"Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан"



17 марта 2006 года N 15


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

ЗАКОН

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОМ
ИННОВАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Принят Народным Собранием
Республики Дагестан
6 марта 2006 года

Настоящий закон направлен на развитие инновационной деятельности, научное инновационное обеспечение развития экономики и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности в Республике Дагестан


Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые
в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие понятия:
инновация (нововведение) - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
инновационная деятельность - деятельность, направленная на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
государственная инновационная политика Республики Дагестан - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, и научное инновационное обеспечение развития экономики в Республике Дагестан;
инновационный фонд - некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование инновационных программ (проектов) путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе;
венчурный инновационный фонд - фонд, объединяющий средства инвесторов и специализирующийся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций;
инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов;
инновационный проект - организационно-технологическая схема работ по использованию инвестиций для создания производства и применения нововведений с последующей их реализацией как товара (услуги), технологии на рынке;
научное инновационное обеспечение - выполнение целевых программ, фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок специализированными академическими и научно-техническими учреждениями.

Статья 2. Правовая основа инновационной деятельности

1. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными нормативными правовыми актами, Конституцией Республики Дагестан, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
2. В Республике Дагестан инновационная деятельность осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской федерации, относящимися к инновационной деятельности.


Глава II

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И НАУЧНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ
ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Статья 3. Виды инновационной деятельности и научно-
го инновационного обеспечения развития
экономики в Республике Дагестан

К видам инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан относятся:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
проведение прикладных исследований и технологических разработок в научных центрах и предприятиях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;
промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;
проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий в соответствии с федеральным законодательством;
опытное производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
создание и развитие инновационной инфраструктуры;
подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию;
иные виды работ, необходимых для осуществления инновационной деятельности и не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Статья 4. Субъекты инновационной деятельности

1. Субъектами инновационной деятельности на территории Республики Дагестан являются:
органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности;
юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие инновационную деятельность;
физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, осуществляющие инновационную деятельность;
общественные организации и объединения, в уставах которых предусмотрена инновационная деятельность;
собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых в процессе инновационной деятельности;
инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;
специализированные субъекты инновационной деятельности (технологические инкубаторы, технологические, промышленные и агропромышленные парки, технологические полисы, информационные и инновационные центры), содействующие инновационной деятельности;
посредники, осуществляющие поддержку (консалтинговую, маркетинговую, рекламную, лизинговую, кадровую, информационную) инновационной деятельности и обеспечивающие формирование ее социально-экономической среды.
Юридические и физические лица являются субъектами инновационной деятельности только в период осуществления ими этой деятельности.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции разработчиков, заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

Статья 5. Гарантии прав субъектов инновационной деятельности

Органы государственной власти Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности:
государственную поддержку инновационных программ (проектов), направленных на реализацию государственной инновационной политики Республики Дагестан, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма;
свободу распространения и сбора информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну.

Статья 6. Приоритетные направления инновационной деятельности
и научного инновационного обеспечения развития
экономики в Республике Дагестан

Приоритетные направления инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан определяются в ходе разработки краткосрочных и долгосрочных целевых программ социально-экономического развития Республики Дагестан с учетом мнения научно-технического совета при Правительстве Республики Дагестан.


Глава III

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Статья 7. Цели и задачи государственной инновацион-
ной политики Республики Дагестан

1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется и реализуется исходя из приоритетности инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в целях экономического развития Республики Дагестан, повышения уровня и качества жизни населения.
2. Основными целями государственной инновационной политики Республики Дагестан является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики.
3. Основными задачами государственной инновационной политики Республики Дагестан являются:
определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;
обеспечение правового регулирования инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
обеспечение прогрессивны структурных преобразований в экономике;
создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
осуществление мер по поддержке республиканской инновационной продукции на российском и международном рынках и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности;
обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;
обеспечение развития инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов республики, включая технологии, созданные на оборонно-промышленном комплексе;
обеспечение роста эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов республиканского значения;
защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, занимающихся инновационной деятельностью;
создание условий для развития кадрового потенциала региональной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах.

Статья 8. Формирование государственной инновацион-
ной политики Республики Дагестан

1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан формируется на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с государственной экономической, финансовой, научно-технической, экологической, инвестиционной и социальной политикой Республики Дагестан и отражается в концепции инновационного развития и других нормативных правовых актах.
2. Концепция инновационного развития и соответствующие программы разрабатываются Правительством Республики Дагестан.

