Инновационная деятельность малых и средних предприятий: возможные формы


Из Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации"
Статья 7. Государственные программы поддержки малого предпринимательства 2.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства
включают в себя следующие основные положения: меры по обеспечению передачи субъектам
малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, а также инновационных программ.
Из Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ
Статья 67. Капитальные расходы бюджетов
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и
инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в
действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на
инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального
(восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством,
расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в
собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы
бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской
Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет
развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным
законом. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ
Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся
налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих
оснований: осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в
том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов
сырья или материалов.
Из Федерального закона от 07.04.1999 JVo 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации"
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: научно-
производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную,
научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания,
подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
Статья 3. Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения
При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент Российской
Федерации утверждает определенные Правительством Российской Федерации приоритетные для
данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности,
экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными
приоритетами развития науки и техники, а также представленную Правительством Российской
Федерации программу развития наукограда, в которой определены меры государственной
поддержки данного науко града с учетом его специфики.
Статья 7. Финансирование наукограда
Финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных
разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами
развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов
соответствующих субъектов Российской Федерации, иных источников финансирования в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса
наукограда возложенных на них функций
Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда
возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на
научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки,
испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и
техники, осуществляется в соответствии с законодательством.
Из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды К
методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе
экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. Из Федерального
закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных
принципов: стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через
систему экономических и иных льгот; развитие научной, научно-технической и инновационной
деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов
Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации
государственной и научно-технической политики
К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся: содействие развитию
научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации; К
совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: размещение объектов научно-
технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной
деятельности;
По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при
осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в форме: подготовки совместных
предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и
инновационной деятельности.
Опыт функционирования экономик наиболее развитых стран свидетельствует о том, что одним
из наиболее динамично развивающихся секторов является малый и средний бизнес. Задача
модернизации производства, обеспечения перехода большей части экономики к наиболее
прогрессивному технологическому укладу является одной из наиболее актуальных задач для
экономики России. Как правило, деятельность значимой доли малых и средних предприятий
осуществляется в инновационной сфере и связана с разработкой и внедрением в производство
новых технологий и новых видов продукции. По мнению большинства специалистов именно
деятельность малых и средних предприятий является значимым фактором ускорения технического
прогресса. Одним из направлений повышения эффективности экономики может и должно стать
активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий. Возможность
использования данного фактора развития зависит, в том числе и от мер, предпринимаемых
государством для оказания поддержки и стимулирования инновационной деятельности малых и
средних предприятий. Пока система таких мер отсутствует, что и является одной из причин
недостаточного развития сети венчурных предприятий в экономике России. Следовательно, задача
создания системы государственной поддержки предприятий (в первую очередь малых и средних)
является актуальной. При создании такой системы может быть активно использован опыт стран с
наиболее развитой экономикой, например Германии.
Система поддержки бизнеса основывается на деятельности региональных (земельных в
терминологии Германии) институтов. Справедливо считается, что только на данном уровне можно
учесть специфику развития бизнеса в том или ином регионе и четко определить перспективные
для данного региона направления развития экономики. Такой подход делает опыт Германии
наиболее приемлемым и интересным для использования в условиях России. Основным звеном
системы государственной поддержки бизнеса в Германии является региональный (земельный)
инвестиционный банк. Региональный инвестиционный банк является финансовым институтом,
созданным специально для поддержки бизнеса на соответствующей территории.
Как правило, он является акционерным обществом, уставной капитал которого распределен между
соответствующей землей и региональным (действующим на территории соответствующей земли)
отделением сберегательного банка. Все средства, выделяемые из государственного бюджета и
бюджета земли на поддержку бизнеса, поступают в инвестиционный банк соответствующей
земли, который и осуществляет их распределение среди конкретных получателей и контроль за их
расходованием. Установлено, что средства могут направляться только на поддержку
приоритетных производстви реализацию утвержденных программ развития производств и
отраслей. Необходимо отметить, что даже разработка и утверждение на федеральном и
региональном уровне перечня приоритетных производств и направлений развития
технологической базы производства может иметь заметный положительный эффект. Так как
наличие такого перечня позволит хозяйствующим субъектам четко понимать в каком случае, при
развитии каких именно производств они могут рассчитывать на получение государственной
поддержки. Появляется возможность формализовать взаимоотношения между бизнесом и
органами государственной власти, установить четкие, понятные бизнесу и обществу, и
контролируемые процедуры принятия решений о предоставлении государственной поддержки тем
или иным предприятиям. Соответственно, существенно сокращается поле для проявлений
коррупции и создаются условия для улучшения взаимодействия основной массы бизнеса и власти.
