Самая подробная информация приложение фитнес на нашем сайте.
Полетаев Александр Алексеевич Общественный эксперт Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Возможности эффективного налогового контроля Мы полагаем, что эффективный контроль налоговых органов России за товарными потоками в сфере рыночного оборота в настоящее время является проблематичным. Возможности бесконтрольного искажения налоговой отчетности используются недобросовестными предпринимателями в полной мере. Эта бесконтрольность обусловлена, в том числе и отсутствием у налоговых и других контролирующих органов объективных критериев для принятия решения о происхождении товара. Отсутствует отработанная система контроля объемов выпуска подакцизных и других товаров. Контроль осуществляется в основном путем открытых (рейды на товарных рынках) или скрытых (агентурные данные) спецмероприятий. Большие объемы нелегального вывоза валютных капиталов вненалогового, а по сути - криминального, происхождения косвенным образом подтверждают низкую эффективность существующих методов противодействия нелегальному товарообороту. При наличии достаточно большого количества государственных программ по разным (безусловно необходимым) направлениям, отсутствует, может быть, самая важная в складывающейся экономической ситуации программа. Программа, которая, при успешном ее выполнении, существенно поможет наполнить государственный бюджет и тем самым обеспечит финансирование для других социально-экономических программ. Речь идет о разработке государственной программы, позволяющей в конечном итоге обеспечить эффективный налоговый контроль за объемами выпускаемой продукции и ее качеством. Распространение контрафактной продукции Отсутствие у соответствующих государственных служб эффективных критериев и инструментов на который мог бы опираться системный и централизованно налаженный налоговый контроль развязывает руки для ничем не ограниченного вненалогового, в том числе контрафактного, производства. Мы имеем в виду, как теневой выпуск качественной продукции, так и производство нелицензированной, поддельной, т.е. контрафактной продукции. Все мы тем или иным образом наслышаны о так называемых третьих, четвертых и пятых сменах по производству "левой" водки. "Левой" - не в смысле ее качества, а по ее так сказать "налоговой" судьбе. При этом качество продукции ненормативных N-ных смен, как правило, на высоте. Криминальный ОТК - строгий. Времена, когда левой, т.е. вненалоговой ликероводочной продукцией травились все подряд потихоньку уходят в прошлое. Это не значит, что таких случаев отравлений и смертей от них нет. Просто объем выпуска отвратительного алкогольного суррогата все-таки уменьшается. А выпуск так называемой "просто левой" и, заметим, порой вполне качественной продукции, скорее всего, растет или уменьшается, в зависимости от роста или спада налоговой нагрузки на вполне легальные спиртоводочные предприятия. Причем это касается не только производства водки, но и любых других производств, пользующихся спросом товаров. Водку мы выбрали для наглядности примера. Потери, которые несет население, и наше государство от сложившегося негативного положения дел весьма значительны. Ухудшение здоровья от некачественных подделок, недобор налогов государством от безналоговых производств и просто беззаконие - все это круто замешено. Проблема поддельных товаров на потребительском рынке не является новой или экзотической. Область распространения различных подделок во всем мире весьма широка и простирается от производства низкокачественных пищевых продуктов до изготовления дешевых нестандартных комплектующих в электронной промышленности. Так, по данным International Anti-Counterfeiting Coalition (Международная организация координирующая борьбу с подделками), ежегодный мировой объем "параллельной" торговли (т.е. торговли поддельными товарами) составляет цифру близкую к 500 млрд. долларов США в год.. Но, именно необходимость противодействия индустрии контрафакта определяет востребованность специфического бизнеса ряда известных зарубежных фирм. Речь идет о бизнесе по созданию и развитию технологий, защищающих легального производителя от подделок. Опыт работы этих фирм вполне может быть использован в России. Однако, следует заметить, что, при всей остроте этого вопроса, в нашей стране практически отсутствует законодательная база, регулирующая ответственность за подделку тех или иных товаров. Законом четко оговорена уголовная ответственность только лишь в одной весьма специфической криминальной области - за подделку и сбыт фальшивых денежных знаков. Такое, прямо скажем, ненормальное положение в области российского права в сочетании с отсутствием системы противодействия подделкам, координируемой на государственном уровне, оставляет потребителей и легальных производителей доброкачественных фирменных напитков один на один с хорошо организованным и профессиональным теневым рынком. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И ЗАЩИТЫ ИХ ОТ ПОДДЕЛОК Методология применения защитных технологий Современная практика применения защитных технологий условно выделяет три основные формы защиты: объявленные, сертифицированные и скрытые. Каждая из этих трех основных групп защитных технологий предназначена и работает на определенный уровень контроля. Контроля потребителя, производителя и соответствующих государственных структур. Объявленная защита подразумевает наличие необходимой потребителю информации для принятия решения о подлинности того или иного продукта. Такой информационной поддержкой может служить реклама, оповещающая о видимых признаках соответствия товара сертифицированному качеству. Имеется в виду распространение рекламных листовок с описанием особенностей упаковки и маркировки товаров, информация о вновь вводимых признаках подлинности в теле и радиорекламе. К сожалению, примеров подобной информационно-рекламной поддержки известных и популярных товаров пока мало. В качестве примера мы можем привести распространение рекламы об упаковке минеральной воды "Боржоми" и забытая уже реклама голографического знака на водке "Распутин". Среди других, весьма наглядных и привлекательных по возможностям дизайна, методов открытой идентификации товаров упомянем современные и труднодоступные для фальсификаторов, виды высокотехнологичных деметаллизированных голограмм и голограмм на прозрачных основах, тиснение различных элементов упаковки методом Securygrafix. Пока