Группа независимых депутатов Госдумы РФ – члены Комитета ГД по бюджету и налогам – разработала ряд предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законы РФ. Все предложения касаются снижения налогового бремени для организаций и предприятий, работающих в научно-промышленной сфере, а также предполагают увеличение дохода их сотрудников. Эти инициативы были рассмотрены в среду, 16 ноября, в ходе круглого стола на тему «О внесении изменений в налоговые законы России» в Московской торгово-промышленной палате. С основным докладом по рассматриваемому вопросу выступила одна из разработчиков этих законодательных инициатив, депутат Госдумы РФ, член Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Характеризуя эти инициативы, она отметила, что работа по стимулированию инноваций и науки в России только начинается, так как предполагается вносить изменения не только в налоговое законодательство, но и вообще создавать законодательство, касающееся инноваций. Так, предполагается разработать законы о научно-технической информации, о передаче технологий, о секретах производства, об инновационной деятельности, о фондах поддержки науки и образования, как частных, так и государственных. По словам О.Дмитриевой, система поддержки инноваций и научных исследований в стране разрушена, в частности, в последние годы было внесено множество изменений в налоговое законодательство, связанных с отменой и сокращением для организаций, занятых инновационными разработками и научными исследованиями, тех льгот и преференций, которые существовали в советское время, а также тех, которые появились в середине 90-х гг. Сейчас эту систему необходимо строить заново, уверена она, и при этом нужно четко определить, что именно нуждается в стимулировании: можно стимулировать собственно научные исследования и опытно-конструкторские разработки у научных учреждений и инновационных предприятий; совместные исследования вузов, научных учреждений и предприятий; продвижение и передачу инновационных проектов; можно льготировать фирмы, использующие инновации; инфраструктуру научных исследований; операции по передаче технологий. Среди положительных моментов последнего времени О.Дмитриева назвала меры по стимулированию деятельности предприятий, которые используют научные исследования и опытно-конструкторские работы: с принятием в НК РФ главы по налогу на прибыль расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в полном объеме стало возможно относить на себестоимость. Кроме того, был утвержден период в два года, в течение которого стало возможным относить на расходы финансирование научных исследований, которые не дали положительных результатов. Однако в целом российское законодательство «очень жестко» относится к организациям, осуществляющим научные исследования, а зачастую вовсе носит запретительный характер, в частности, абсолютно не льготируются операции по передаче технологий, не предоставляются преференции предприятиям инфраструктуры поддержки инноваций, подчеркнула О.Дмитриева. В своем выступлении она подробно остановилась на пакете законопроектов по поддержке инноваций, разработанных депутатами ГД. Она подчеркнула, что эти инициативы не решают всех проблем, обозначенных выше. Пока многое еще сложно сформулировать, так как льготировать, собственно, нечего, например, не развита сама инфраструктура инноваций, неясно, что именно там нужно будет поддерживать, пояснила она. Не прописано также льготирование трансфера технологий, этот вопрос будет рассматриваться одновременно с разработкой самого закона или комплекса законодательных актов по передаче технологий. Пока все предложения, объединенные в пакет законопроектов, сформулированы в основном для научных организаций и научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, однако в дальнейшем планируется распространение этого опыта на инновационную деятельность и инновационные предприятия. Но для этого необходимо принятие закона об инновациях или внесение изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», где будет четко определено, что понимается под инновационными предприятиями и инновационной деятельностью, считает О.Дмитриева. Она кратко охарактеризовала законодательные инициативы, объединенные в пакет. В частности, одним из них вносятся изменения в НК РФ, цель которых - распространение пониженной ставки ЕСН в размере 14% на научные организации, признаваемые таковыми в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Другое изменение в НК предусматривает, что любые средства, которые получены на финансирование деятельности научных организаций либо на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не рассматриваются как доходы. «Это дает возможность реального перечисления средств в любые фонды поддержки науки и образования», - пояснила О.