Таран Эдуард Анатольевич

Ведущие университеты объединяют усилия в подготовке ИТ-кадров



С 18 по 22 декабря 2006г. в Московском Государственном университете им. М.В. Ломоносова прошла II Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование». Целью конференции являлось объединение усилий университетов, научных учреждений, ИТ-отрасли в создании национальной системы ИТ-образования, удовлетворяющей требованиям науки и практики и соответствующей международным образовательным стандартам. Такая система должна обеспечить подготовку профессиональных кадров, способных развивать и эффективно использовать новые информационные технологии (ИТ). Основные тематические направления данной конференции включали: взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов; создание образовательных стандартов нового поколения для подготовки профессиональных кадров в области информационных технологий; решения, методы, технологии, направленные на инновационный характер развития системы ИТ-образования; электронное обучение и адаптация системы образования к условиям общества, основанного на знаниях; исследования в области новых ИТ и методов их использования.

Организаторы конференции - ведущие университеты страны, институты РАН и компании ИТ-индустрии. Она стала важным шагом в достижении искомой цели и вот почему. Быстро протекающие процессы формирования основ постиндустриального общества с инновационной экономикой, основанной на знаниях, сделали информационные и коммуникационные технологи важнейшим фактором общественного прогресса. В связи с чем, задача подготовки профессиональных кадров в области ИТ становится стратегической.

О создании системы подготовки кадров для области ИТ говорится много уже на протяжении нескольких лет. Актуальность этой проблемы особенно явно обнажилась, когда правительством РФ была утверждена концепция развития ИТ-отрасли на период до 2010г. В ней, в частности, планируется ежегодный 30% рост данной отрасли, рассматриваемой в качестве основного катализатора роста всех других отраслей экономики. Более того, определен первоочередной состав технопарков – оплотов высоких технологий, в которых должны работать десятки тысяч ИТ-профессионалов. Тут-то и стало очевидным, что взять-то этих профессионалов неоткуда. Вузы готовят недостаточное количество специалистов в области ИТ, да и то по образовательным стандартам, не соответствующим общепризнанным международным требованиям. Только на текущий момент дефицит в ИТ-кадрах в стране оценивается экспертами в 75 тыс. человек. Поэтому отрасль гребет всех подряд, кто твердо может держать в руке компьютерную мышку. В ход идут и невостребованные инженеры другого профиля, и даже гуманитарии и медики, склонные к программированию. Отраслевики тратят значительные деньги на переобучение таких специалистов, чтобы решить кадровые проблемы для решения текущих задач.

По оценкам экспертов в стране ежегодно производятся более 200 тыс. выпускников невостребованных или мало востребованных специальностей. Поэтому актуальность обновления или, так сказать, реинжиниринга образовательных процессов давно назрела (именно реинжиниринг, а не реформирование; последнее понятие, звучное для пиара и любимое чиновниками к системе образования не применимо в принципе, ввиду огромной сложности данной системы). Такое обновление дело тонкое и долгое. Поэтому развитие дополнительного обучения и переквалификации специалистов само по себе представляет отдельную задачу большой важности. Но надо смотреть и вперед. Кто же все же будет обеспечивать прогресс области ИТ как научной дисциплины, как сферы высоких технологий? Ведь область ИТ это и обширная научная область, объединяющая десятки крупных научных направлений, таких как: искусственный интеллект, вычислительная математика, инженерия программного обеспечения, когнитивная наука, архитектура компьютерных систем, автоматизация научных исследований, Web-технологии и пр. Ясно, что нужны соответствующие кадры, способные сделать вызов времени.

Чтобы претендовать на роль высокотехнологичной страны, необходимо не только квалифицированно использовать созданные технологии, необходимо успешно действовать на переднем фронте научно-технического прогресса. В настоящее время в развитых странах ежегодный прирост пресловутого ВВП обеспечивается на 95% и выше именно инновациями (в России – единицы процентов!). Чтобы подчеркнуть всесильную роль образования, обратимся к такому факту. В последние десятилетия человечество решило самую сложную за время своего существования задачу – оно научилось справляться с экспоненциальным ростом объема информации и знаний, который удваивается теперь за месяцы и недели. Это достижение стало возможным только благодаря массовому производству людей с университетским образованием, а также формированию эффективных способов интеграции усилий специалистов, типа консорциумных форм деятельности. Поэтому то, что ведущие университеты страны такие, как МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ННГУ, сумели объединить свои усилия в построении системы подготовки кадров для области ИТ и ее приложений трудно переоценить.