Непосредственно, поддержка бизнеса в Германии осуществляется за счет использования
следующих инструментов:
1. Субсидии или гранты, которые выдаются хозяйствующим субъектам на безвозвратной и
бесплатной основе. Данная форма поддержки осуществляется за счет бюджетных средств.
Фактически, государство, при использовании данного инструмента, берет на себя часть затрат
бизнеса. Важным является то обстоятельство, что за счет бюджетных средств финансируется
только определенная часть затрат предприятий, получающих субсидии. В большинстве земель
Германии данная форма поддержки доступна: — для сравнительно небольших предприятий
(численность занятых не более 200 - 250 чел.), осуществляющих программы развития
производства и функционирующих в приоритетных отраслях.
К приоритетным отраслям в настоящее время отнесены биотехнологии, развитие
микроэлектроники и, на федеральном уровне, судостроение. Вышеупомянутые предприятия
имеют право на получение субсидии в размере до 20 % стоимости осуществляемой ими
программы
развития, при этом остальная часть программы должна финансироваться либо за счет собственных
средств предприятий (или их владельцев), либо за счет привлекаемых ими самостоятельно
кредитов. Общая сумма средств, которые могут быть предоставлены одному предприятию, также
ограничена. Для получения субсидии собственник предприятия обращается в инвестиционный
земельный банк и предоставляет необходимый комплект документов, на основании которых банк
может сделать вывод о том, что предприятие отвечает установленным критериям и может
претендовать на получение субсидии. Субсидии выдаются всем предприятиям, отвечающим
заданным критериям до тех пор, пока не будет исчерпан лимит средств, выделенных на
соответствующий год на данные цели. После предоставления субсидии инвестиционный
земельный банк контролирует целевое использование средств и, в случае обнаружения
нарушений, применяет меры, вплоть до возбуждения судебного преследования; — группы
предприятий и научных институтов, осуществляющих совместную разработку новых видов
продукции. При этом число разработчиков должно быть не менее двух. При выполнении данных
условий за счет бюджетных средств покрывается до 50 % затрат на оплату труда специалистов,
непосредственно занятых в реализации данного проекта. Также имеется ряд условий, которые
определяют возможность получения данного вида государственной поддержки, например, срок
разработки должен составлять не более года, а сам проект должен осуществляться с
использованием тех технологий, которые признаны приоритетными. Точный размер средств,
выделяемых в рамках данного вида субсидий, определяется при предоставлении участниками
проекта необходимых расчетов затрат, но он не может превышать определенной величины. При
предоставлении данного вида субсидий банк контролирует целевой характер использования
средств, то есть средства могут выделяться только на оплату труда специалистов, в период их
работы по конкретному (субсидируемому) проекту, а также результаты выполнения данного
проекта, то есть завершение разработки нового вида продукции. Интересно отметить, что
подобный вид субсидий финансируется и из бюджета ЕС, но только в случае осуществления
проекта организациями разных стран (то есть процесс разработки должен носить
интернациональный характер).
2. Кредиты. Данная форма оказания поддержки является наиболее распространенной. Однако
используемый механизм позволяет говорить не о предоставлении кредитов непосредственно
частным заемщикам, а о рефинансировании коммерческих банков, предоставляющих такие
кредиты. Фактически речь идет об использовании одной из форм субсидирования процентных
ставок. Механизм предоставления кредитов состоит в следующем. Предприятие, планирующее
осуществить реализацию какого-либо проекта, получает согласие своего банка (банка в котором
у него имеется расчетный счет, "домашнего банка" по немецкой терминологии) на
предоставление ему кредита на реализацию данного проекта. В том случае если проект
предусматривает развитие тех производств, которые определены как приоритетные, то
предприятие-заемщик имеет право претендовать на получение не обычного коммерческого, а
льготного кредита. В этом случае коммерческий банк, выдавший кредит предприятию, получает от
инвестиционного земельного банка кредит на ту же сумму и на тот же срок, что и кредит,
выданный предприятию. В нормативных документах определен процент, под который средства
выдаются коммерческому банку, и размер процентной ставки для предприятия-заемщика. Размер
процентных ставок зависит от вида производства, для развития которого осуществляется проект.
