Авторское право сегодня в нашей стране охраняется на уровне цивилизованных государств. Это значит, что за его нарушение предусмотрены серьезнейшие санкции. Многие компании в своей практике сталкиваются с творческими произведениями - научными и художественными текстами, дизайнерскими решениями, разного рода композициями и пр. И основные "правила обращения" с творческими продуктами необходимо очень четко себе представлять ПРАВИЛЬНО ВЫСТРАИВАЙТЕ ОТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ Ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" говорит о том, что исключительные авторские права на использование авторских произведений, созданных работником по заданию работодателя принадлежат непосредственно работодателю (закон, конечно, позволяет предусмотреть иное в договоре между ними, однако на практике этого не делается практически никогда). За автором (работником) сохраняются только так называемые личные неимущественные (в международных конвенциях - моральные) права - то есть право считаться автором данного произведения, право на то, чтобы произведение было издано (опубликовано) под его собственным именем, псевдонимом или не будет подписано вовсе. За автором (работником) также сохраняется право на защиту своего произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Самая распространенная ошибка работодателей - неправильно составленные трудовые договоры или их полное отсутствие. Если трудовой договор не заключен или неверно составлен, то работник может заявить, что создание произведения не входило в его служебные обязанности и что он создал произведение в обеденный перерыв или иное нерабочее время исключительно по зову сердца, а не по указанию начальства и следовательно за использование произведения необходимо прибавить к зарплате еще вполне определенную сумму. Что делать работодателю, если работник оспаривает обладание правами на сделанную по заказу работу? Очень убедительно в суде выглядит строка из штатного расписания (правильное указание должности работника), особенно, если она еще подкреплена должностной инструкцией, где совершенно четко прописаны его должностные обязанности (в том числе создание авторских произведений). А вот если например, рекламщик записан в штатном расписании как менеджер общего отдела, ваши позиции будут весьма шаткими. Результаты творчества менеджера общего отдела, если иное не предусмотрено в договоре или должностной инструкции принадлежит только ему самому. Придет на помощь и письменный приказ на выполнение работ, с которым работник был ознакомлен, о чем делается соответствующая запись. Нередко компании оказываются в невыигрышном положении и потому, что забывают про неимущественные (моральные) права которые принадлежат автору, например право на имя, т.е. указание работника в качестве автора произведения. Разумеется, указать авторов в двадцатисекундном рекламном ролике просто невозможно. Но если автор не назван только по этой причине это может стать основанием для судебного иска с его стороны. В таких случаях при составлении договора надо указывать, что автор разрешает использование произведение без указания его имени, т.е. анонимно. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СОСТАВЛЯТЬ ДОГОВОРА С ПОДРЯДЧИКОМ Заказ рекламы рекламному агентству - очень распространенное явление. И в этом случае обязательно нужно составлять договор о передаче исключительных (эксклюзивных) прав на использование не только готового продукта, но и его рабочих версий. Характерный пример из моей практики. Заказчик обратился в рекламное агентство и попросил для него создать сценарий рекламной компании. Ему было предоставлено несколько сценариев на выбор. Но, к сожалению, никакого договора заключено не было: агентство предложило заключить договор в письменном виде в случае, если какой-либо из сценариев будет одобрен и начнется съемка. Заказчику ни один из сценариев не понравился и стороны разошлись. Рекламное агентство, не желая даром терять проделанную работу, предложило уже готовые сценарий другой фирме. Там все понравилось, агентство начало снимать ролик и проводить широкую рекламную акцию. Но через некоторое время второй, более покладистый заказчик обнаружил, что точно такая рекламная кампания проводится его конкурентом. Оказалось, что первый заказчик передал сценарий другому рекламному агентству, которое и начало работать по чужому сценарию. Сложилась целая цепочка из двух заказчиком, двух рекламных агентство и одного творческого произведения. В этом случае отвечать пришлось не только компании, использовавшей чужой сценарий, но и агентству, разработавшему по этому сценарию - и производителю, и распространителю. Во избежание таких случаев с Вами помните, что только правильно составленные договоры помогут Вам выйти сухим из воды. В договоре с Вашим контрагентом необходимо предусматривать и его ответственность, в случае предъявления к Вам претензий от авторов, чьи произведение были использованы при выполнении Вашего заказа и которого забыли спросить. НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВА ТРЕТЬИХ ЛИЦ Всякий раз, когда Вы стремитесь использовать те или иные результаты творческой деятельности, помните о том, что это чья-то интеллектуальная собственность - вы должны заключить с обладателем прав договор и выплатить ему гонорар, если, конечно же, не истек срок авторского права, который действует по общему правилу в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. Известен недавний случай, когда упаковочная фирма выпустила пакеты с изображением популярного мультипликационного персонажа, а завод, заполняющий эту упаковку, скажем соком, даже назвал свою продукцию его именем. Все они весьма наивно полагали, что общероссийский мультипликационный любимец - общественное достояние. Между тем, его создал художник, который, слава Богу, жив и здоров, мультфильм сняла действующая киностудия, и авторское право имело вполне определенных владельцев. Очень многие люди наивно полагают, что всем, что есть во Всемирной паутине можно пользоваться совершенно со спокойной душой - там авторского права нет. А ведь это не соответствует действительности (ошибочно). Каждый сайт разрабатывает дизайнер, авторские прав и на его художественное оформление обязательно кому-либо принадлежат - или дизайнеру, или фирме владельцу сайта. То же самое можно сказать и о текстах, размещенных в любом уголке Интернета. Использование их без разрешения автора или обладателя авторских прав наказуемо. Степень ответственности в каждом конкретном случае определяет суд. Автор или правообладатель может, например, требовать компенсации в размере до 5 млн. рублей. Хочется отметить еще одну особенность. Часто разрешение на использование того или иного сетевого ресурса запрашивается по электронной почте, и создатель сайта полагает, что полученного таким образом разрешения вполне достаточно. К сожалению, это не так. Даже если ваш визави, например, живет в Хабаровске, а вы - в Санкт-Петербурге, необходимо получить письменное разрешение. Отправьте ему по обычной почте договор и дождитесь получения подписанного ответа. Ваше спокойствие стоит пары недель ожидания, потому что бывали случаи, когда владелец авторского права заявлял, что никаких разрешений он не давал, а электронное письмо "от него" сфабриковано самим распространителем его произведения. Автор: Хромова А.Л. Источник: /"Авторское право в России", www.copyright.ru/ |