(Доклад Президента Ассоциации "Технопарк" В.Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации "Технопарк" 16 марта 2007 г.) Уважаемые коллеги ! В этом зале собрались как руководители технопарков, которые были созданы в начале 90-х годов XX века, так и руководители тех технопарков, которые вошли в Ассоциацию "Технопарк" совсем недавно. Я посчитал целесообразным кратким экскурсом в историю "технопаркового" движения вспомнить путь, который мы с вами прошли, вспомнить те дороги, по которым было организовано "технопарковое" движение. Организатором этого движения в России на протяжении 17 лет объективно была и есть Ассоциация "Технопарк". Этот экскурс нужен для того, чтобы глубже понять, что нам нужно делать сегодня, какие дороги нам нужно выбрать, чтобы не оказаться в стороне от решения проблем, связанных с формированием в нашей стране инновационной экономики, развитием университетских технопарков, созданием в стране новых, возможно, более мощных технопарков, новых современных структур поддержки инновационной деятельности, связанной с развитием инновационного предпринимательства, подготовкой настоящих инновационных предпринимателей. Уважаемые коллеги!
Ассоциации "Технопарк" в 1993-1996 гг. удалось привлечь финансовые средства Европейского банка реконструкции и развития, фонда "Ноу-хау" при Правительстве Великобритании, программы ТАСИС и ТАСИС-БИСТРО, Евразийского фонда для выполнения международных образовательных проектов как по обучению 8 команд менеджеров российских технопарков-лидеров, так и четырех молодых, начинающих технопарков. За 10 первых лет, начиная с 1990 года, в системе высшей школы России создано 46 технопарков. Проведена совместная государственно-общественная аккредитация 21 университетского технопарка. Бесспорно, подавляющее большинство из них не являются масштабными и эффективными, они еще не играют той роли, которую играют, например, научные парки США, Великобритании, Германии, Франции, КНР, Финляндии. Однако ряд российских технопарков за это время нашли свои ниши в инновационном комплексе страны, сформировали среду поддержки инновационного предпринимательства и обеспечивают хороший уровень ее функционирования. Они установили прочные связи с партнерами, органами власти и управления, учредителями, фондами поддержки малого предпринимательства; имеют кадры, прошедшие специальную подготовку в области инновационного менеджмента, трансферта технологий и коммерциализации результатов научных исследований; участвуют в решении социально-экономических задач регионов. В 1990 г. была сформирована Научно-техническая
программа "Создание и развитие в высших учебных заведениях СССР отечественных
технопарков".
В 1996 г. решением Правительства Российской Федерации был создан Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Достигнуто соглашение о координации инновационной деятельности между Минобразованием России, ГКНТ, Российским фондом технологического развития, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В 1997 г. инновационные программы Минобразования России включали свыше 500 проектов. В программах приняли участие более 150 вузов и научных учреждений. Доля (%) инновационных программ от общего объема затрат на вузовскую науку составила 12,1%. В 1998 г. в системе Минобразования России действовали четыре научно-технические программы, связанные с инновационной деятельностью:
В 1999 г. сохранилось количество программ, но вместо программы "Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы" образована Межведомственная программа "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере". В 2000 г. действовала только одна программа "Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот". В 2001 г. программа "Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот" становится подпрограммой "Инновации" научно-технической программы Минобразования России "Исследование вузов по приоритетным направлениям развития науки и техники Российской Федерации". В абсолютном большинстве программ на Ассоциацию "Технопарк" была возложена ответственность за разделы программ, связанные с развитием инновационной инфраструктуры вузов. В 2001-2004 гг. Ассоциация "Технопарк" совместно с Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасским политехническим институтом) по заданию Минобразования России ежегодно проводила конкурсы и на их основе формировала Программу "Инновационная деятельность высшей школы", возглавляла руководящий совет по Программе, непосредственно отвечала за подпрограмму "Развитие инфраструктуры инновационного комплекса". На базе Ассоциации "Технопарк" формировалась и дирекция Программы. К настоящему времени в системе высшей школы создана развернутая инновационная инфраструктура:
В вузах России действуют свыше 2000 структур, включая малые инновационные и сервисные предприятия, обеспечивающие инновационную деятельность. Это позволило создать более 20000 рабочих мест, две трети которых заняты профессорско-преподавательским составом и научными работниками вузов. Причем 50% научно-технической продукции производится вузами и университетскими технопарками на собственной опытно-производственной базы и 50% в кооперации с предприятиями. Ассоциация "Технопарк", университетские технопарки имеют прямое отношение к формированию инновационной инфраструктуры в регионах нашей страны. Что собой представляет Ассоциация "Технопарк" сегодня? Каковы результаты ее деятельности за последние годы? Какие проблемы стоят перед ней на данном этапе? На 01.01.07 в состав Ассоциации входят 50 членов, в т.ч. 41 российский технопарк, МАН ВШ, Центр проектирования технопарков и инкубаторов бизнеса, инженерный центр, ЦТиПП и пять членов из дальнего зарубежья (на правах ассоциированного членства). Это:
За последние 45 лет в Ассоциацию вошли 11 вновь созданных в России технопарков. Анализ состава российских технопарков, входящих в Ассоциацию "Технопарк", на период с 01.01.02 по 01.01.06 показал, что 92% технопарков в России созданы на базе или при университетах и только 4% на базе отраслевых и академических НИИ и 4% на базе промышленных предприятий. Статистические данные по 54 технопаркам и ИТЦ позволили распределить их по этому критерию следующим образом:
Количество малых предприятий, "поселившееся" в технопарках, колеблется от 1 до 55. Всего в 54 технопарках и ИТЦ России в указанный период работало 653 фирмы, то есть в среднем в одном российском технопарке до 01.01.06 работало около 12 малых фирм, в основном инновационного характера. Анализ состава российских технопарков, входящих в Ассоциацию "Технопарк", по направлению их деятельности (анализу были подвергнуты 54 технопарка и ИТЦ, действовавших с 01.02.02 по 01.01.06) показал следующее:
Как следует из анализа деятельности университетских технопарков, они ведут работу по инкубации малых предприятий (бизнеса) и технологий по самому широкому спектру, что соответствует направлениям деятельности зарубежных технопарков. Хотелось бы высказать пожелания университетским технопаркам сосредоточить усилия на поддержку малых инновационных предприятий и инкубацию инновационных технологий, чья деятельность и направленность соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники в Российской Федерации, утвержденных Президентом РФ В.В.Путиным, а также приказом Минобрнауки России. В связи с этим наши технопарки должны усилить направление своей деятельности по "выращиванию" малых и средних фирм инновационного типа и инкубации инновационных технологий в областях:
Руководством Ассоциации "Технопарк" проведена работа, направленная на составление "портретов" технопарков на 01.01.06 на базе исследования деятельности 22 университетских технопарков, входящих в Ассоциацию. "Портрет" технопарка складывается из следующих составляющих:
Какие можно сделать выводы из проведенных исследований? Подавляющее число российских технопарков не имеют переданной им в пользование земли. Исключение составляют Технопарк МГУ 3,2 га, Зеленоградский Научно-технологический парк (МИЭТ) 3,0 га, Технопарк ЛТА (СанктПетербург) 2,9 га, Алтайский Научно-технологический парк "Алтайский технополис" 1,0 га и Научно-технологический парк "Университет" Кубанского ГУ 0,21 га. По этому показателю российские технопарки не соответствуют требованиям, предъявляемым к зарубежным технопаркам.