Понимая все возрастающую потребность в высокопрофессиональных ИТ-кадрах в индустрии, бизнесе, науке, по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 г. было создано образовательное направление «Информационные технологии», ориентированное на подготовку бакалавров и магистров ИТ различных профилей и признанное стать ведущим направлением профессиональной подготовки в системе ИТ-образования. Эта инициатива была поддержана СПбГУ, ННГУ и другими университетами, которые совместно взялись за разработку и внедрение столь нужного направления профессиональной подготовки в стране. При этом университеты не ждали сверху ни указаний, ни материального обеспечения, проделав большую работу инициативно.

За прошедшие пять лет были разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты бакалавра и магистра ИТ, характеризующиеся фундаментальностью базового обучения и соответствием международным рекомендациям в профессиональной подготовке, проведен четырехлетний эксперимент по отработке этих стандартов с участием уже 6-ти ведущих университетов страны. Теперь уже десять университетов (в основном классических) ведут подготовку бакалавров ИТ и еще ряд университетов планируют начать реализацию данного направления в следующем учебном году. Разработаны и внедряются на практике магистерские программы (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ННГУ). Успешно реализуются программы дополнительного обучения/переподготовки. Также созданы и важные механизмы системы ИТ-образования такие, как механизм консорциумной стандартизации и проведения на регулярной основе научно-практических конференций по ИТ-образованию. Таким образом, созданная Московским университетом при содействии ведущих университетов страны система ИТ-образования получила признание и динамично развивается.

Как уже говорилось, важную роль играет механизм конференций «Современные информационные технологии и ИТ-образование», представляющий собой эффективный инструмент для отработки и апробации решений, а также обмена опытом в области ИТ-образования. Настоящая конференция проходила в ответственный момент, когда идет форсированная разработка образовательных стандартов нового поколения с учетом рекомендаций Болонского процесса, когда ведется интенсивная работа по систематизации рынка труда на основе внедрения профессиональных стандартов, когда пробивают дорогу инновационные подходы к развитию отечественного образования.

Конференция по существу подвела итоги первого этапа становления системы ИТ-образования, точнее ее ветви, реализуемой классическими университетами. Также она заложила основу для дальнейшего движения вперед. На конференции были рассмотрены и результаты ряда исследований и разработок в области ИТ и ее приложений, позволившие лучше увидеть горизонты ИТ как научно-прикладной дисциплины. В частности, как новый этап проделанной работы, Московским университетом развернут масштабный открытый проект, реализуемый в рамках национального проекта «Образование», по созданию Виртуального Национального университета ИТ-образования, призванный поднять на качественно новый уровень подготовку профессиональных и преподавательских кадров в области ИТ. Этот проект поддержан многими университетами, академическими и отраслевыми организациями.

Всего в работе конференции приняли участие около 200 человек. С докладами выступили многие известные ученые и профессора, в том числе академики РАН Е.И. Моисеев и В.Б. Бетелина, профессора Е.И. Веремей, Ю.Л. Костюг, В.В. Никитин, И.П. Норенков, Е.В. Панкратьев, К.Е. Самуйлов, В.А. Сухомлин, Ю.Ф. Тельнов, А.Н. Терехов, И.Л Толмачев и др. От Минобрнауки выступил проф. Н.А. Юренков, от Мининформсвязи с обширным докладом выступил директор департамента стратегии построения информационного общества О.В. Бяхов, от ИТ-отрасли выступали А.В. Николаев (компания Интел), В. Павлов (компания Майкрософт), Д.В. Изместьев (директор Сетевой Академии ЛАНИТ), профессор С.М. Диго (компания 1С), Л. Каштанова (D-Link). В составе конференции прошли также учебно-демонстрационные семинары по новым технологиям e-learning и документооборота, вызвавшие большой интерес у участников конференции. Изданы труды конференции. С информацией о конференции, ее Решением, а также с трудами конференции можно познакомиться на сайте конференции по адресу 2006.it-edu.ru.



В. А. Сухомлин,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,
Заведующий лабораторией открытых
информационных технологий МГУ,
Сопредседатель оргкомитета конференции





/Cегодня.ру, 27.12.06/