Моющие и дезинфицирующие средства дезинфирующие средства npfecotech.com.

Голубой океан в Черноземье


В 2005 году У. Чак Ким и Рене Моборн в своей книге Blue Ocean Strategy впервые описали новую концепцию построения инновационного бизнеса: инновационной компании нет смысла делить старые рыночные ниши, её задача — создавать новые рынки и формировать новый спрос. Белгородский технополис «Светоград» пытается реализовать эту концепцию в России. О том, что из этого получается рассказывает председатель совета директоров ОАО «Технополис “Светоград”» Геннадий Головской.

Справка :

Программа создания в РФ технопарков в сфере высоких технологий была одобрена правительством России ещё в марте 2006 года. Одним из регионов РФ, где возможно развитие инновационного бизнеса, была признана Белгородская область. В марте 2008 года администрация области приняла решение о создании технополиса «Светоград». Основной функцией технополиса «Светоград» является «осуществление посредничества между наукой, бизнесом и властью, способствуя внедрению инновационных технологий на действующих предприятиях области». Своей миссией в технополисе считают превращение Белгородской области в лидирующий центр создания и распространения высокотехнологичной продукции, а также усиление её конкурентоспособности как на внутрироссийском, так и на мировом рынках.

Следовать концепции «голубого океана» — значит отказаться от конкуренции на существующих рынках, не делить с другими компаниями имеющийся спрос, часто к тому же уменьшающийся. Это значит, отказавшись от изнурительного соперничества, полностью заняться формированием нового рынка и нового растущего спроса. Создатели концепции голубого океана У. Чак Ким и Рене Моборн исходят из того, что потребности потребителей никогда не могут быть полностью удовлетворенны — ведь есть потребности, о которых потребитель ещё просто не знает. Инновационная компания, если ей удастся нащупать реальную, но пока не осознаваемую потребность, и найти способы её удовлетворить, станет лидером нового рынка, более того, надолго может остаться единственным, монопольным поставщиком на новый рынок нового товара или услуги.

Геннадию Головскому нравится не бояться конкурентов. Возглавив в 2008 году технополис «Светоград», он сделал ставку на новые технологии, прежде всего — так называемые закрывающие, внедрение которых может сделать ненужными некоторые существующие производства. В России почти нет закрывающих технологий. Головской считает, что причина не в кадрах — людей, которые могут придумывать и создавать такие технологии ещё можно найти в России. И не в том, что такие технологии не выгодны экономически — как раз наоборот. Главные препятствия — организационные. Поэтому в «Светограде» приоритетом считают помощь изобретателям и предпринимателям, организацию посредничества между наукой, бизнесом и властью.

Системный интегратор между властью, бизнесом и наукой
Чем принципиально отличается «Светоград» от технопарков, существующих в других регионах РФ?

— Как правило, авторы технопарков акцентируют свое внимание на том, как сразу привлечь максимальные средства, выстроить все необходимые объекты недвижимости и так далее. Но главное, суть технопарка, — в работе с идеями. Главная проблема большинства технопарков России в том, что они лишь форма, лишённая содержания. Мы стараемся изменить эту ситуацию, ни на минуту не забывая о стратегии «голубого океана».

Для нас в первую очередь нужны проекты. Мы приступили к поискам идей, начали собирать талантливых людей, научились работать с обществом изобретателей, с университетами. Правда, нам пока не удалось объединить ученое сообщество — несколько ведущих вузов — в той мере, в какой хотелось бы. Но роль Технополиса как системного интегратора между бизнесом, властью и наукой закреплена в Стратегии развития Белгородской области.

Сейчас к нам засылают (наблюдали неоднократно) шпионов с пробиркой — зачерпнуть, сбегать на хроматограф, посмотреть, из чего всё это дело состоит, смешать. Ну, повторят они состав, но дадут ли гарантию, что их краска будет, как наша, держаться 15 лет?

Какая отдача ожидается от деятельности технополиса?

— Отдача ожидается, прежде всего, в виде проектов и идей, причём в разных отраслях — энергетике, биоэнергетике, строительстве, сельском хозяйстве.

Есть интересный проект системы государственного управления «Электронное правительство», над которым мы начали работать еще в 2007 году. У нас сильная команда специалистов в области информационных технологий, и получилась классическая модель электронного правительства — все задачи которые ставила ФЦП «Электронная Россия» мы выполнили. Белгородская область станет одним из первых регионов страны, которая применила современные информационные технологии на службу гражданам, бизнесу и государству.

Из проектов можно также выделить созданную нами краску на водной основе, которой можно красить, хоть цинк. Держаться краска может хоть 20 лет.