К сожалению, Ассоциация не имеет данных о количестве малых начинающих инновационных фирм, "выращиваемых" (инкубируемых) в инкубаторах бизнеса технопарков. Отсутствует на сегодня в банке данных Ассоциации и информация о том, сколько фирм стали на "крыло" под крышей технопарка, покинули его и стали вести свой инновационный бизнес или трансформировались в средние инновационные фирмы; сколько инкубировано в технопарках инновационных технологий и сколько их передано в сектор реальной экономики. Нам нужна актуализированная информация о том, как оценивают деятельность технопарков региональные и местные власти, крупный бизнес, деловые круги с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие субъектов федерации, муниципалитетов. Требуется также провести новые исследования и анализ оценки
деятельности технопарков со стороны университетов и малых предприятий,
поселившихся под крышей университетских технопарков. Кроме того, Ассоциация "Технопарк" должна выпустить второе издание "Информационного справочника российских технопарков" (первое издание было выпущено в 1997 г.) и каталог инновационных технологий, инкубированных в технопарках на 01.07.07. Но вернемся к анализу результатов деятельности университетских технопарков. По совокупности показателей деятельности российских университетских технопарков можно еще раз подтвердить бесспорное лидерство следующих университетских технопарков:
Именно эти технопарки имеют все основания, в случае их финансовой и материально-технической поддержки со стороны федерального Правительства РФ и региональных властей, за 2-3 года получить энергичное развитие и встать в ряд известных зарубежных технопарков, стать крупнейшими технопарками России. Считаю, что главнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед Ассоциацией "Технопарк" и технопарками, является задача обращения внимания Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Минфина России, Минэкономразвития России, Рособразования, Роснауки, регинальных властей на вышеназванные технопарки-лидеры в системе высшей школы, осуществление в них государственных инвестиций на конкурсной основе, передачи технопаркам в бессрочное пользование или пользование сроком на 49 лет земли, стимулирования скорейшего принятия пакета законов в сфере инновационной деятельности, включая законодательное обеспечение создания и функционирования технопарков с учетом опыта зарубежных стран. В то же время я хотел бы обратить внимание руководителей тех технопарков, ректораты университетов, при которых они созданы, которые практически не развиваются и по всем показателям не соответствуют названию и сущности технопарка, на необходимость принятия самых эффективных мер, которые обеспечат становление их как инновационных сред, соответствующих разработанным Ассоциацией "Концепции развития российских технопарков", "Положения о технопарках", "Положения об аккредитации университетских технопарков", "Научно-методического обеспечения создания и управления технопарками", рекомендациям "Как создавать технопарки", монографии "Как создавать технопарки и инкубаторы бизнеса" и т.п. Если в технопарке в течение 3-5 лет нет малых фирм, или их всего 2-3, если он не имеет производственных площадей, если в нем нет специалистов в области инновационного предпринимательства, если в технопарк не приходят малые начинающие инновационные фирмы, если предприятия, местные и региональные власти даже не замечают его, то это не технопарк, а фирмочка, созданная для 2-3 человек (директор, главный бухгалтер и секретарь), оснащенная одним компьютером, факсом и телефоном. Такие "технопарки" дискредитируют саму идею создания технопарков, создают искаженное представление общественности и власти о сути, назначении, роли и месте технопарков в развитии инновационной экономики, бросают тень на всех нас и на Ассоциацию "Технопарк". Я встречаюсь с рядом случаев, когда университетские технопарки не работают с кафедрами, НИИ и научными лабораториями университетов, при которых они созданы, в части коммерциализации принадлежащей им интеллектуальной собственности, трансферта технологий; о деятельности таких технопарков не знают не только в городе, где они созданы, но и в университете, в котором он является структурным подразделением. Ассоциация "Технопарк" готова организовать ряд семинаров для команд менеджеров таких технопарков, провести курсы обучения с выездом на место дислокации технопарков, дать заключение о причинах низкой эффективности деятельности технопарков. Конечно, такие семинары, обучение, выезды экспертов Ассоциации "Технопарк" на места