Проблемы инновационной политики Вопросы учета и распоряжения результатами интеллект Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие концептуальной государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий. Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальные научно-технический и образовательный потенциалы, однако эффективность их практического использования в рыночных условиях явно недостаточна, т. к. формирование национальной инновационной системы находится в начальной стадии развития. От имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности организаций с нынешнего года реализует Федеральное агентство по промышленности под руководством Бориса Алешина. Ему досталось тяжелое наследство. Ведь целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности до сих пор не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы. Это существенным образом отразилось на деятельности научных и научно-производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса. С 1992 г. на предприятиях существенно сократились количественные показатели изобретательской и рационализаторской работы, снизилось качество патентно-лицензионной деятельности, на ряде предприятий подразделения, обеспечивающие эту деятельность, ликвидированы. По экспертным оценкам, с начала 90-х гг. в Российской Федерации произошел спад количества поданных заявок на изобретения почти в 60 раз. Утрачены кадры патентоведов, не обеспечивается проведение необходимой проверки научно-технической продукции на патентную чистоту и наличие патентоспособных решений. Практически не патентуются российские разработки в странах предполагаемого или произведенного экспорта, что могло бы создать для российской стороны существенные конкурентные преимущества. Только за первые шесть лет проведения экономических реформ, по оценке Центра исследований и статистики при Минпромнауки России, эффективность внутренних затрат в сфере научно-технической деятельности, отнесенная к объему выпускаемой инновационной продукции снизилась в 3 раза. Несмотря на отмеченный в последние годы рост числа лицензионных соглашений на поставку (экспорт) отечественных технологий, сальдо платежей по импорту и экспорту продолжает складываться не в пользу России. В ходе ускоренной приватизации (1992-1997 гг.) в связи с отменой Указом президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721 требований Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" и частично Временного положения о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации (утвержденного Указом президента РФ от 29.01.92 № 66), предусматривавших проведение полной инвентаризации и оценки стоимости активов предприятия, нематериальные активы организаций (в том числе результаты интеллектуальной деятельности, далее РИД), на создание которых затрачены огромные государственные ресурсы, время и интеллектуальный потенциал многих поколений ученых, при определении величины уставного капитала не учитывались. Это привело к занижению стоимости предприятий, а в итоге - к утрате значительной части принадлежащих государству прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД). При этом Госкомимущество России (в последующем Минимущества России)контроль за применением Указа № 721, действующего исключительно в отношении производственных и научно-производственных объединений, правовое положение которых ранее не было приведено в соответствие с законодательством РФ, не осуществляло. В результате государство понесло не поддающиеся оценке потери, а частные компании (в том числе иностранные) фактически за бесценок становились владельцами огромной неучтенной массы РИД или получали неограниченный и неконтролируемый доступ к ней. В последующем, несмотря на принятые нормативные правовые акты по проведению обязательной инвентаризации и оценке прав на РИД при приватизации государственных предприятий, реорганизации и ликвидации организаций (Постановлением правительства РФ от 14 января 2002 г, № 7), эти работы, как правило, не проводились. Контроль со стороны государственных заказчиков -федеральных органов исполнительной власти, Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России - практически не осуществлялся. Только в ОАО "АНТК им. А. Н. Туполева" стоимость конструкторской документации (в том числе РИД), по подсчетам Центра профессиональной оценки, составила более 11 518 млн. руб., что более чем в 14 раз превышает учтенные активы предприятия на момент его приватизации. В этом скрыт значительный потенциал повышения влияния государства на деятельность акционерных обществ оборонно-промышленного комплекса. Так, при исполнении ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" предусмотрено использование принадлежащих государству прав на РИД с целью эффективного увеличения государственных пакетов акций. Однако в настоящее время из 8 образованных интегрированных структур в авиационной промышленности только при создании ОАО 'Туполев" государство произвело оценку стоимости своих прав на техническую документацию и передало их акционерному обществу в качестве вклада в уставный капитал общества. Принимаемые в сфере учета и распоряжения интеллектуальной собственностью законодательные акты на 5-10 лет отстают от практики реформирования экономики РФ, изменения системы государственного управления и хозяйственных отношений. Только в 1995 г. на Минэкономики России была возложена организация разработки государственной инновационной политики, а в 1997 г. было дано поручение правительства РФ разработать проект концепции проведения национальной инновационной политики. При этом сложившаяся правоприменительная практика и нормативная база не обеспечивали защиты интересов государства - владельца интеллектуальной собственности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а Распоряжение правительства Российской Федерации от 20.04.95 № 540-р, направленное на совершенствование системы защиты научных достижений, в полном объеме выполнено не было. Изменения законодательства, внесенные Патентным законом в 1992 г и закрепленные Гражданским кодексом Российской Федерации в 1994 г, фактически исключили государство из субъектов правообладания РИД. В то же время действовавшие нормативные Правовые акты позволяли вновь образованным акционерным обществам переоформлять авторские свидетельства и получать охранные документы без учета интересов государства. При этом многие российские предприятия и научные организации, получившие доступ к межотраслевым результатам НИОКР, приобретенным за счет средств бюджета и используемым для государственных нужд, становятся их правообладателями, блокируя их использование в интересах государства. В 90-е гг крупнейшие иностранные производители вооружения, используя правовую неурегулированность закрепления за государством прав на РИД, вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения российских авторов, созданные за счет бюджетных средств. Практически во всех случаях формула изобретения в нарушение Патентного закона РФ передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское патентное ведомство. По