Охрана интеллектуальной собственности при разработке высоких технологий оборонного назначения

Кузнецов Ю.Д.,
ЗАО "Городисский и партнеры Лтд."

Как известно, основные направления и объемы разработок оборонных технологий определяются военной доктриной государства. Военная доктрина государства представляет собой, по сути, некоторую экспертную оценку наличия военной угрозы этому государству извне и избрание способа реагирования государства на эту угрозу. В настоящее время любая военная доктрина является долгосрочной программой действий, предполагающей планирование на много лет вперед, выделение больших средств государственного бюджета и привлечение существенного научного потенциала.

Привлеченные для работы в оборонном комплексе специалисты надолго или на всю свою профессиональную карьеру оказываются отвлеченными от гражданских разработок. В то же время, оборонная сфера всегда имела и имеет тенденцию привлекать самые лучшие научно-технические кадры.

При изменении отдельных положений или всей военной доктрины накопленный потенциал в ряде областей оборонной техники и технологии может оказаться ненужным или невостребованным, а финансовые средства, затраченные на разработку - израсходованными напрасно или необходимыми потерями.

Оборонный комплекс имеет естественную тенденцию к обособлению от других отраслей промышленности, поскольку является государственной монополией. И наконец, оценить степень соответствия уровня предложенных оборонным комплексом разработок в полной мере можно только в полномасштабных военных условиях.

Сегодняшняя правовая основа ведения и охраны разработок оборонного комплекса возглавляется Конституцией РФ, ст. 4 которой закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Целостность и неприкосновенность территории являются одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших функций государства.

Безопасность российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими долгосрочными и краткосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 71 Конституции закрепила, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Положения Конституции, относящиеся к области обороны и оборонного производства развивают следующие Федеральные законы: "Об обороне", который определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны; "О государственном оборонном заказе", который устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа; "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", который устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

Важное значение имеет ФЗ "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", устанавливающий правовые основы и принципы государственной политики в области проведения конверсии оборонной промышленности, государственного регулирования и государственной поддержки конверсии оборонной промышленности и направлен на проведение конверсии оборонной промышленности на основе наиболее эффективного использования производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых организаций и обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций.

Интересным представляется опыт Агентства по оценке и исследованиям в области обороны (Defense Evaluation and Research Agency (DERA)) (Великобритания).

Данное Агентство было создано для того, чтобы обеспечивать независимое, высококачественное, эффективное и рентабельное научное и техническое обслуживание своих заказчиков, среди которых основным и первоочередным является Министерство обороны Великобритании. При этом Агентство должно обеспечивать возможность использования потенциала, накопленного при проведении оборонных разработок, для так называемого законного параллельного использования.

Закрепление именно параллельного использования наработанных технологий позволяет постоянно внедрять их в производство гражданской продукции, то есть по сути обеспечивает постоянное участие ученых, занятых в области военных разработок, в процессе создания продукции мирного назначения.

Для выполнения своих функций DERA поддерживает и постоянно повышает уровень компетенции и своих сотрудников в областях их деятельности, аккумулирует техническую информацию о разработках и исследованиях, проводимых в мире, обеспечивая тем самым высокий уровень создаваемой Агентством интеллектуальной продукции и предоставляемых услуг, их полное соответствие оборонным и гражданским нуждам.

В Положении об Агентстве закреплены источники его финансирования и доходов, отношения с Министерством обороны и заказчиками по линии Министерства Обороны, причем указано, что в международных отношениях Агентство выступает как основной уполномоченный Министерства обороны в области международного сотрудничества, причем Министерство обороны осуществляет за этой деятельностью надзор и определяет ее политику, поскольку несет полную ответственность за результаты международного сотрудничества, осуществляемого Агентством.

DERA доказало свою эффективность многократно, и недавний пример - создание на базе оборонной технологии революционно нового типа громкоговорителей, которые на сегодня составляют практически безграничный рынок сверхрентабельной продукции, разрабатываемой фирмой NXT. Получив первоначально лицензию от DERA на изобретения, созданные специалистами Агентства, фирма NXT самостоятельно продолжила разработки, которые на сегодня защищены 1,500 патентов в 66 странах мира. Чтобы представить себе уровень доходов фирмы NXT, часть из которых получает DERA в виде платежей по лицензионным соглашениям, можно отметить, что на сегодня более 240 крупнейших фирм заключили лицензионные соглашения с фирмой NXT на право производства изобретенных громкоговорителей, причем ежегодные платежи по этим соглашениям составляют от одного до нескольких десятков миллионов долларов.

"Передовые технологии России" (http://www.ptechnology.ru)