могут осуществляться на платной основе. Ассоциация "Технопарк" не имеет права не обращать внимание на те технопарки, которые в течение 3-5 лет не смогли выйти из начальной стадии развития. Такие технопарки должны найти возможность и средства к своему развитию, обеспечить своей деятельностью востребованность со стороны университетов, НИИ, КБ, промышленных предприятий, финансовых структур и власти или, в противном случае, выйти из состава Ассоциации "Технопарк". Уважаемые коллеги! За указанный период были аккредитованы 21 университетский технопарк. Что это дало? Во-первых, государственно-общественная аккредитация позволила Ассоциации "Технопарк" и Минобразованию России выделить группу университетских технопарков, которые соответствуют установленным требованиям, определенным на тот период развития технопарков в России. Во-вторых, государственно-общественная аккредитация заметно активизировала работу технопарков, ускорила их развитие. Это была важная акция, инициированная Ассоциацией "Технопарк", которая способствовала в целом ускорению развития "технопаркового" движения в России. Как вы знаете, в 2004 г. было сформировано новое Правительство РФ, произошла административная реформа, которая особенно коснулась федеральных министерств и ведомств. В результате этой реформы Министерство образования РФ было объединено с Министерством науки, технологии и промышленности РФ и стало Минобрнауки России. К сожалению, начиная с 2004 г., новое Министерство Минобрнауки России прекратило формировать научно-технические программы в сфере инновационной деятельности, включая поддержку технопарков, инновационных проектов, отказалось от сотрудничества с Ассоциацией "Технопарк" в этой сфере, отказалось от проведения государственно-общественной аккредитации университетских технопарков, отказалось от проведения ежегодных конференций и семинаров по инновационной деятельности. К сожалению, вопросы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности были переданы из Минобрнауки России, Роснауки в Федеральное агентство по особым экономическим зонам, где вопросам создания и развития университетских технопарков, инкубаторов бизнеса не уделяется никакого внимания. К сожалению, и Рособразование также не занимается проблемами создания и развития технопарков в системе высшего образования. С этим согласиться никак нельзя. Я считаю, что Ассоциация "Технопарк" должна вновь начать работу по организации независимой общественно-профессиональной аккредитации, разработав для этой цели необходимый пакет новых документов, включая более высокие показатели и критерии деятельности технопарков, которые получат эту аккредитацию. Аккредитация будет осуществляться на добровольной основе с компенсацией затрат на ее проведение аккредитуемыми технопарками. Уважаемые коллеги! Для проведения ежегодных конференций или семинаров-совещаний нам необходимо создать в Ассоциации фонд, в который члены Ассоциации вносили бы в год 15 тыс.рублей. Это дало бы возможность приглашать на наши конференции иностранных специалистов-профессионалов в инновационной деятельности, публиковать сборники статей и тезисов конференций. В связи с этим я хочу напомнить вам, что Ассоциация "Технопарк" с 1990 по 1997 гг. провела 7 международных научно-практических конференций по проблемам развития технопарков, в которых приняли участие крупнейшие ученые и специалисты в этой сфере из 12 стран дальнего зарубежья. В 2000 г. Ассоциация провела в Москве Юбилейную конференцию, посвященную десятилетию "технопаркового" движения в России; 8-11 сентября 2002 г. в г.Краснодаре Всероссийскую научно-практическую конференцию "Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в системе образования России"; 19-21 мая 2005 г. в г.Новочеркасске Ростовской области, на базе ЮРГТУ (НПИ) Всероссийскую научно-практическую конференцию "Инновационная деятельность в России: технопарки, трансферт технологии, коммерциализация интеллектуальной собственности", посвященную 15летию основания Ассоциации "Технопарк". В декабре 2003 и 2004 гг. в г. Звенигороде Московской области под эгидой Ассоциации "Технопарк" проводились семинары-совещания, посвященные анализу итогов выполнения научно-технической программы Минобразования России "Инновационная деятельность высшей школы", а в декабре 2005 г. семинар-совещание по итогам выполнения подпрограммы III "Развитие инфраструктуры научно-технической деятельности высшей школы и его кадрового потенциала" ведомственной научно-технической программы Минобрнауки России. Ассоциация "Технопарк" в 2003-2005 гг. совместно с Минобразованием России и