МВА для российской промышленности



Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова готовит производственных менеджеров.

В Высшей школе бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова на днях завершила обучение группа студентов первой в России программы МВА «Производственные системы». Теперь студентам предстоит вернуться на свои предприятия и в течение полугода готовиться к защите диплома – применять на практике изученные инструменты повышения эффективности производства.

Острая потребность реального сектора российской экономики не в офисных, а в производственных менеджерах, владеющих методологией и навыками организации максимально эффективного производственного процесса, в 2004 г. подтолкнула ВШБ МГУ к разработке принципиально новой для России программы МВА, адресованной руководителям среднего звена промышленных предприятий. Поскольку решение основной задачи национальной промышленности – повышение конкурентоспособности – на сегодняшний день невозможно без перехода к повсеместному применению на предприятиях современных производственных систем, например «Тойота» (наиболее популярная в мире производственная система), «Кайзен», «Бережливое производство», «Всеобщее управление качеством» и т.д., их изучение и было положено в основу новой программы ВШБ МГУ.

Заместитель заведующего кафедрой менеджмента ВШБ МГУ Александр Наумов убежден, что практика большинства промышленных компаний, нацеленных на восприятие передового мирового опыта в организации производства, показала – ни приглашение западных менеджеров, ни привлечение российских консультантов, обучавшихся в зарубежных школах МВА, панацеей не являются. Хотя бы потому, что реалии российского производства в большинстве случаев слишком специфичны для западного специалиста, а простые рабочие изначально испытывают неприязнь к «белым воротничкам».

«Когда у нас заговорили о повышении эффективности, никто не понимал, о чем речь и что требуется конкретно от него. А оказалось, что все достаточно просто – для начала нужно, чтобы работник четко представлял себе свою задачу и имел четкую инструкцию, как действовать в той или иной ситуации. И инструкция должна быть перед глазами и крупно написана», – рассказывает студент программы, главный инженер одного из предприятий ОАО «Иркутскэнерго» Михаил Кошовер. Заместитель начальника цеха завода «Авиакор» Анатолий Мещеряков говорит, что применение новых и по сути своей простых инструментов организации производственного процесса в итоге скажется на качестве продукции – на безопасности самолетов: «На заводах опыт передается из поколения в поколение, и как сделать лучше, толком никто не знает. А тем не менее все уже придумано, надо только изучить и грамотно внедрить».

В ВШБ признают, что изучение передового опыта ведущих западных вузов, имеющих сильный производственный уклон, показало, что при создании программы МВА «Производственные системы» не обойтись без привлечения иностранных преподавателей и инструкторов. Наряду с ведущими российскими преподавателями, большинство которых являются практикующими управленцами, в программе задействованы высококлассные специалисты из Института Кайзен, Института Белбина, Копенгагенской школы бизнеса, компании «Хайнеш», специализирующейся на проведении деловых игр в области управления производством, и др.

Поскольку все студенты программы МВА «Производственные системы» – это работающие на производствах руководители, занятия проводились по модульной системе очно-заочного обучения. Ежеквартально в течение двух недель по 9–10 часов в день студенты изучали теоретические дисциплины, разбитые на четыре модуля: общеобразовательный, или общеэкономический модуль, позволяющий приобрести системное видение экономической составляющей современного российского общества, управленческий модуль, состоящий из классических дисциплин менеджмента (общий менеджмент, стратегия, финансы, маркетинг, право и т.д.), и два производственных модуля, посвященных управлению производственным процессом, а также всем современным тенденциям в этой области.

Полученные теоретические знания закреплялись во время практики на предприятиях, где уже внедрены или внедряются современные производственные системы. В 2005 году практика проводилась на заводе дизельной аппаратуры и была связана с внедрением в производственный процесс системы «5 С», а в 2006 г. – на одном из экскаваторных заводов и была посвящена «Всеобщему управлению качеством».

Теперь студентам предстоит вернуться на свои предприятия и подготовить выпускные квалификационные работы, связанные с внедрением или освоением современных производственных систем. Уже разработана система оценки эффективности вновь обученных производственных менеджеров, что важно также и для направивших их в ВШБ МГУ и оплативших обучение работодателей. Заместитель генерального директора по персоналу компании РУСАЛ Виктория Петрова уверена, что затраты на обучение оправдают себя, поскольку эта программа «позволяет оставлять полученные знания о передовом опыте в компании, обучая других сотрудников и осуществляя с ними совместные проекты». И этот оптимизм вполне оправдан, поскольку от грамотного внедрения современных производственных систем, позволяющих оптимизировать издержки и повысить качество, в современных условиях зависит выживание любого производственного бизнеса.

/"Независимая газета", 14.10.06/