Андрей Ушаков: Развитие столичной науки

Ушаков Андрей Борисович, Заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы.

О Программе прикладных научных исследований и проектов и о проблемах взаимосвязи науки и бизнеса в столице рассказывает заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы (ДНПП) Андрей Борисович Ушаков.

Определим сначала структуру и роль науки в нашем мегаполисе, в нашем регионе. В Москве сосредоточена академическая, вузовская и отраслевая наука, оборонной и гражданской промышленности. Наука гражданской направленности ориентирована на решение социальных и городских задач – продовольства, здравоохранения, энергетики, транспорта и т.п. Доля чисто московской науки в этой структуре относительно невелика. Но и денег у нас немного. Поэтому перед нами изначально встает вопрос – какую же науку нам поддерживать в рамках программы НИОКР и промышленной деятельности – российскую или только московскую. От ответа на этот вопрос и будет зависеть как стратегия нашего поведения, так и его итоги.

Вначале нужно определить приоритеты развития научных направлений, которые бы удовлетворяли общественные потребности. Именно с определения приоритетов руководители ДНПП и начали в свое время поддержку науки. Последний раз приоритеты были уточнены в рамках уже упоминавшейся «Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением московского правительства 29 ноября 2005 года. Ее цели – выполнение НИОКР, обеспечивающих реализацию городских программ, увеличение объемов интеллектуальной собственности, принадлежащей городу, создание научно-технических заделов для увеличения объема производства наукоемких товаров и услуг, поддержание стабильности в научной среде, подготовка и привлечение высококвалифицированных кадров. Есть и другие задачи, но и тех, что названы, достаточно, чтобы понять серьезность Программы и сложность ее реализации.

В ней определены девять приоритетных направлений. Пять из них имеют отраслевой промышленный характер: здравоохранение, транспорт, энергетика, строительство и строительные материалы, перспективные технологии, материалы и оборудование. Четыре направления носят социально значимый характер: экология, инфраструктура и адресная поддержка науки, градостроительство и архитектура и безопасность населения.

Если подходить к проблеме в рамках этих приоритетов, то ответ на вопрос – какую науку, а, точнее, какие научные учреждения и коллективы нужно поддерживать – становится однозначен: и московские и федеральные. Ибо только своими силами справиться с решением столь сложных задач не удастся. Поэтому Москве придется финансировать и академическую, и отраслевую науку, и высшую школу, которые выполняют исследования в интересах мегаполиса. Правда, дискуссия о том, в какой степени за счет Москвы должны решаться московские городские или региональные задачи и в какой – общенациональные, далеко не окончена.

По нашему мнению, первенство все же должно быть отдано городским задачам, ибо их достаточно много и все они насущно необходимы. Тем более что и регион-то огромный. Численность самой Москвы, включая приезжих, составляет 14 миллионов человек, а население всего региона превышает 23,5 миллиона. Это резко повышает значимость решения каждой из приоритетных задач. А на науку выделяется не так уж много средств – около миллиарда рублей в год. Если прибавить к ним средства, выделяемые на реализацию программы промышленной деятельности, получится максимум 4,5 млрд. руб., которые должны быть распределены по всей инновационной цепочке – от разработки экспериментального образца до освоения новой продукции в промышленном производстве.

Когда начинался процесс распада СССР, главное было – выжить, поэтому многие проекты финансировались, исходя из стремления сохранить сложившиеся коллективы. Сегодня идет процесс реструктурирования промышленности и науки, и прежний принцип поддержки уже неприменим. Невозможно поддерживать всю науку, научные коллективы, научные школы. Задача стоит более утилитарная – в максимальной степени удовлетворить необходимыми товарами и услугами огромный московский рынок на приоритетных направлениях. Наука начинает приобретать приземленный и очень конкретный характер. А все научные школы и коллективы должны и начинают переориентироваться. Простая, даже адресная поддержка уже неэффективна. Наука эффективна только там, где она направлена на решение вполне конкретных городских и региональных задач.