Роснаукой проводила выставки по результатам инновационной деятельности университетов и университетских технопарков на ВВЦ. Не могу, уважаемые коллеги, не сказать о том, что Ассоциация "Технопарк" с момента своего учреждения в 1990 г. уделяла огромное внимание разработке научных, методических и организационных основ развития технопарков, инновационной деятельности в научно-технической сфере, становлению инновационного предпринимательства, инкубации инновационных технологий, их трансферта из университетов, НИИ и КБ в экономику, их коммерциализацию. Приведу лишь отдельные примеры. Мною, как президентом Ассоциации "Технопарк", за период с 1993 по 2006 гг., самостоятельно или в соавторстве опубликовано 40 монографий и брошюр, которые широко востребованы не только в России, но и за рубежом (Германия, Великобритания, Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Монголия). Серьезный вклад в нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности внес СПбГЭТУ, издав около 20 брошюр в этой области. Ряд крупных монографий в этой области опубликовали технопарки СГТУ, МЭИ, ЮРГТУ (НПИ), Брянского государственного технического университета им. В.Г. Шухова, МИФИ и УГАТУ. Таким образом, Ассоциация "Технопарк" в течение 17 лет системно и эффективно влияла на процесс создания в России технопарков, прежде всего, университетских научно-технических парков и, на мой взгляд, она объективно сыграла определяющую роль вообще в развитии инновационной деятельности в нашей стране. Благодаря деятельности Ассоциации, при поддержке Минобразования России высшая школа по праву считается основоположником создания российских технопарков, основоположником инновационной деятельности в России. К сожалению, в настоящее время, несмотря на огромные усилия руководства Ассоциации "Технопарк" по установлению тесных взаимоотношений с Минобрнауки, Роснаукой, Рособразованием в деле развития инновационной деятельности, создания и развития университетских технопарков, мы не получаем никакого отклика на наши письма и обращения. Это привело к снижению эффективности развития инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в высшей школе, привело к исключению программ и проектов в этой сфере деятельности, привело к тому, что Правительство РФ, Минэкономразвития России ни один из университетских технопарков не включили в число пяти технопарков, которые получат поддержку со стороны государства. Минобрнауки России, Роснаука остались безразличными к такому решению. Как могут смириться вышеназванные органы управления образованием и наукой с тем, что три последних года высшая школа практически выпала из процесса развития в России технопарков и других инновационных структур? Я думаю, что мы с вами, объединенные в Ассоциацию "Технопарк", не должны с этим согласиться и своими активными, скоординированными действиями должны восстановить справедливость в отношении пионерской роли высшей школы в создании российских технопарков. Мы не можем с вами признать, что наше время ушло, и что без нас будет идти создание в России технопарков. Мы не можем никому позволить не считаться с теми достижениями, которые нами добыты за 17 лет труднейшей деятельностью. А значит нужно бороться. Ассоциация "Технопарк" и в настоящее время прочно занимает свою законную нишу в развитии технопарков в России нишу университетских технопарков. Особенность этой ниши заключается в следующем:
Все это, безусловно, позволит нам дать импульс новому этапу развития университетских технопарков, наметить более значимые показатели их деятельности. Ассоциация "Технопарк" должна считать одним их приоритетных направлений своей деятельности в обеспечении этого нового этапа развития университетских технопарков. Я убежден в том, что в России необходимо одновременно развивать технопарки как по линии Минэкономразвития России, так и по линии Минобрнауки России. УТП это способ более полного использования большого научного, образовательного и инновационного потенциалов университетов в интересах формирования инновационной экономики России. УТП это путь создания вокруг университетов инновационных поясов. При этом УТП, как это определено Ассоциацией "Технопарк" 17 лет назад и как это нами реализуется на практике в течение этих 17ти лет, должны не дублировать деятельность университетов, НИИ и КБ в части ведения НИР, ОКР, разработки технологии, а предоставлять им возможность превращать научные результаты, технические и технологические разработки в коммерческий продукт, способствовать технологическому трансферту, реализации инновационной продукции. Такой подход к