По развитию биоэнергетики и биотехнологий работаем в сотрудничестве с администрацией Белгородской области. У нас высокоразвитый индустриально-аграрный регион, но выполнение программ развития аграрно-промышленного комплекса региона должно быть увязано с решением нарастающих экологических проблем. Объемы отходов животноводства и птицеводства растут и проблему их утилизации нужно решать с помощью биоэнергетики. Семь лет эту задачу не могли решить. Мы разработали концепцию «Отходы в Доходы», и проект начал работать, он будет реализовываться через механизмы государственно-частного партнерства.

А ещё мы разрабатываем проект «умного» или «пассивного» дома, такой дом почти не потребляет энергии, всего 1 кВт/ч на один квадратный метр в год.

Белгородские кулибины и кадровый вопрос
— Мы привлекли людей из разных уголков нашей страны, СНГ, заграницы. У нас работают и те, кто когда-то давно уезжал на работу в Европу, Америку. Делаем ставку на «кулибиных», людей, которые генерируют идеи. Но реально таких людей немного, двое-трое на весь Технополис. Остальные — просто хорошие инженеры, которые могут структурировать и анализировать.

Чем Технополис может помочь человеку, который выдвинул прорывную идею?

— Мы рассматриваем все предложения — наших сотрудников, людей извне. Есть идеи, которые на деле ничего не стоят, мы это объясняем, показываем, где ошибки. Если же идея нам нравится (она должна получить одобрение в проектном офисе), составляется бизнес-план, и уже мы думаем о том, как замотивировать человека на дальнейшую работу. Может быть, он будет на авторских правах «сидеть», ждать royalties. А может из него получится человек бизнеса, особенно если он молодой, «моторный», и много чего хочет добиться. Он может быть, например, главным технологом в новом бизнесе. Ведь кто, как не он, будет болеть над своей идеей?

Что касается патентов, то иногда они нужны, а иногда — нет. Есть разработки, которые не нужно патентовать. Вот, например, на свою краску мы даём гарантию 15 лет, а если мы опубликуем и запатентуем состав, любой сможет её изготовить. Сейчас к нам засылают (наблюдали неоднократно) шпионов с пробиркой — зачерпнуть, сбегать на хроматограф, посмотреть, из чего всё это дело состоит, смешать. Ну, повторят они состав, но дадут ли гарантию, что их краска будет держаться 15 лет?

Впрочем, некоторые технологии можно и нужно патентовать быстрее — если мы понимаем, что технология «далёкая», мы просто пишем рекомендацию. В Белгородский области есть ресурсный инновационный центр, оттуда изобретателю и выписываются деньги на патентование.

Можно заимствовать технологии на западе и прививать их здесь, но таким образом мы только подтвердим статус отсталой страны, проиграем новую технологическую революцию.

В Технополисе, я слышал, разрабатывали некий инновационный проект по образованию. Расскажите подробнее о нём.

— Мы создаём в регионе научно-образовательный комплекс на базе одного из училищ. Учебное заведение перепрофилировано, модернизирована материально-техническая база, училище получило новый статус объекта образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. В перспективе появятся новые специальности в сфере инноватики, биотехнологий. Это новый формат отношений бизнеса и образования. Я считаю, сейчас очень важно создавать и концентрировать профессиональные училища при крупных корпорациях и инновационных предприятиях, для которых учебные заведения и будут готовить квалифицированных специалистов. Мы планируем создавать и новый вуз — Белгородский институт инновационных технологий (БИИТ).

В целом задача такая: создать единый ресурсный центр как центр модернизации образования в сфере информационных и высоких технологий, обеспечивающий многоуровневую систему подготовки инновационных кадров.

Будущее за закрывающими технологиями
Как кризис повлиял на деятельность технополиса?

— У нас было запущено много проектов, от многих, к моему глубочайшему сожалению, пришлось отказаться. Когда грянул финансовый кризис, нам пришлось скорректировать свою позицию, но мы не меняем основного направления деятельности.

Даже когда всё в стране было хорошо и стабильно, выдавались кредиты, мы не приняли решения «давайте срочно построим корабль капитана Немо, и займёмся пиаром». Мы не любим такой пиар, мы с самого начала абстрагировались от непонятных займов, исков, слухов.

Что, на Ваш взгляд, нужно делать для развития и внедрения технологий в России?

— Можно заимствовать технологии на западе и прививать их здесь, но таким образом мы только подтвердим статус отсталой страны, проиграем новую технологическую революцию. Во время холодной войны, если помните, были запрещены поставки в страны третьего мира вычислительных мощностей. То же самое происходит и сегодня, негласно, но происходит.

Нужно заниматься развитием собственных закрывающих технологий, использование которых сильно сокращает или даже делает ненужными существующие производства. Я считаю — это ключ для дальнейшего развития страны.





Strf.ru, 25.06.2009