Получение правовой охраны – важный этап брэндинга Любая компания стремится привлечь потребителя к своей продукции. Важным этапом в достижении этой цели является формирование в сознании потребителя образа товара (услуги), позволяющего выделить этот товар (услугу) в ряду конкурирующих. Эти и другие задачи могут быть решены с помощью брэндинга – комплекса мероприятий, направленного на создание и продвижение торговых марок с целью формирования у потребителей долгосрочного предпочтения к ним. Первым этапом брэндинга является этап проведения подготовительных маркетинговых исследований. На данном этапе проводится анализ ситуации на рынке, а также определяется положение на нем компании. Другим важным этапом является разработка товарного знака. В качестве товарного знака может использоваться словесное, изобразительное обозначение или их комбинация (логотип). Следующим важнейшим этапом является получение правовой охраны товарного знака. В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с последними изменениями от 24 декабря 2002 г.) правовая охрана товарному знаку в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации с выдачей свидетельства на товарный знак. Только после такой регистрации правообладатель получает право использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. В частности, правообладатель может запрещать использование без своего разрешения на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках или иным образом вводятся в гражданский оборот, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; - при выполнении работ, оказании услуг; - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; - в предложениях к продаже товаров; - в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. С момента регистрации все лица, желающие использовать товарный знак правообладателя должны обращаться к нему за соответствующим разрешением. Условия охраноспособности товарного знака Правовая охрана предоставляется не всем товарным знакам. Закон устанавливает многочисленные основания для отказа в регистрации, среди которых выделены абсолютные и иные основания. Абсолютные основания для отказа в регистрации следующие: 1. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: а) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; б) являющихся общепринятыми символами и терминами; в) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; г) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. 2. Также не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. 3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: а) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; б) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. 4. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В качестве иных оснований для отказа в регистрации в Законе закреплены следующие: 1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: а) товарными знаками других лиц заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; б) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров. Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаками, указанными выше, допускается лишь с согласия правообладателя. 2. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями. 3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные: а) охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; б) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; в) фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника. Состав документов заявки на регистрацию товарного знака Заявка на регистрацию товарного знака подается в Роспатент юридическим лицом или осуществляющим предпринимательскую деятельность физическим лицом. Заявка подается на один товарный знак и должна содержать: 1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства; 2) заявляемое обозначение; 3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; 4) описание заявленного обозначения. Заявка подается на русском языке. К заявке должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере. Этапы делопроизводства по заявке В Роспатенте по заявке проводится экспертиза, которая включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы заявки до принятия по ней решения заявитель вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. В случае, если в дополнительных материалах содержится перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяется заявленное обозначение, такие дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. В период проведения экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения заявителем такого запроса. В случае, если заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые дополнительные материалы или ходатайство о продлении установленного срока, заявка признается отозванной. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака. Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель. Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении формальной экспертизы. В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения установленным Законом требованиям. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть направлено уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям Закона с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если такие доводы представлены в течение шести месяцев с даты направления заявителю указанного уведомления. Решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности до регистрации товарного знака в связи с: - поступлением заявки, имеющей более ранний приоритет на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров; - регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного этому товарному знаку или сходного с ним до степени смешения; - выявлением заявки, содержащей тождественный товарный знак, или выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров и с тем же или более ранним приоритетом товарного знака; - удовлетворением заявления об изменении заявителя, приведшим к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. На основании решения о регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Проблемы Необходимо отметить, что важное значение для регистрации товарного знака имеет этап предварительного анализа обозначения для определения возможности его регистрации. Значимость данного этапа связана с тем, что закон предусматривает многочисленные основания для отказа в предоставлении правовой охраны. Этим обусловлена сложность и многоаспектность процесса анализа возможности регистрации обозначения. На практике нередки случаи, когда уже известная на рынке компания не спешит регистрировать свой товарный знак. В такой ситуации конкуренты, как правило, не упускают возможности использовать популярный товарный знак в своих интересах. В результате компания сможет выпускать продукцию под своей торговой маркой, только заплатив конкурентам за ее использование. Избежать подобных ситуаций позволит своевременная регистрация товарного знака. По материалам юрцентра |