Следует особо подчеркнуть, что созданный в советское время и до сих пор не реализованный задел огромен, но он не может быть востребован в рамках потребностей московского мегаполиса. Создается неизбежный конфликт интересов руководителей науки и научных коллективов, желающих реализовать созданные ранее разработки, с одной стороны, и московским муниципальным и общегражданским рынками, отбирающими только то, что нужно городу для реализации девяти названных выше приоритетов.

Но в рамках закона и концепции инновационного развития Москвы этот конфликт может быть разрешен. Тем более что вскоре должна быть подготовлена конкретная программа инновационного развития города. Она определит все, что связано с новациями, с развитием науки и внедрением результатов исследований в решение приоритетных проблем.

При этом не исключена возможность образования новых творческих коллективов и научных структур для реализации Программы. Тем более, что сейчас в процессе реформирования находятся и РАН, и высшая школа, и отраслевая наука, и промышленный сектор. Главная задача этого процесса – повышение эффективности всех секторов науки и производства. Поэтому на повестку дня выдвигаются задачи создания технопарков, технополисов, зон научного - производственного развития, центров трансферта технологий и многого другого.

Иными словами, и сама Программа НИОКР, и сформированные в ее рамках девять приоритетов подталкивают федеральные и городские структуры к сотрудничеству и кооперации, в результате чего создается новая и весьма эффективная инфраструктура инновационного развития.

Этот процесс проходит порой довольно мучительно, ибо пока он во многом идет стихийно. Поэтому для города вопросом номер один становится создание управляемой инновационной инфраструктуры в Москве. Ее элементы должны возникнуть во всех округах столицы и консолидировать научно-технический потенциал города – ученых, конструкторов, технологов, менеджеров для реализации приоритетных направлений программы.

Единого центра для консолидации людей, идей, результатов и создания единой методологии управления пока нет. Поэтому мы намерены создать при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы Московский инновационный центр, который и будет выполнять функции идеологического, консолидирующего и координирующего органа. Он позволит привлечь ученых и специалистов многих направлений не только из Москвы, но и из других городов. Сейчас идет подготовительный этап создания этой структуры. Задача ДНПП – создать условия для целенаправленного движения в этом направлении.

Определенные сегодня приоритетные направления развития научно-производственного потенциала города сами по себе создают не менее сложную задачу – выбрать внутри каждого из них свои приоритеты, свои первоочередные проекты. Особую роль для решения этой задачи начинает играть жесткая экспертиза всех работ и всех проектов, тщательный отбор лучших предприятий и коллективов. Это должны сделать не лоббисты, а именно независимые эксперты. С этой целью ДНПП создает центр экспертизы - Экспертный совет, в котором будут объединены 250-350 ученых по различным отраслям, не лоббирующих отдельные направления науки, промышленности и свои коллективы, а в идеале представляющих интересы всего московского региона. Они смогут провести оплачиваемую экспертизу, связанную с наукой, техникой, экономикой, юридическими и кадровыми вопросами. Принцип работы такого Экспертного совета схож с работой «черных оппонентов» при ВАКе.

Каждый проект, который оценивается экспертами, должен быть ориентирован на требования рынка и задача экспертов – установить степень этой направленности. Их рекомендации и станут определяющими в выборе проектов, которые получат финансовую поддержку.

Сегодня важнейшая задача – консолидация не только бюджетных средств для выполнения инновационных программ, но и привлечение внебюджетных ресурсов. Ибо бюджетных средств явно недостаточно для того, чтобы сдвинуть с места огромную проблему и уж тем более для ее эффективного решения. Бюджетные средства – это стимул для экономически эффективного привлечения внебюджетных денег.

