Российский маршрут в мировом hi-tech


2007 год стал знаковым для всей российской отрасли инфокоммуникаций. Впервые Россия названа страной-партнером крупнейшей международной выставки высоких технологий, телекоммуникаций и оргтехники CeBIT в Ганновере (Германия).

В этом уже можно увидеть определенное признание значимости отечественного рынка информационных технологий и связи для мирового сообщества.

Вклад ИКТ-сектора в ВВП страны сохраняется на достаточно высоком уровне около 5%. Значимость телекоммуникаций и информационных технологий для экономики страны сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. ИКТ не только вносит весомый вклад в экономику страны, но и является базой для создания инновационной экономики, курс на которую был взят в 2005 году. На этом фоне все более заметным становится факт усиления позиций российской отрасли инфокоммуникаций на мировом рынке hi-tech.

В настоящее время Россия входит в десятку крупнейших мировых телекоммуникационных рынков, а по числу абонентов сотовой связи занимает третье место. Отечественный рынок является одним из самых динамичных: темпы его роста опережают темпы роста телекоммуникационных рынков Западной Европы и США, что позволит нашей стране еще больше укрепить свои позиции на мировом телекоммуникационном рынке.

С одной стороны, усиление российских ИКТ на мировом рынке связано с улучшением международных позиций экономики страны в целом. С другой стороны, внутренние процессы развития рынка связи и информационных технологий уже позволяют говорить о создании в стране конкурентоспособного рынка. Реформирование телекоммуникационной отрасли России на протяжении последних лет во многом было направлено на устранение противоречий национального и международного законодательства в области связи. Завершающими шагами на этом этапе стали принятие Закона «О связи» и демонополизация рынка дальней связи. На уровне мировых решений находятся также государственные инициативы по стимулированию инновационной деятельности и инвестиций в отечественный высокотехнологичный сектор, в первую очередь — по развитию национальной венчурной индустрии.

Знаковым для рынка в прошлом году стало увеличение количества операторов, работающих на рынке междугородного и международного транзита. Участие в глобальном мировом информационном пространстве априори предполагает свободный рынок транзита трафика. Демонополизация рынка дальней связи позволила представить Россию в том числе и как серьезного претендента на роль создателя нового транзитного коридора трафика Европа—Азия. По мнению специалистов, помимо выгодного географического положения, в России уже сейчас есть все необходимые правовые и технологические условия для того, чтобы претендовать на ключевую роль на международном рынке телекоммуникационного транзита и межоператорского взаимодействия.

Теперь кроме «Ростелекома» на рынке дальней связи уже работает «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и начинает предоставлять услуги Golden Telecom. Вскоре после открытия представительства в Москве мировой телекоммуникационный гигант British Telecom объявил о проекте по формированию стратегического партнерства с «Компанией ТрансТелеКом» — обладателем крупной современной магистральной сети связи, которая охватывает 71 из 88 регионов России. Обе компании планируют объединить свои сети, предоставив заказчикам доступ к транспортной инфраструктуре глобального масштаба. Такое сотрудничество, основанное на интеграции построенной «ТрансТелеКомом» региональной сети с глобальной MPLS-сетью British Telecom, подразумевает активное использование евроазиатского маршрута, соединяющего Западную Европу и бурно растущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Появление альтернативного маршрута для транзита трафика даст международным компаниям более короткий транзитный путь между Европой и Азией, что, несомненно, сыграет большую роль для оптимизации их расходов и создаст новые преимущества для российских телекоммуникационных операторов.

Неправильная пропорция

Выступая недавно в Мюнхене, ВладимирПутин в весьма жесткой манере призвал ведущие мировые державы пересмотреть свое отношение к России как потенциально сильному инвестору. По оценкам экспертов, сейчас соотношение поступающих в Россию и направляемых из России в другие страны мира инвестиций — примерно 15 к 1.

Это соотношение пока в полной мере соответствует и распределению инвестиционных потоков на российском рынке ИКТ. Однако в прошлом году явственно обозначилась тенденция последовательной интеграции российских телекоммуникационных компаний на международные рынки связи. Лидеры рынка мобильной связи — МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» активно продвигаются на рынки связи стран СНГ. Российские финансовые корпорации реализуют планы экспансии на рынки связи и высоких технологий Центральной, Восточной и Южной Европы. Ведутся переговоры о входе российских участников на развивающиеся рынки Африки и Азии. Например, как сообщили в МТТ, компания разрабатывает стратегию развития на зарубежных рынках, а «Комстар-ОТС» создает подразделение, которое будет управлять активами «Комстара» за пределами России. По оценкам Татьяны Толмачевой, ведущего эксперта аналитического агентства «iKS-Consulting», в 2001—2006 годах объем инвестиций российских операторов связи, направленных на приобретения и капитальные вложения в странах ближнего и дальнего зарубежья, превысил $3 млрд.

Все это свидетельствует о все большей интеграции России в международную экономику и возрастающем спросе на телекоммуникационные услуги со стороны крупнейших транснациональных корпораций в России и странах СНГ.

Российский «Бангалор»

По мнению экспертов KPMG, Россия входит в десятку стран, которые в ближайшие несколько лет станут основными поставщиками IT-продуктов и услуг. Этому в том числе будут способствовать государственные инициативы по поддержке рынка IT: налоговые льготы для IT-компаний, создание технопарков в сфере высоких технологий, формирование инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий.

О том, что в стране сохраняется высокий инновационный потенциал, свидетельствует, в частности, факт, что такие глобальные корпорации, как Intel, IBM, Siemens, значительно расширяют свои центры разработки программного обеспечения и оборудования в России, а интернет-гигант Google открыл в нашей стране два инженерных центра. Первые технопарки появятся в семи регионах России: Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской и Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге и Республике Татарстан. Объем инвестиций в российские технопарки, по прогнозам, может превысить к 2010 году $3,5 млрд.

Определенным показателем зрелости рынка ИКТ стало также формирование национальной венчурной индустрии, в частности создание «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ). Об инвестиционном интересе к российской ИКТ-индустрии свидетельствуют действующие в России порядка 60 фондов венчурных и прямых инвестиций, которые аккумулировали более $4 млрд.

Что касается экспорта программного обеспечения, то Россия вслед за Индией, Ирландией и Китаем по-прежнему занимает лидирующие позиции. По последним оценкам, основным заказчиком на ПО при этом выступают США и страны Западной Европы.

По словам Валентина Макарова, президента ассоциации РУССОФТ, объединяющей крупнейших и наиболее влиятельных отечественных разработчиков программного обеспечения, Германия и другие страны Европы нуждаются в сотрудничестве с Россией в сфере IT, поскольку рынок высоких технологий в нашей стране демонстрирует самые высокие темпы роста в мире — 25%. В 2006 году РФ экспортировала IТ-продуктов и услуг на сумму около $1,4 млрд. При этом объем IТ-экспорта Германии в Россию в 2005 году составил $1,8 млрд.

В поиске бизнеса

Несомненно, в настоящее время в России созданы благоприятные условия для развития высокотехнологичного бизнеса не только российских, но и зарубежных компаний. Площадкой для демонстрации различных моделей бизнеса, спектра предлагаемых услуг и решений станет мартовская международная выставка CeBIT-2007. Участие России в этой крупнейшей выставке в качестве страны-партнера — уникальная возможность для отечественных ИКТ-компаний еще раз убедительно заявить о себе на мировом ИТ-рынке, а международным компаниям — найти клиентов и партнеров на динамично растущем рынке России.






/"Профиль", 18.02.07/