недостаточно широко применяется высокозащищенная металлографическую печать специальными оптически изменяющимися красками, а также упаковочные материалы, выполненные по технологии HoloPrism. Отдельным параграфом можно выделить специальные конструкции пробок, применяемые для укупорки алкоголя. Так, например, эксклюзивные конструкции разнообразных пробок компании Guala Closures защищены 160 международными патентами и выпускаются на предприятиях транснациональной промышленной группы с высокой деловой репутацией. Конструктивные особенности этих пробок позволяют сделать их центральным видимым элементом защиты алкогольных напитков, так как эти пробки могут иметь сложную для подделки и в тоже время легко различимую потребителем защитную маркировку. Маркировка пробок может быть эффективной составляющей системы идентификации алкоголя. Распространенным заблуждением является поиск какой либо одной - "спасительной" формы защиты от подделок. Успех предопределяется правильным комбинированием способов защиты. Особенно это относится к объявленным - видимым - способам защиты от фальсификации продукции. Ограничителем для нелегалов могут в этом случае являться экономически неприемлемые затраты для ввода в действие видимых форм защит ,ввиду того, что они рассчитаны по большей части на крупносерийное массовое производство. К тому же порядок и комбинации их применения являются коммерческой тайной легального производителя. Подчеркнем, что применение открытых форм защит от фальсификации и нелегального товарооборота требует постоянного и широкого рекламного сопровождения и законодательной поддержки. Сертифицированные средства маркировки товаров - это комплекс скрытых или видимых технических мер от фальсификации, технология применения и способ контроля которых известны только производителю продукции и/или владельцу товарной марки. Наличие и описание таких защитных мер, равно как и метод их идентификации может быть коммерческой тайной производителя (владельца товарной марки) или частично раскрыт им в сертификате защищенности продукта (сертификат качества). К этим способам относятся в первую очередь различные защитные полиграфические технологии (водяной знак, микротекст, термо и фотохромные добавки в красители), особые виды бумажных материалов для этикеток и единичных упаковочных коробок, скрытые способы маркировки продукции. Применяются и скрытые способы занесения и считывания информации, заложенные в видимые защитные технологии - микротекст в голограммах, скрытый штрих- код, специальные способы полиграфической печати. Данные виды защит, как правило, контролируются с помощью специальных приборов в ходе выборочных контрольных проверок за оборотом продукции, инициированных самим производителем или соответствующими ведомствами. В ходе таких проверок может проверяется подлинность и видимых защит, идентичность и правильность их исполнения. Сочетание одновременного применения видимых и скрытых признаков соответствия позволяет исполнителю осуществлять эффективный контроль за нарушителями прав на выпуск его фирменной продукции. Таким образом, сертифицированные средства маркировки товаров формируют второй уровень контроля подлинности в процессе обращения товаров. Активная информационная защита Под информационной защитой понимается нанесение на защищаемый объект некоторой информации, позволяющей аутентично сопоставить ее либо с открыто объявленными характеристиками объекта товароборота (его названием, уникальным номером, включающим индекс и серию конкретной товарной партии, данными сертификата соответствия, ИНН поставщика, любая иная необходимая информация, нанесенная на него при производстве), либо с данными сопроводительных документов на товарную партию. Информация может содержать любые переменные данные, которые наносятся в соответствии с заданным алгоритмом. Нанесение такой информации производится на специальную информационную этикетку, которая в свою очередь наносится аппликатором на изделие (например, бутылку с алкоголем) и/или его упаковку (коробка, палета). Таким образом. каждая единица товара несет на себе (в информационной этикетке) полный набор объективной, присущей именно данной единице товара, информации о себе. Основная идея этого вида защиты - дать возможность считать сканером данные, содержащиеся в специальной информационной этикетке. Отобразить их на экране этого сканера для сличения с информацией размещенной на единице товара этикетка, его упаковке и сопроводительных документах. Немаловажно, что контроль может осуществляться и в режиме радиотелефонной связи автоматически, путем немедленной сверки полученной при проверке информации с централизованной базой данных. Протокол сверки составляется и заносится в централизованную базу данных также в автоматическом режиме. Основная задача этого метода - предельно затруднить изготовление и бесконтрольный оборот поддельной или нелегальной продукции. Для занесения информации в информационную этикетку предлагается использовать современный двумерный штрих код, например, типа PDF-417. В отличии от обычных товарных линейных штрих кодов он позволяет заносить на единицу площади гораздо больше информации ( в десятки раз). Используя этот код на площади размером 9 х 18 мм можно поместить от 85 до 120 символов, что вполне достаточно для нанесения всеобъемлющей информации в целях идентификации единицы товара. Могут быть применены и так называемые композитные штрих коды, сочетающие в себе свойства линейных и двумерных штрих кодов. Современные сканеры позволяют беспрепятственно работать с любыми из вышеуказанных штрих кодов. В настоящее время запатентован метод криптографического (зашифрованного) нанесения и считывания идентификационной информации о том или ином товаре. В случае с алкогольной продукцией алгоритм шифровки настраивается по определенному паролю с последующим уничтожением как самого пароля, так и программного блока крипта в системах печати и считывания. Пароль может и/или должен задаваться одним лицом в системе и являться секретным. Данный метод идентификации подакцизных товаров позволяет осуществлять эффективный и объективный контроль за оборотом этой товарной группы. Затраты на оборудование при развертывании таких систем составляют 2-6% от годовой стоимости потребных расходных материалов и обычно окупаются за несколько месяцев эксплуатации системы. Другими словами, эти затраты не являются определяющими при выборе типа системы и вида этикетки. |