При такой постановке вопроса московские ученые начнут работать в условиях иной идеологии. Эра бесплатных невозвратных ресурсов, которые выделялись на науку и позволяли заниматься поисковыми работами, окончилась. Возникает необходимость развития прикладной науки и промышленности, которые должны решать абсолютно конкретные задачи, ориентируясь на платные ресурсы. А как только эти ресурсы обретут стоимость, отношение к ним кардинально изменится, что станет стимулом для повышения эффективности работы.

Среди важнейших направлений развития столичной науки надо выделить также подготовку научных и управленческих кадров. Во времена СССР эта проблема была решена. Сегодня подготовленные в советское время научно-технические кадры стареют, уходят, а смены им зачастую нет. Поэтому Москва существенное внимание уделяет подготовке и переподготовке специалистов. Но для решения проблемы развития науки в городе все еще актуальна адресная поддержка науки. Это – конкретная поддержка ученых и научных коллективов, которые работают над проектами, выполняемыми, прежде всего в интересах столицы. Это – поддержка молодых специалистов, которые сегодня учатся в вузах, а после их окончания придут в научные организации и на промышленные предприятия. Сейчас часть из них получает в рамках научно-образовательных центров доплату к стипендиям, а затем будут получать надбавку к зарплате по месту работы в качестве молодого специалиста за счет средств города. Существует также и программа поддержки студенческих работ, выполняемых по городской тематике.

Сегодня Москва рассматривает большие межвузовские проекты по решению городских задач, которые также содействуют консолидации научного потенциала высшей школы вокруг решения конкретных городских проблем. Не менее важной задачей считается и построение идеологии внедрения научных результатов в промышленность и в тот рынок, который сложился в Москве. Вся научная деятельность должна быть жестко связана с конечным результатом. Лишь при этом условии вложения ресурсов в науку приводят к мультипликативному эффекту. Ибо, когда мы получаем новую продукцию, связанную с нашими приоритетными городскими направлениями развития, она обычно может быть реализована как на рынке городского заказа, так и на общегражданском рынке. И тогда средства от реализации новинки на рынке идут на развитие научного потенциала. Получается замкнутая система инновационного процесса, восстанавливающая целостность науки и промышленности.

Важнейший аспект развития науки – это коммерциализация результатов НИОКР, получаемых при проведении работ по заказам Москвы. Их результатом являются не только конкретные технологии, документация и оборудование, но и интеллектуальная собственность, которая может быть оформлена в виде патентов. Во всем мире результаты научных работ всегда оценены, внесены в уставной капитал, что повышает капитализацию фирм и предприятий. У фирмы растет капитализация, растет научно-технический потенциал и в итоге повышается ее привлекательность для инвестора. ДНПП стремится поддержать такого рода чисто рыночные механизмы.

Московской науке удалось добиться многого. Но без широкой информации об этом все новинки останутся втуне. Необходимо соединить результаты научной деятельности с тем финансовым капиталом, который есть на московском рынке. Поэтому ДНПП все большее внимание уделяет увеличению информированности общества о работах московских ученых. Постоянно увеличивается количество выставок, на которых демонстрируются разработки московских научных коллективов и отдельных ученых. Популяризация достижений науки создает условия для соединения научных результатов с инвесторами, которые должны придти в сферу высоких технологий. К достаточно существенному направлению деятельности Департамента относится создание различных справочников и другой рекламно-информационной документации. Эта информация существует и в электронном виде.

Определенные надежды мы возлагаем на появление особых экономических зон, где могут быть созданы максимально благоприятные условия для развития науки и промышленности. Правда, на этом пути существуют определенные сложности, так как в России особые экономические зоны пока предоставляют льготы куда меньшие, чем подобные зарубежные.

Есть также большие перспективы в сотрудничестве с федеральными органами и участии Москвы в общероссийских инновационных программах. Москва ведь не обособлена от России и не может работать без участия в общей работе по переводу страны на инновационное развитие. Москва готова взаимодействовать со всеми структурами, заинтересованными в развитии науки и промышленности России.

/Opec.ru, 15.05.06/