деятельности УТП делает отношения между университетами, НИИ и КБ, с одной стороны, и УТП, с другой стороны, партнерскими, а не конкурентными. Образно говоря, университет, НИИ, КБ производят новшества, а УТП нововведения. УТП превращает новшество в нововведение. Вот вам разделение функций в едином инновационном процессе между университетами, НИИ и КБ (генеарция новых научных знаний, разработка технологий, материалов) и технопарками (коммерциализация новых научных знаний и технологиц, технологический трансферт путем инкубации малых инновационных фирм путем инкубации инновационных предпринимателей). При таком подходе к определению функций УТП и их взаимодействию с университетами, НИИ и КБ они не дублируют работу последних, а развивают предпринимательство в научно-технической и образовательной среде, в частности, в сфере высоких технологий. УТП-лидеры, входящие в Ассоциацию "Технопарк", так и развивались, развивая предпринимателей, развивая инновационное предпринимательство, поэтому они и достигли немалых успехов. Ваши оценки, руководители технопарков-лидеров, положения дел в России, ее экономики, ваш богатый опыт, ваши взгляды на перспективы и направления развития в России систем поддержки наукоемкого предпринимательства должны быть услышаны широкой общественностью, руководством страны и должны попасть в СМИ. Я призываю вас к этому. Вам есть что сказать, вам есть что порекомендовать органам, ответственным за принятие решения в сфере инновационной деятельности. Нам необходимо показать, что в России уже в течение 17 лет УТП развиваются в целях поддержки научного предпринимательства, а не для траты бюджетных средств под видом создания особых экономических зон и т.п. Опыт, накопленный в российской системе образования по развитию и функционированию УТП, должен быть предложен Ассоциацией "Технопарк" руководству страны, общественности. Невозможно понять, почему в нашей стране делается вид, что только сейчас мы начинаем создавать пять первых технопарков в субъектах федерации России и совершенно не принимаем во внимание, что в системе высшей школы России уже 17 лет действуют более 40 УТП, в том числе 1015 технопарков хорошего уровня. Зачем начинать с "нуля" создание технопарков в России? Зачем игнорировать накопленный опыт в этой сфере? Невозможно понять, почему руководство Минобрнауки, Роснауки и Рособразования в последние три года полностью отказались от выполнения инновационных программ в научно-технической сфере, от поддержки УТП. Научные, исследовательские и технологические парки, как показала мировая практика, являются органической составляющей университетов, ибо УТП имеют, по сравнению с промышленными технопарками, ряд особенностей, определяемых сущностью деятельности университетов. Мы не можем с этим согласиться, так как нам, начиная с 1990 г., пришлось приложить огромные усилия, чтобы в России начался процесс создания технопарков, который, к сожалению, сейчас стараются не замечать и подходят в настоящее время к созданию в России технопарков с позиции того, что как будто бы у нас в стране ничего в этой сфере нет. Это искажение исторической правды. Многие страны мира знают, что Россия "технопарковая" держава. Все это диктует острую необходимость всем университетским технопаркам теснее сплотиться в рамках Ассоциации "Технопарк", громче заявлять об успехах УТП в поддержке инновационного предпринимательства, показать в СМИ достижения УТП, укрепить Ассоциацию, настойчиво обращаться во все властные структуры с требованием дальнейшего развития в системе высшей школы УТП как сферы инновационной деятельности, имеющей свою специфику. В нынешней ситуации УТП не должны "расползтись" по своим углам и надеяться выжить в одиночку. В этом случае нас вообще перестанут замечать, а дальше окончательно забудут при формировании новых программ, при создании в стране инновационных структур. Если хотите, то Ассоциация "Технопарк" должна отстаивать право высшей школы на приоритетное развитие УТП, без которых высшая школа не сможет играть важную роль в переводе российской экономики с "сырьевой" на "инновационный" путь развития. Высшая школа в России и Ассоциация "Технопарк" стали первопроходцами в создании технопарков и не только создали более 40 УТП, но и подготовили команды менеджеров для них, обеспечив привлечение финансовых средств и высококвалифицированных специалистов Западной Европы, США, Канады и других стран мира. Еще раз подчеркну, что 10-15 наиболее продвинутых УТП России могли бы быть выбраны в качестве объектов внимания Правительства РФ и Минобрнауки с точки зрения создания для