Дмитриева. Еще один законопроект предполагает внесение изменений в НК, по которым от обложения налогом на прибыль освобождаются организации-доноры при передаче на научно-исследовательские цели финансовых средств и имущества. Продолжая характеристику депутатских инициатив, О.Дмитриева сообщила, что одной попоравкой в НК вводится специальный коэффициент ускорения амортизации для научных организаций и образовательных учреждений (амортизация будет вдвое быстрее по сравнению с другими областями). Также на расходы будут относиться проценты за кредиты. Поясняя эту законодательную инициативу, О.Дмитриева сказала, что если инновационные предприятия и научные организации берут кредит, он часто рассматривается как рисковое вложение, в результате ставка по кредиту бывает выше обычной. Поэтому для научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений предложено, что все проценты за кредит относятся на расходы. О.Дмитриева остановилась на двух альтернативных законопроектах, которые посвящены восстановлению инвестиционной льготы. Один из них предполагает возможность использования до 50% от прибыли до налогообложения на инвестиционные цели, второй - включение в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения до 50% налогооблагаемой прибыли для научных организаций. Еще одна депутатская инициатива касается льготирования совместных научных исследований, которые осуществляются через фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сейчас существенно ограничена норма, которая позволяет относить перечисления в эти фонды на расходы, разрешается относить на эти цели только 0,5% от валовой выручки налогоплательщика. Предлагается увеличить этот норматив до 1,5%. «Это возможность аккумуляции средств на научные исследования», - пояснила О.Дмитриева. Также одним из законопроектов, вносящих изменения в НК, предполагается, что расходы на научные исследования могут быть включены налогоплательщиком в состав расходов в течение 12 месяцев как в случае наличия, так и в случае отсутствия положительного результата. В пакете законопроектов присутствует ряд документов, посвященных изменениям в упрощенной системе налогообложения. В частности, планируется повысить верхнюю границу годового дохода, дающую право на применение упрощенной системы налогообложения, до 40 млн рублей. Кроме того, сейчас упрощенную систему налогообложения не могут применять предприятия, доля государства в уставном капитале которых составляет более 25%. «Это существенно ограничивает возможности перехода на упрощенную систему налогообложения тех предприятий, которые могут создаваться на базе вузов и научно-исследовательских институтов», - подчеркнула О.Дмитриева. Планируется, что предполагаемые изменения в законодательство решат эту проблему. Еще один законопроект включает в перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также на патентование. Два законопроекта в пакете сохраняют льготы по налогу на имущество и земельному налогу для научных организаций (Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств). Кроме того, сообщила О.Дмитриева, один из законопроектов вносит изменения в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Предлагается установить для докторов и кандидатов наук, достигших пенсионного возраста, пенсию за выслугу лет, которая будет выплачиваться одновременно с трудовой пенсией, в следующих размерах: кандидатам наук - 50% базовой части пенсии, докторам наук - 100% базовой части пенсии. Выступивший в ходе круглого стола вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков отметил, что фундаментальная проблема российской экономики состоит в том, что она не восприимчива к инновациям. В связи с этим, уверен он, необходимо создавать стимулы для потребления инноваций. «Если этого не будет, все остальное в развитии инноваций бессмысленно», - подчеркнул он. Кроме того, характеризуя область инноваций в России, В.Исаков заявил, что она является сферой правовой неопределенности и, в связи с этим, жульничества. Он уверен, что в науку необходимо направлять деньги только при четком контроле их использования. Оценивая представленные в ходе круглого стола законодательные инициативы, В.Исаков подчеркнул необходимость и оправданность объединения в один пакет законопроектов документов социальной и налоговой проблематики. Также, по его словам, ТПП РФ поддерживает и считает важной инициативу по сохранению льгот по земельному налогу, по налогу на имущество организаций, ускоренной амортизации. Более осторожно, считает В.Исаков, следует подходить к предложениям по снижению ставки ЕСН, исключению из налогообложения безвозмездных перечислений финансовых средств в науку, безвозмездно переданного имущества и проч. Эти преференции могут быть использованы для ухода от налогообложения, в связи с этим должны быть гарантии, что эти льготы будут использованы по назначению, подчеркнул он. Также В.Исаков отметил, что представленный пакет законопроектов должен быть дополнен законодательными мерами, стимулирующими конечный спрос на науку и инновации. / |