Хроника создания НИС

Ирик Имамутдинов


В августе 2000 года на встрече с деятелями науки президент РФ Владимир Путин высказал идею образовать Совет по науке и высоким технологиям при президенте России, который будет корректировать государственную политику в области создания экономики инновационного типа.

8 ноября 2001 года указом Владимира Путина образован Совет по науке и высоким технологиям при президенте России.

Основные задачи совета - определение приоритетных направлений государственной научно-технической политики и меры по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики.

3 декабря 2001 года Владимир Путин на встрече с членами президиума Российской академии наук впервые заявил о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему (НИС) с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда. Строительство НИС не может пройти без реформирования Академии наук. Среди важнейших направлений реформы названа необходимость инвентаризации структуры и материальной базы науки. Сетуя на крайне низкие темпы коммерциализации науки и на то, что "примеров успешно сотрудничающих с бизнесом новых научных структур совсем мало", г-н Путин призвал искать новые механизмы участия отечественного капитала в научных инновациях. Что же касается государственного финансирования, президент прямо потребовал изменения экономики институтов РАН и перехода от так называемого целевого к конкурсному планированию и финансированию науки.

В декабре 2001 года Министерство промышленности наук и технологий начинает прием проектов, с тем чтобы выбрать восемь-десять критических технологических направлений государственной важности.

20 марта 2002 года проходит совместное заседание Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ, президиума Госсовета и Совета безопасности во главе с Владимиром Путиным. На нем принят документ "Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет в "Основах" признается "формирование национальной инновационной системы". Ее создание требует установления "правильного баланса распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла 'идея-технология-производство продукции, имеющей платежеспособный спрос'".

Для этого планируется закрыть неэффективные НИИ и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного предпринимательства. Предусмотрена тотальная инвентаризация научных госорганизаций и реформа РАН, в результате которой будет "высвобождена часть федеральной собственности". "Основы" постулируют и порядок переуступки прав РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств бюджета. На финансирование "технологий государственного значения" предлагается направлять до 75% ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу".

13 ноября 2002 года Минпромнауки представляет Концепцию развития венчурной индустрии в России. Предусмотренные в ней меры государственного стимулирования призваны активизировать высокотехнологичный сектор и привлечь туда дополнительные инвестиции. Для этого предлагается провести инфраструктурные преобразования подотчетных государству научных организаций: в частности, создавать при них агентства по трансферу технологий, которые возьмут на себя задачу "инкубирования" компаний на начальной стадии их развития. Параллельно будет решаться вопрос о механизме передачи интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, эффективным инвесторам.

Стимулировать рост числа новых инновационных фирм призваны так называемые фонды посевного капитала, которые обеспечат предынвестиционное финансирование компаниям на самом раннем этапе их развития. Часть рисков возьмет на себя государство, финансируя такие фонды через создаваемый им Венчурный инновационный фонд.

2 декабря 2002 года Минпромнауки объявляет "Об открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов на выполнение в 2003-2006 годах важнейших инновационных проектов государственного значения за счет выделяемых Минпромнауки России средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования". Для реализации этих проектов отберут семь-девять организаций, которым в течение последующих двух лет предоставят безвозвратное бюджетное финансирование почти в 200 млн долларов.

11 декабря 2002 года председатель кабинета министров Российской федерации Михаил Касьянов утверждает "Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий", которые указывают на кардинальное изменение государственного подхода к управлению НТП, в частности госполитики по отношению к академическим структурам. По документу основу заказа государства на научно-техническую продукцию составят федеральные целевые программы, госпрограмма вооружения и оборонный заказ.

Государство сбалансирует этапы непрерывного цикла "фундаментальные исследования-поисковые НИР-прикладные НИОКР-технологии-производство-рыночная реализация" с точки зрения получения серийной наукоемкой и конкурентоспособной продукции, а выбор объектов финансирования будет осуществляться не только по научно-техническим, но и по экономическим критериям. Документ прямо обязывает Минпромнауки, Минфин и Минэкономики разработать механизм передачи интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, инвесторам, которые смогут вовлечь эту собственность в хозяйственный оборот.

В январе 2003 года пройдет очередное заседание президентского Совета по науке и высоким технологиям, где, в частности, будут обсуждаться проблемы коммерциализации технологий и развитие инновационной инфраструктуры наукоградов.

На I квартал 2003 года запланировано специальное правительственное заседание, посвященное рассмотрению концепции национальной инновационной системы.

"Эксперт"