Состоялось заседание Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике под председательством Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. С докладом "О реализации решений заседания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу "О мерах по технологической модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности" выступил статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов. Д.Ливанов отметил, что основная цель предлагаемых мер - это преодоление технологического отставания России от ведущих государств. В докладе Дмитрия Ливанова дан анализ современного состояния технологической базы России, намечены комплексные задачи и механизмы преодоления технологического отставания: стимулирование спроса российской экономики на новые технологии; направления и инструменты государственной поддержки проектов и программ преодоления технологических разрывов; оптимизация финансирования НИОКР и затронут ряд других проблем формирования государственной политики в этой области. В обсуждении доклада активное участие приняли члены Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике: представители министерств, ведомств, научных организаций, бизнес сообщества. Выступающие высказали ряд предложений и замечаний, высоко оценив содержание доклада как системный подход к важнейшей для страны проблеме - технологической модернизации экономики страны. В заключение обсуждения, Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко подчеркнул: "Наша общая цель - формирование и продвижение инновационной политики в России". Особое внимание Министр уделил проблемам, с которыми сталкивается в инновационной сфере бизнес: "В период проведения X Петербургского международного экономического форума прошел круглый стол "Инновационная экономика", где выступали представители бизнеса. Они выделили ряд общих проблем, которые тормозят формирование национальной инновационной системы: - отсутствие комплексной инновационной инфраструктуры; - отсутствие протекционизма в высокотехнологичных отраслях; - отсутствие правильного продвижения в обществе и СМИ значения, масштаба и логики инноваций и конкретных инновационных проектов. Я бы добавил к этому перечню - неравенство условий участников инновационного процесса. Поэтому, например, в Финляндии, где налоговое бремя гораздо тяжелее, инновации развиваются, а у нас - нет. Это происходит потому, что там условия для всех одинаковы, а у нас - выборочное отношение к разным субъектам экономики. И все эти вопросы мы можем и должны совместно решать. Например, протекционизм не должен быть массовым. Нужен умный протекционизм, который будет поддерживать только тех, кто может реально конкурировать с зарубежными компаниями в сфере высоких технологий и наукоемкой продукции. А сегодня у нас не протекционизм, а финансирование всех неэффективных институтов и проектов. Они тратят суммарно большую часть бюджетных денег, которые выделяются на исследования. Поэтому нам предстоят крайне непопулярные и тяжелые решения. Мы понимаем, что это касается людей, даже очень заслуженных, достойных, уважаемых людей, которые всю жизнь занимались делом. Но сегодня это дело нужно только им". Особый акцент Андрей Фурсенко сделал на необходимости определить реальные приоритеты в исследованиях, технологиях и необходимости на этой основе принять принципиальные решения: "Есть такое выражение: военные всегда готовятся к прошлой войне. Так вот, у меня есть ощущение, что мы обсуждаем задачи, которые стояли перед миром лет 10 назад. Сегодня он живет и работает принципиально по-другому, очень жестко определяя свои приоритеты. Ни одна развитая страна не финансирует все направления исследований. Конечно, они рискуют, но это риск оправданный и нивелируется тем, что финансируются и другие направления, но предпочтение отдается именно приоритетам. И мы тоже должны определиться со своими приоритетами, а они у нас сейчас размыты. Все страны, даже более развитые не могут поддерживать все направления исследований. И это касается не только прикладных работ. Специально подчеркну, что это касается и фундаментальных исследований. Сегодня в докладе была представлена структура исследований в России и вы видели ее отличия от ведущих мировых государств. Нам придется решать эту проблему и решать сейчас. Времени на откладывание непопулярных решений у нас больше нет". А.А. Фурсенко подчеркнул необходимость совместного финансирования государством и бизнесом инновационных проектов: "Необходимо добиться того, чтобы государством финансировались те программы, в которых участвует бизнес. Это трудно, рискованно, требует новых подходов, но только так мы можем сделать реальные шаги в формировании новой технологической базы России и инновационной экономики. Участие бизнеса - это один из ключевых показателей эффективности наших программ. На нас лежит ответственность за результаты, и мы будем финансировать только те проекты, которые действительно являются НИОКР, а не просто называются этим словом. Это наша принципиальная позиция - финансировать инновационные проекты, дающие результат. Удовлетворять интерес к познанию за государственный счет мы больше позволить себе не можем". Особое внимание Андрей Фурсенко уделил необходимости межведомственной координации работы в области инноваций и технологий: "Мы должны искать совместные решения для создания взаимосвязанной цепи федеральных целевых программ. Должна быть преемственность, взаимосвязь всех программ выполняемых разными ведомствами. За программой исследований и разработок должна следовать программа национальной технологической базы, и они должны быть связаны идеологически, иначе вся эта работа не имеет просто смысла". Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике одобрила доклад "О реализации решений заседания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу "О мерах по технологической модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности" и рассмотрела ряд других вопросов повестки дня. / |