Такая форма предоставления кредитов, по словам представителей земельного инвестиционного
банка, используется в целях недопущения конкуренции между частными (коммерческими) и
государственными (земельными инвестиционными) банками на рынке кредитов для частных
компаний. Однако, главным преимуществом такой схемы для инвестиционного земельного банка
(института, осуществляющего реализацию программы государственной поддержки бизнеса)
можно считать то, что весь риск коммерческой неэффективности проекта лежит на
предприятии-заемщике и на коммерческом банке, предоставившем ему кредит. Это обеспечено
тем, что коммерческий банк обязан вернуть кредит инвестиционному земельному банку и
выплатить проценты по нему даже в случае невыполнения предприятием-заемщиком своих
обязательств. Отсутствие риска существенно облегчает работу земельного инвестиционного банка
и позволяет ему при оказании данной формы поддержки не анализировать бизнес-план и
коммерческую выгоду проекта. Решение принимается только на основе соответствия проекта
нормативно определенным критериям, в первую очередь - обеспечения развития приоритетных
производств, а контроль инвестиционного банка сводится к проверке целевого использования
выделенных средств. В последнее время в Германии наблюдается процесс ориентации банков на
работу в основном с крупыми заемщиками, что вызвано желанием снизить затраты на ведение
банковского бизнеса и сократить количество выдаваемых мелких кредитов, работа с которыми
повышает уровень себестоимости банковских услуг. По мнению немецких экспертов, такая
практика не отвечает интересам развития экономики.
3. Гарантии. Данная форма оказания поддержки считается в Германии очень рискованной,
несмотря на то, что государство никогда не берет на себя весь риск (гарантиру ется до 80 %
кредитов, выдавае мых на осуществление инвестици онных проектов и до 60 % креди тов,
выдаваемых на пополнение оборотных средств), а гарантии предоставляются на платной ос
нове (стоимость государственной; гарантии составляет 1 % от га рантируемой суммы), а в
случае выполнения государством обяза тельств по гарантии к нему пере ходит право
требования по отно шению к заемщику.
Гарантии, как правило, выдаются предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом
положении, для предотвращения их закрытия и ликвидации рабочих мест. Исключение
составляют только гарантии выдаваемые на небольшие суммы (до 0.75 млн.евро) по кредитам,
привлекаемым для создания новых предприятий. В отличие от предыдущей формы оказания
поддержки, при принятии решения о предоставлении гарантии инвестиционный банк
осуществляет тщательную проверку всех необходимых документов, в том числе анализируется
эффективность и окупаемость гарантируемого проекта, а также проводит ежеквартальную
проверку ситуации на предприятии, получившем гарантию. Рассмотренное отношение к
предоставлению государственных гарантий представляется заслуживающим внимание и, по
нашему мнению, может быть использовано в практике российской экономики.
4. Участие инвестиционного земельного банка или его дочерних структур в капитале
предприятий. Данный инструмент применяется для поддержки венчурных проектов,
осуществляемых, как правило, в сфере высоких техно логий. Используется два варианта участия
инвестиционного банка:
А. Пассивное участие, что является переходной формой между кредитованием и участием в
уставном капитале. В данном случае средства, предоставляемые банком, вносятся в уставный
капитал предприятия, но предприятие (частные участники) берет на себя обязательство через
определенный промежуток времени вернуть средства и выплатить оговоренные проценты за
пользование ими (обычно это оформляется как обязательство по выкупу акций или доли в
уставном капитале, принадлежащей земельному банку). Учет средств, предоставляемых банком,
в качестве взноса в уставный капитал позволяет не увеличивать объем кредиторской
задолженности предприятия (это облегчает привлечение дополнительных кредитов) и формально
не нарушать принципа отказа от прямого кредитования инвестиционными земельными банками
частных заемщиков. Необходимо отметить, что данная форма участия является для банка
достаточно рискованной, так как в случае банкротства предприятия банк рассматривается в
качестве его участника, а не кредитора и, соответственно, фактически лишается возможности на
получение каких-либо средств из конкурсной массы. В целях снижения риска банк получает
право на участие в органах управления создаваемого предприятия, пропорционально размеру
своего вклада в уставный капитал. Необходимо отметить, что, при использовании данной формы
участия, банк теряет главное преимущество венчурного финансирования — возможность
получения очень высокой прибыли при успехе проекта, так как размер процентов выплачиваемых
банку определяется заранее и составляет не очень большую величину (хотя, конечно, размер
процентной ставки устанавливается на уровне более высоком, чем при обычном банковском
кредитовании ).
