Нужно ли `сетевое` законодательство?

На начальном этапе развития Интернета большинство придерживалось позиции о невозможности распространения действующих норм на правоотношения, возникающие в цифровых сетях. Как следствие этого, началась подготовка законопроектов, посвященных специальному регулированию правоотношений, возникающих в сетевом пространстве, в частности проект Закона о регулировании российской части Интернета. Однако большинство юристов на сегодняшний день полагают, что действующее законодательство вполне в состоянии адекватно регулировать хотя бы некоторые сферы взаимоотношений, возникающих в сети. Рассмотрим это на примере авторского права.

Ни у кого не возникало сомнений относительно того, что при использовании произведений автора в Интернете затрагивается его право. Дискуссии вызвал вопрос квалификации этого права. Данная проблема обсуждалась на международном уровне в рамках конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). На основании существующих международных норм (в частности - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Римской конвенции по охране профессиональных артистов-исполнителей) участниками ВОИС было дано три варианта ответа: право на воспроизведение, на распространение и на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

Необходимо отметить, что все три этих правомочия регламентируются действующим российским законодательством в ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве). Однако право на распространение в российском законодательстве, как и в законодательстве европейских стран, трактуется достаточно узко. Под правом автора на распространение всегда понимались только продажа, сдача в прокат или другое отчуждение конкретного экземпляра произведения или фонограммы (т.е. материального носителя) что, по известным причинам, не может быть применено к использованию объектов авторского права и смежных прав в электронных сетях.

Под правом на воспроизведение, в соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве понимается изготовление одного или более экземпляров произведения, а также запись в память ЭВМ. Следовательно, можно однозначно сказать, что преобразование произведения в цифровую форму (так называемая оцифровка), без которого невозможно использование произведения в Интернете, является воспроизведением.

Вместе с тем, при использовании произведения непосредственно на сайте, при котором произведение становится доступным неограниченному количеству посетителей данного сайта, произведение уже находится в памяти компьютера, который осуществляет предоставление доступа к произведению других лиц. Владелец этого компьютера при этом больше не создает дополнительных экземпляров произведения. Загрузка на компьютер посетителя страницы копий произведений или фонограмм не является нарушением авторского права, поскольку в соответствии со ст. 18 Закона об авторском праве такая загрузка допускается без согласия автора и без выплаты ему гонорара. Фактически, в этом случае пользователь сам изготавливает и записывает в память своего компьютера исключительно в личных целях экземпляр произведения.

Единственным оставшимся вариантом ответа на вопрос относительно вида рассматриваемого правомочия, является сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Этот вывод подтвердили и договоры ВОИС по авторскому праву и исполнениям и фонограммам 1996 года. Ради справедливости необходимо отметить, что договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, который был подписан несколько позднее, ввел еще одно правомочие автора, а именно - право на доведение для всеобщего сведения, под которым понимается "сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору (в интерактивном режиме)". То есть фактически можно сказать о введении нового, так называемого "зонтичного права", которое представляет собой "право на доведение до всеобщего сведения" и входит составной частью в "право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю".

В настоящее время в Государственную Думу внесен проект изменений действующего Закона об авторском праве, в котором перечень прав, указанных в ст.16 Закона, дополнен правом на доведение до всеобщего сведения по кабелю.


Распространенные заблуждения

Существует ряд заблуждений относительно законности использования произведений в сети. Одна из них - размещение произведения на сайте по устному согласованию с автором. В соответствии со ст. 30 Закона об авторском праве форма авторского договора, на основании которого должны быть переданы имущественные права, должна быть письменной. Конечно, несоблюдение письменной формы договора не влечет его недействительность, а лишь лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания (ст. 162 ГК РФ). Однако, в связи с особенностями авторского договора (в частности, необходимостью согласовать в нем не только имущественные права, которые передаются, но и срок, территорию, возможность переуступки прав третьим лицам и др.), устная договоренность почти никогда не влечет передачу авторских прав. Как следствие использование произведения становится незаконным и дает возможность автору или его правопреемнику подавать в суд.

Еще одним глубоким заблуждением является утверждение, что создание электронных библиотек не нарушает ничьих прав. Известно, что действующий Закон об авторском праве делает определенные льготы в отношении использования произведений библиотеками, в частности в соответствии со ст. 20 Закона библиотека имеет право без разрешения автора и без выплаты ему гонорара осуществлять репрографическое воспроизведение, т.е. репродуцирование, под которым понимается воспроизведение путем фотокопирования или с помощью иных технических средств, иных, чем издание. Однако данная норма отнюдь не позволяет ни оцифровывать (воспроизводить) произведение, ни размещать произведение на сайте.


Взгляд в будущее

Как правило, нарушение имущественных авторских прав в Интернете можно связать с невозможностью заключить договор с каждым автором или правообладателем, чьи произведения используются. С данной проблемой общество столкнулось не только при появлении цифровых технологий (Интернета), а гораздо ранее. Например, при возникновении телевидения и радиовещания, где также массово используются объекты авторского права. Единственным решением этого вопроса, как в одном, так и в другом случае является институт коллективного управления правами посредством создания организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов. Основная деятельность таких организаций - выдача лицензий на использование произведений и (или) объектов смежных прав и распределение между авторами (правообладателями) собранного за выдачу таких лицензий вознаграждения. При этом необходимо отметить, что данная лицензия позволяет использовать все обнародованные произведения и предоставляется от имени всех правообладателей, включая и тех, которые не передали организаций полномочий.

Коллективное управление правами является наиболее работоспособным решением, наилучшим образом соотносящимся с основными принципами интеллектуальной собственности и происходящим в настоящее время бурным технологическим развитием.

www.business.rin.ru