Статья 9. Реализация государственной инновационной
политики Республики Дагестан

1. Государственная инновационная политика Республики Дагестан реализуется органами государственной власти Республики Дагестан в пределах своих полномочий с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов Республики Дагестан.
2. Президент Республики Дагестан:
определяет основные направления развития инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
издает указы и распоряжения в области инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
3. Народное Собрание Республики Дагестан:
обеспечивает законодательное регулирование инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан;
4. Правительство Республики Дагестан:
разрабатывает и реализует инновационные программы (проекты);
обеспечивает создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
организует взаимодействие с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности;
обеспечивает конкурсный отбор включаемых в государственные инновационные программы инновационных проектов;
создает условия для привлечения внешних и частных инвестиций;
осуществляет иные полномочия в сфере инновационной деятельности и научного инновационного обеспечения развития экономики в Республике Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

Статья 10. Формы государственной поддержки иннова-
ционной деятельности условия

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:
1} финансирование инновационных программ {проектов), обеспечивающих инновационную деятельность, а также мероприятий по развитию инфраструктуры инновационной деятельности;
2) участие в финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
3) долевое софинансирование проектов фундаментальных и прикладных исследований, представляющих интерес для Республики Дагестан, предусмотренных в рамках федеральных и республиканских целевых программ и научных фондов;
4) размещение государственного заказа на выполнение и реализацию экономически и социально значимых для экономики республики инновационных проектов, на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан;
6) предоставление субсидий на реализацию наиболее перспективных инновационных проектов и обеспечивающих их мероприятий;
5) инвестирование средств в создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
7) предоставление льгот субъектам инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан;
8) предоставление субъектам инновационной деятельности права использования принадлежащего Республике Дагестан государственного имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности;
9) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
10) финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию продукции, производимой в Республике Дагестан;
11) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.

Статья 11. Условия предоставления государственной
поддержки инновационной деятельности

1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством на конкурсной основе и предоставляется только на период осуществления такой деятельности.
2. Государственная поддержка инновационного проекта предоставляется на нормативный срок окупаемости, но не более трех лет с момента начала производства.


Глава IV

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 12. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет:
средств субъектов инновационной деятельности;
средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из сторонних источников, в частности:
средств юридических и физических лиц, государственных внебюджетных фондов и иных государственных организаций, участвующих в инновационной деятельности;
зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов;
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами.

Статья 13. Государственное финансирование инновацион-
ной деятельности

1. Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств:
республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом расходов на реализацию инновационных программ (проектов);
государственных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности;
субъектов инновационной деятельности и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Дагестан на развитие инновационной деятельности, направляются на финансирование инновационных программ (проектов) и мероприятий, включенных в перечень приоритетных инновационных программ (проектов) Республики Дагестан, закупку наукоемкой продукции, передовой техники и новых технологий для государственных нужд.
3. Порядок предоставления бюджетных средств и обеспечения государственных гарантий развития инновационной деятельности определяется Правительством Республики Дагестан.

Статья 14. Инновационный и венчурный инновационный фонды

1. В целях методологической, организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности Правительство Республики Дагестан создает инновационный фонд.
2. Инновационный фонд обеспечивает финансирование инновационных проектов путем предоставления средств на возвратной, договорной, а также на долевой основе.
3. Правительство Республики Дагестан для реализации высокорисковых инновационных проектов при участии заинтересованных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, предприятий и предпринимателей может создавать венчурный инновационный фонд.
4. Для определения приоритетов инновационного развития и экспертной оценки инновационных программ (проектов) при Правительстве Республики Дагестан создается научно-технический совет.
5. Положения об инновационном и венчурном инновационном фондах, положение о научно-техническом совете при Правительстве Республики Дагестан и его состав утверждаются Правительством Республики Дагестан.


Глава V

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 15. Поддержка межрегионального и между-
народного сотрудничества в сфере
инновационной деятельности

Республика Дагестан поддерживает сотрудничество в сфере инновационной деятельности с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами на основе соответствующих межрегиональных и международных договоров Российской Федерации, межрегиональных и международных инновационных программ (проектов).


Глава VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Президент
Республики Дагестан
М.АЛИЕВ
Махачкала
17 марта 2006 г.
N 15