СПРАВКА: Наливайский Валерий Юрьевич - проректор по научной работе Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», доктор экономических наук, профессор. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал на машиностроительном заводе: прошел путь от мастера до начальника бюро организации вспомогательного производства Ростовского НИИ технологии машиностроения. После аспирантуры двадцать лет проработал на заводе-ВТУЗе (в настоящее время Ростовская государственная академия машиностроения). С 1991 года работает в РГЭУ «РИНХ». Действительный член Международной Академии науки и практики организации производства, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Правления Вольного экономического общества России. Специалист в области региональной экономики и развития финансовых рынков. Автор многочисленных публикаций и монографий. Валерий Юрьевич, как решается вопрос интеграции науки и образования в вашем вузе? Это единый процесс, и реализуется он очень просто. Ведь научно-исследовательская и инновационная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, важнейшим фактором укрепления интеллектуального потенциала и основой для постоянного обновления учебно-методического обеспечения в вузе. Исследования, которые проводят преподаватели, внедряются в учебный процесс в различных формах, начиная с традиционных лекционных материалов и заканчивая разработанными компьютерными программами. На базе компьютерных технологий создаются целые спецкурсы. Например, наш профессор Богатин Юрий Владимирович создал и запатентовал программу «Радуга», ставшую в последствии широко известной и за пределами нашего вуза. Так у нас появился новый учебный курс «Программирование прибыли фирмы». И этот пример не единичный. Каждый научный работник занимается исследованиями как индивидуально, так и участвуя в выполнении коллективных работ, проектов и т.п. Результатом нашей деятельности в данном направлении стало активное развитие издательской деятельности. Наш университет издает пять научных журналов, десятки научных сборников, факультеты выпускают ученые записки, где регулярно находят отражение результаты научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава вуза. Все публикации в обязательном порядке поступают на кафедры, где каждый преподаватель имеет возможность, изучив все новинки, внедрить их в свой лекционный или практический курс. Этот процесс повседневный и кропотливый, но это большая работа, и выполняется она в нашем вузе достаточно успешно. Где проводятся исследования? Помимо своей педагогической деятельности каждый преподаватель нашего вуза занимается исследованиями в соответствии со своими научными интересами. По-другому и быть не может, иначе он останется вне вузовского сообщества. В нашем университете в настоящее время работает около восьмидесяти профессоров, докторов наук и свыше трехсот доцентов, кандидатов наук. И эти цифры неуклонно растут. Ведь существует так называемая «вторая половина рабочего дня», когда человек занимается исследованиями, которые финансируются не только из государственных источников. Это могут быть средства предприятий, административных органов и т.д. Научная работа охватывает и студенчество. Начиная с первого курса, мы привлекаем студентов к участию в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах различного уровня, куда они активно представляют свои научные, пусть пока скромные, исследования и занимают призовые места и медали. Во время поездки в Испанию я поинтересовался в мадридском университете, а как там студенты занимаются научной работой (для меня это был очень больной вопрос), на меня смотрели удивленными глазами, не понимая, как такое возможно. В то время как для нас это важнейшая характеристика деятельности вуза. Какие стимулы Вы используете, чтобы удержать молодых специалистов? Если говорить о материальной стороне, то, во-первых, помимо существования бюджетных окладов у нас создана определенная система надбавок. Во-вторых, у нас развита сеть из шестнадцати филиалов, где работают наши преподаватели и где иногда кафедрами заведуют молодые ученые, доктора и кандидаты наук из головного вуза. Практически каждый преподаватель имеет возможность заработать в филиале и активно использует ее – читает учебные курсы, руководит дипломными работами и т.п. У нас есть и другие возможности для поощрения наших сотрудников. Например, те лица, которые заключают договора на выполнение научно-исследовательских работ по определенной тематике с каким-либо учреждением, предприятием и т.д., получают в виде заработной платы 60% от стоимости договора. Если, к примеру, договор заключен на 100 тысяч рублей, то 60 тысяч идет на зарплату. Это еще одна форма, когда параллельно сосуществуют наука и заработок. Вопрос интеграция науки и образования в вашем университете решен. С какими трудностями все же приходится сталкиваться? Проблема одна – потенциал научных разработок и наш существующий портфель научных заделов слабо востребован, в первую очередь, крупными и крупнейшими предприятиями и другими организациями. Наша экономика инерционно мыслит девяностыми годами: сегодня получить прибыль – а про завтрашний день не думать! На сегодняшний день, к сожалению, не так много предпринимателей, которые бы мыслили перспективно о судьбе своих предприятий и основывались на использовании научных знаний в организации деятельности. /"Национальный информационный центр по науке и инновациям", www.sciencerf.ru, 28.09.2005/ |