Эдуард Таран

Программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года



Паспорт программы


Наименование Программы   - федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
     
Основание и дата принятия решения о разработке Программы   - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р
     
Государственный заказчик - координатор Программы   - Министерство энергетики Российской Федерации
     
Государственные заказчики подпрограмм и разделов Программы   - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
     
Основные разработчики Программы   - Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проектные и научные организации
     
Основные цели и задачи Программы   - реализация основных положений энергетической стратегии России;
    перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики;
    снижение издержек производства в энергетическом секторе, в том числе на транспорте, при переработке и использовании топливно-энергетических ресурсов потребителями;
    снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую природную среду;
    сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса
     
Сроки и этапы реализации Программы   - первый этап - 2002-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы
     
Перечень подпрограмм, основных мероприятий и их государственные заказчики   - подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса" (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) включает в себя следующие разделы:
    нефтедобывающий комплекс;
    модернизация нефтеперерабатывающей промышленности;
    модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
    газовая отрасль;
    угольная промышленность;
    электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектростанций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу);
    эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива;
    создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса;
    экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов;
    организационные мероприятия и мониторинг Программы
    подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие разделы:
    безопасность действующих атомных электростанций;
    строительство атомных электростанций;
    продление ресурса энергоблоков атомных электростанций первого и второго поколений;
    снятие атомных электростанций с эксплуатации;
    топливообеспечение атомных электростанций;
    разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций;
    обращение с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций;
    инновационная ядерная энергетическая технология с реактором и топливным циклом естественной безопасности;
    механизм реализации и управления подпрограммой
    подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя следующие разделы:
    энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации);
    энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);
    энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу);
    энергоэффективность на транспорте (государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей сообщения Российской Федерации);
    энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации);
    энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации)
     
Исполнители программных мероприятий   - определяются на конкурсной основе
     
Объемы и источники финансирования Программы   - всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. рублей,
    из них за счет средств федерального бюджета - 50,26 млрд. рублей,
    в том числе:
    2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей,
    2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей
    (млрд. рублей)
      2002-2005 годы 2006-2010 годы
    Всего 2958,671 4045,989
    в том числе по государственным заказчикам:    
    Минэнерго России 2703,901 3690,349
    Минатом России 181,66 286,16
    Минпромнауки России 34,68 33,4
    Минсельхоз России 4,1 4,02
    Минтранс России 3,76 4,21
    МПС России 5,24 3,8
    Госстрой России 25,33 24,05
    Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 годах уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 и иными нормативными правовыми актами
     
Система контроля за выполнением Программы   - государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
     
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы   - реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса и
    обеспечить:
    а) достижение необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов:
      к 2005 году к 2010 году
    добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) 360 360-370
    добыча газа (млрд. куб. м) 620 635
    добыча угля (млн. тонн) 300 335
    производство электроэнергии (млрд. кВт. ч) 1008,8 1158,9
       
    б) производство первичных топливно-энергетических ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного топлива);  
    в) перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн условного топлива);  
    г) обеспечение безопасной эксплуатации атомных электростанций;  
    д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году;  
    е) поэтапное перевооружение отраслей топливно-энергетического комплекса и обновление до 2010 года оборудования:  
    в нефтяной отрасли - на 50 процентов;  
    в нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов;  
    в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45 процентов;  
    в газовой отрасли - на 40 процентов;  
    в угольной отрасли - на 30 процентов;  
    в электроэнергетике - на 30 процентов;  
    ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды;  
    з) сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса;  
    и) увеличение рабочих мест на 199 тыс. человек