Б. Активное участие. В этом случае банк просто является одним ми правами и обязанностями,
присущими ему. Банк является участником проекта в течении определенного времени, а затем
продает свою долю в предприятии частному владельцу. Считается, что продажа доли должна
позволить не только возместить затраты банка, но и получить определенную прибыль. В целях
использования рассмотренного набора инструментов, в Германии в каждой земле вокруг
соответствующего земельного банка создается определенная организационная структура. Как
правило, в ее состав входят: консультационная организация, которая выполняет следующие
функции:
рассмотрение проектов, предоставляемых малыми и средними предприятиями и
информирование авторов данных проектов о том, на какую форму государственной
поддержки они могут претендовать;
разработка прогнозов развития экономики региона; подготовка предложений по выбору
производств, государственная поддержка которых отвечает интересам развития экономики
региона;
проведение маркетинговых исследований и поиск возможных партнеров и потребителей
продукции по заказам малых и средних предприятий; компания, осуществляющая вложение
средств в уставные капиталы малых и средних предприятий и управление данными долями.
По мнению экспертов из Германии, существование и активное функционирование подобной систе-
мы поддержки бизнеса явилось одним из значимых факторов, обеспечивших быстрое развитие
германской экономики в послевоенные годы и бурное развитие технологической базы производства
в 70-х -90-х годах прошлого века. Сейчас, с сожалением констатируется тот факт, что по
требованию органов ЕС происходит определенное сворачивание данной системы. По мнению
немецких специалистов, такие действия скорее всего приведут к ухудшению условий
функционирования и снижению темпов роста немецкой экономики.
Определенные элементы описанной выше системы поддержки бизнеса вполне могут быть
использованы в России.
К таковым, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие:
1) Создание системы региональных инвестиционных банков, то есть системы специализиро-
ванных финансовых институтов, осуществляющих поддержку малых и средних предприятий.
Региональные инвестиционные банки (по примеру Германии) могут быть созданы путем
объединения ресурсов субъектов федерации (или банков, принадлежащих соответствующим
субъектам федерации) и региональных отделений Сбербанка России. При этом было бы
целесообразно создавать инвестиционные банки в рамках не одного, а нескольких субъектов
федерации. Возможно их создание в рамках федеральных округов. Это позволит создать
достаточно крупные и устойчивые финансовые институты, способные оказывать реальную
поддержку бизнесу, а также позволит обеспечить независимость текущей деятельности
инвестиционных банков от субъективных решений и рекомендаций органов власти отдельных
субъектов федерации. Создание системы региональных инвестиционных банков позволит
сформировать работоспособную инфраструктуру оказания государственной поддержки бизнесу и,
в первую очередь, государственной поддержки развития приоритетных отраслей и производств,
развития инновационного процесса в экономике России.
2) Система рефинансирования коммерческих банков, проводящих кредитование инвести-
ционных и инновационных проектов, осуществляемых малым и средним бизнесом в целях
развития приоритетных производств и направлений развития технологии.
3) Система поддержки инновационного процесса путем финансирования за счет бюджетных
средств части затрат на оплату персонала при разработке новых видов продукции. Средства на
данные цели могут быть выделены за счет некоторого сокращения затрат на содержание
неэффективных научных институтов, особенно отраслевых, и сети финансируемых из бюджетов
высших учебных заведений. Такое перераспределение средств представляется оправданным, так
как оно позволит осуществить финансирование прикладных научных исследований, имеющих
практический "выход", и обеспечить оказание материальной поддержки научным и инженерным
кадрам, осуществляющим внедрение результатов научных работ в производство, способствовать
закреплению на производстве высококвалифицированных кадров.
4) Прямое участие инвестиционных банков или их дочерних организаций в капитале
предприятий, создаваемых для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности. Но
для эффективного использования любого из вышеперечисленных направлений необходимо четко
определить перечень приоритетных производств, ускоренное развитие которых отвечает
интересам экономики России.
Никологорский Дмитрий Юрьевич, кандидат экономических наук