данным Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам, в 1992-2000 гг. только в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав - иностранные юридические и физические лица, в т. ч. в лице министров США. В это же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях промышленности. Сложилась опасная практика, позволяющая блокировать наиболее перспективные направления развития авиационной техники в России патентами, оформленными на иностранных юридических и физических лиц. Так, французская фирма "Эро-коптер Франс" в период с 1993 по 1998 г. получила 8 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения, используемые в области вертолетостроения. Таким образом, к 1998 г. сложилась система присвоения прав на РНТД, созданные за счет средств государственного бюджета, физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными. Меры по пресечению неконтролируемой утечки за рубеж РИД, полученных за счет средств государственного бюджета, своевременно не принимались, что нанесло невосполнимый ущерб национальной безопасности. Запаздывание с формированием нормативной правовой базы, отсутствие правоотношений в области закрепления и распоряжения правами на РНТД привели к утрате государством прав на значительную часть имевшегося научно-технического задела (в том числе РИД), созданного за счет средств государственного бюджета. Только в 1998 г. после завершения массовой приватизации основных промышленных и научных организаций государство приняло меры по закреплению за собой прав на РНТД и распоряжению ими. Принятые Постановления правительства от 29 сентября 1998 г. № 1132 и от 2 сентября 1999 г. № 982 закрепили за Российской Федерацией права на РИД, созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета. Однако данные постановления ввели нормы гражданского права, регламентирующие механизм распоряжения правами государства на РИД, что противоречит пункту 4 статьи 3 и статье 138 Гражданского кодекса. В связи с этим закрепление прав Российской Федерации может быть осуществлено только на РИД, полученные в ходе выполнения государственного заказа после сентября 1999 г., правообладателем которых государственным контрактом определен государственный заказчик. Однако только после 2001 г. такие условия стали вноситься государственными заказчиками в контракты. Сформированная в последующем нормативная правовая база также не обеспечивает в полной мере единство подхода в решении задач учета и распоряжения правами на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, при вовлечении их в экономический оборот и использовании полученных финансовых средств требует расширения, доработки. Научные организации и предприятия практически не заинтересованы в постановке на бухгалтерский учет прав на РИД, а несогласованность правовых норм Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ14/2000 (утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91 н) и Налогового кодекса, касающихся закрепления в качестве нематериальных активов прав владения "ноу-хау", секретной формулой, процессом и информацией в отношении промышленного, коммерческого и научного опыта, усугубляет ситуацию. Кроме того, ПБУ14/2000 не учитывает специфику и отложенную стоимость таких прав и фактически исключает их из активов и налогооблагаемой базы организаций. В связи с этим РИД, используемые предприятиями в производстве, как правило, не отражаются в активах бухгалтерского учета. Малая учтенная стоимость нематериальных активов и нерешенность вопросов принадлежности прав на РИД являются одной из причин низкой инвестиционной привлекательности этих предприятий. Государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти в связи с отсутствием источников финансирования в полной мере не обеспечиваются интересы государства и исполнение законодательных актов в части: - проведения инвентаризации и стоимостной оценки РНТД, в том числе при ликвидации, реорганизации организаций и приватизации государственных предприятий, что не позволяет в полной мере оценить объем имеющихся РИД и стоимость прав на них, в том числе принадлежащих государству; - государственного учета РНТД; так, только в 2004 г. начаты работы по учету РНТД военного, специального и двойного назначения, полученных за счет средств государственного бюджета, а внутриведомственная регистрация РНТД, полученных в ходе выполнения государственных контрактов, федеральными органами исполнительной власти производится не в полном объеме; - юридического оформления фактического закрепления за государством прав на РИД, полученные за счет средств федерального бюджета, и передачи прав инвесторам; - государственной регистрации НИОКР и подачи сведений о научно-технической деятельности, ведения статистической отчетности в сфере патентно-лицензионной, инновационной деятельности, представления сведений в федеральные органы исполнительной власти о РИД, полученных в ходе исполнения государственных контрактов. Кроме того, требуют решения вопросы о правах государства на товарные знаки предприятий и организаций. В условиях рыночного взаимодействия предприятий и организаций разных форм собственности задача введения в гражданско-правовой оборот прав на РИД, полученные за счет средств федерального бюджета, достаточно сложна; без участия организаций-разработчиков и авторов государство не может реализовать полученные им права на РНТД, обеспечить их правовую защиту. В то же время до настоящего времени механизм государственного стимулирования научно-технической деятельности и вовлечения ее результатов в экономический оборот не сформирован. Только через 10 лет после начала экономических реформ, завершения этапа массовой приватизации Распоряжением правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Кроме того, сложившаяся практика распоряжения правами государства без учета экономических интересов организаций-разработчиков и авторов фактически привела к сдерживанию инновационных процессов в российской промышленности, снижению налогооблагаемой базы, способствовала активизации теневого рынка и нелегальному уводу научно-технической продукции в промышленность других государств. При переходе к широкому использованию инноваций в экономике России необходимо законодательно обеспечить на определенных условиях передачу прав государства на РНТД, не связанные с обороной и безопасностью страны, заинтересованным организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам, А для реализации проводимой государством политики по учету, закреплению и распоряжению правами на РИД, повышению эффективности их использования и созданию заинтересованности у изобретателей и рационализаторов необходимо ускорить разработку и принятие части Гражданского кодекса, касающейся интеллектуальной собственности и закрепления за государством прав на РИД, а также федеральных законов "О коммерческой тайне", "Об инновационной деятельности", "О поддержке развития технического творчества в Российской Федерации" и других законодательных актов, направленных на совершенствование действующей нормативно-правовой базы. «Военно-промышленный курьер» |