них современной материально-технической базы, оказания помощи в оснащении их современным оборудованием путем инвестиций государства через конкурсы на поддержку вузов, активно развивающих УТП, инновационное предпринимательство, как это сделано для вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Это, с учетом их опыта, наличия грамотных команд менеджеров, отработанной технологии "взращивания" малых и средних инновационных предприятий, позволило бы в течение 23 лет превратить их в мощные среды развития инновационного предпринимательства в высшей школе. Ведь не секрет, что в течение 17 лет УТП развивались практически без всякой поддержки федеральными и региональными властями, используя скудные средства университета и собственные, очень скромные возможности. Ассоциацию "Технопарк" нужно укреплять, несмотря на то, что она сейчас не ведет научно-технических программ в области инновационной деятельности, несмотря на то, что, начиная с 1996 г., ей не выделяются деньги зарубежными программами, фондами и банками, более весомыми взносами, участием технопарков в развитии сайта Ассоциации путем регулярного представления актуальной информации о деятельности технопарков и т.п. Сейчас, к сожалению, ни одни УТП, входящих в Ассоциацию "Технопарк", не дает для ее сайта информацию о себе, не стремится опубликовать на нем свои новости, достижения, успехи. Сайт Ассоциации есть, а Ассоциации как единой мощной структуры и российских технопарков за ним не видно. Всем понятно, что людям, в том числе очень серьезным и деловым, интересно заходить на один центральный сайт, нежели искать в сети сведения об отдельном технопарке. Вопрос ставится так: и Ассоциации "Технопарк", и УТП, входящие в ее состав, обязаны повысить "свою заметность", выйти из зоны невидимости через сайт, через Интернет. Давайте найдем средства на то, чтобы модернизировать наш центральный сайт, выделить средства на его содержание и оплату, в частности, работы администратора сайта. Технопарки члены Ассоциации "Технопарк" от этого только выиграют. Сайт Ассоциации "Технопарк" очень даже посещаемый, спрос на него весьма большой. За период его существования с май 1999 г. по настоящее время его посетили около 500000 раз! Нередки случаи его посещения в день 50-100 пользователями, иногда и больше. Особенно частые посещения сайта Ассоциации наблюдаются в последние два года, когда Президент РФ, Правительство РФ приняли решения о создании в стране особых экономических зон, зон внедрения и технопарков. Это тот случай, когда всем нам требуется воспользоваться повышенным спросом регионов, отдельных организаций и университетов на научно-методические и нормативно-правовые разработки Ассоциации "Технопарк", на опыт создания и управления технопарками, на опыт развития малых и средних инновационных фирм в среде технопарков и т.п. На основании таких запросов из регионов поступили предложения не
только передать публикации по проблемам создания технопарков, но и провести
экспертизу регионов с точки зрения целесообразности создания там технопарков,
взяться за проведение предпроектных работ в регионе как начала создания
технопарков и т.п. Прошу также передать в аппарат Ассоциации актуальные сведения о технопарке, его структуре, составе и т.п. То есть я прошу вас передать ту информацию о результатах деятельности ваших технопарков, которая, во-первых, повысить престиж Ассоциации "Технопарк" как общественной организации, держащей в своих руках механизмы развития технопарков и иных инновационных структур, во-вторых, она будет привлекать внимание заинтересованных в создании технопарков, выполнении инновационных проектов, с точки зрения установления с конкретными технопарками непосредственных связей по этим проблемам. Отмечу, что посетителей сайта Ассоциации достаточно много. Например, последнее обращение финской компании. Уважаемые коллеги! Мы должны с вами в текущем году провести научно-практическую конференцию, на которой подвести итоги деятельности Ассоциации "Технопарк" со дня ее основания, показать ее достижения, подвести итоги создания и развития технопарков, показать, чего добились технопарки-лидеры в развитии инновационного предпринимательства, более детально сформулировать задачи на ближайшие годы деятельности Ассоциации и сформулировать обращение в Правительство РФ, Минобрнауки России, Минэкономразвития России и Минсвязи и информации России, а также в отдельные региональные органы управления и власти, в котором предложить наши услуги для развития в России технопарков, других инновационных структур. Благодарю за внимание. По материалам |