусмотрена инновационная деятельность; собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых в процессе инновационной деятельности; инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность; специализированные субъекты инновационной деятельности (технологические инкубаторы, технологические, промышленные и агропромышленные парки, технологические полисы, информационные и инновационные центры), содействующие инновационной деятельности; посредники, осуществляющие поддержку (консалтинговую, маркетинговую, рекламную, лизинговую, кадровую, информационную) инновационной деятельности и обеспечивающие формирование ее социально-экономической среды. Юридические и физические лица являются субъектами инновационной деятельности только в период осуществления ими этой деятельности. 2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции разработчиков, заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций. Статья 5. Гарантии прав субъектов инновационной деятельности Органы государственной власти Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности: государственную поддержку инновационных программ (проектов), направленных на реализацию государственной инновационной политики Республики Дагестан, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма; свободу распространения и сбора информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну. Статья 6. Приоритетные направления инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан Приоритетные направления инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан определяются в ходе разработки краткосрочных и долгосрочных целевых программ социально-экономического развития Республики Дагестан с учетом мнения научно-технического совета при Правительстве Республики Дагестан. Глава III ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Статья 7. Цели и задачи государственной инновацион- ной политики Республики Дагестан 1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется и реализуется исходя из приоритетности инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в целях экономического развития Республики Дагестан, повышения уровня и качества жизни населения. 2. Основными целями государственной инновационной политики Республики Дагестан является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики. 3. Основными задачами государственной инновационной политики Республики Дагестан являются: определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики; обеспечение правового регулирования инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан; обеспечение прогрессивны структурных преобразований в экономике; создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; осуществление мер по поддержке республиканской инновационной продукции на российском и международном рынках и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности; обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности; обеспечение развития инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов республики, включая технологии, созданные на оборонно-промышленном комплексе; обеспечение роста эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов республиканского значения; защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, занимающихся инновационной деятельностью; создание условий для развития кадрового потенциала региональной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах. Статья 8. Формирование государственной инновацион- ной политики Республики Дагестан 1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с государственной экономической, финансовой, научно-технической, экологической, инвестиционной и социальной политикой Республики Дагестан и отражается в концепции инновационного развития и других нормативных правовых актах. 2. Концепция инновационного развития и соответствующие программы разрабатываются Правительством Республики Дагестан. Статья 9. Реализация государственной инновационной политики Республики Дагестан 1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан реализуется органами государственной власти Республики Дагестан в пределах своих полномочий с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов Республики Дагестан. 2. Президент Республики Дагестан: определяет основные направления развития инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан; издает указы и распоряжения в области инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан. 3. Народное Собрание Республики Дагестан: обеспечивает законодательное регулирование инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан; 4. Правительство Республики Дагестан: разрабатывает и реализует инновационные программы (проекты); обеспечивает создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; организует взаимодействие с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности; обеспечивает конкурсный отбор включаемых в государственные инновационные программы инновационных проектов; создает условия для привлечения внешних и частных инвестиций; осуществляет иные полномочия в сфере инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан. Статья 10. Формы государственной поддержки иннова- ционной деятельности условия Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: 1} финансирование инновационных программ {проектов), обеспечивающих инновационную деятельность, а также мероприятий по развитию инфраструктуры инновационной деятельности; 2) участие в финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью; 3) долевое софинансирование проектов фундаментальных и прикладных исследований, представляющих интерес для Республики Дагестан, предусмотренных в рамках федеральных и республиканских целевых программ и научных фондов; 4) размещение государственного заказа на выполнение и реализацию экономически и социально значимых для экономики республики инновационных проектов, на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан; 6) предоставление субсидий на реализацию наиболее перспективных инновационных проектов и обеспечивающих их мероприятий; 5) инвестирование средств в создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; 7) предоставление льгот субъектам инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан; 8) предоставление субъектам инновационной деятельности права использования принадлежащего Республике Дагестан государственного имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности; 9) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности; 10) финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию продукции, производимой в Республике Дагестан; 11) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности. Статья 11. Условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности 1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством на конкурсной основе и предоставляется только на период осуществления такой деятельности. 2. Государственная поддержка инновационного проекта предоставляется на нормативный срок окупаемости, но не более трех лет с момента начала производства. Глава IV ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 12. Источники финансирования инновационной деятельности Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет: средств субъектов инновационной деятельности; средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из сторонних источников, в частности: средств юридических и физических лиц, государственных внебюджетных фондов и иных государственных организаций, участвующих в инновационной деятельности; зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов; в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами. Статья 13. Государственное финансирование инновацион- ной деятельности 1. Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств: республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом расходов на реализацию инновационных программ (проектов); государственных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности; субъектов инновационной деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Дагестан на развитие инновационной деятельности, направляются на финансирование инновационных программ (проектов) и мероприятий, включенных в перечень приоритетных инновационных программ (проектов) Республики Дагестан, закупку наукоемкой продукции, передовой техники и новых технологий для государственных нужд. 3. Порядок предоставления бюджетных средств и обеспечения государственных гарантий развития инновационной деятельности определяется Правительством Республики Дагестан. Статья 14. Инновационный и венчурный инновационный фонды 1. В целях методологической, организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности Правительство Республики Дагестан создает инновационный фонд. 2. Инновационный фонд обеспечивает финансирование инновационных проектов путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе. 3. Правительство Республики Дагестан для реализации высокорисковых инновационных проектов при участии заинтересованных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, предприятий и предпринимателей может создавать венчурный инновационный фонд. 4. Для определения приоритетов инновационного развития и экспертной оценки инновационных программ (проектов) при Правительстве Республики Дагестан создается научно-технический совет. 5. Положения об инновационном и венчурном инновационном фондах, положение о научно-техническом совете при Правительстве Республики Дагестан и его состав утверждаются Правительством Республики Дагестан. Глава V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 15. Поддержка межрегионального и между- народного сотрудничества в сфере инновационной деятельности Республика Дагестан поддерживает сотрудничество в сфере инновационной деятельности с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами на основе соответствующих межрегиональных и международных договоров Российской Федерации, межрегиональных и международных инновационных программ (проектов). Глава VI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования Президент Республики Дагестан М.АЛИЕВ Махачкала 17 марта 2006 г. N 15 |