Доклад посвящен вопросам развития сотрудничества государств-участников СНГ в научной и научно-технической сфере. Политика России в сфере экономической интеграции государств содружества СНГ основана на приоритетах инновационного пути развития экономики стран- участников содружества СНГ, на создании необходимых условий для технологического обновления, а также на повышении конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции. Суть инновационной деятельности заключается в создании востребованного рынком нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, на основе научных исследований и разработок. Для реализации инновационной политики необходимо постоянно обеспечивать: государственную поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие инновационной инфраструктуры, подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности, активизацию инновационной деятельности в системе образования, а также формирование системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. Инновационный характер экономики будет мотивировать становление новейшего технологического уклада в сфере производства и услуг. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность инновационной деятельности от осуществления научно-технической деятельности заключается, прежде всего, в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз. Но создание и реализация инноваций (освоение в промышленности новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков сбыта) требует вложений в 100 раз больших. Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5 %, разработку и освоение инноваций осуществляли всего около 10 % промышленных предприятий, доля инновационной продукции в структуре промышленного производства оценивается в 4-5 процентов против 30-35 процентов в развитых зарубежных странах. Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны. Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики до 7 - 8 процентов в год, требуют партнерства бизнеса и государства в сфере инновационной деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов. В связи с этим заслуживает особого внимания развитие малого инновационного предпринимательства. Оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги. В целях обеспечения инновационной политики Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер, охватывающих вопросы развития инфраструктуры национальной инновационной системы (далее - НИС), законодательного и нормативного правового обеспечения инновационной деятельности, разработку экономических и финансовых механизмов, их активизации, меры по повышению инновационной активности и международному сотрудничеству. Правительство Российской Федерации приняло за основу предложения Министерства образования и науки Российской Федерации по дальнейшей проработке основных направлений Российской Федерации в области развития инновационной деятельности на период до 2010 года и комплекса мероприятий по их реализации. В этой связи для стимулирования развития инновационного предпринимательства в научно-технической и производственной сфере предполагается разработка ряда первоочередных мероприятий организационного, экономического и правового характера. Для стимулирования появления в научно-технической сфере динамично растущих технологических инновационных компаний необходимо продолжить работу по созданию и развитию центров трансфера технологий, являющихся важнейшим элементом инновационной инфраструктурной. Перспективным направлением интеграции в сфере инновационной деятельности СНГ могут стать создание совместных инновационно-технологических корпораций, обеспечивающих межгосударственный трансферт технологий, включая регистрацию объектов интеллектуальной собственности полученной в ходе выполнения совместных программ и инновационных проектов, поддержку создания и развития совместных инновационных предприятий, привлечение инвестиций на начальном этапе их деятельности. Требуется создание современной информационной инфраструктуры в области науки и технологий, располагающей разветвленной сетью информационных организаций, обладающих значительными структурированными информационными ресурсами, современными информационными технологиями и условиями телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Потенциал этой информационной инфраструктуры позволит обеспечить введение в гражданский оборот информационных ресурсов, необходимых для обеспечения инновационной деятельности. Следует также предусмотреть возможность использования информационной системы интегрированной в рамках СНГ, для решения задачи выхода на внутренние и международные рынки. В частности, через эту систему должна распространяться информация о возможностях новых технологий и продуктов. С этой целью предусматривается создание экспертного информационо-аналитического консалтингового центра СНГ, концепция которого разработана по поручению Минобрнауки России Федеральным государственным учреждением НИИ РИНКЦЭ Роснауки России. В настоящее время ФГУ НИИ РИНКЦЭ заключил с рядом организаций СНГ соответствующие договоры о совместной деятельности по созданию вышеуказанного центра. В этом направлении необходимо продолжить соответствующую работу. Известно, что важную роль в системе продвижения инновационной продукции от идеи к рынку играют малые предприятия, которые обеспечивают апробацию новых идей на рынке, организуют выпуск пробных партий продукции. В то же время малые и средние инновационные предприятия не всегда имеют доступ к производственным ресурсам, необходимым для организации производства современной наукоемкой продукции. Для преодоления негативных тенденций в этой сфере следует предусмотреть создание и развитие производственной инфраструктуры, обеспечивающей доступ малых и средних инновационных предприятий к современному высокотехнологичному оборудованию. При ограниченности ресурсов наиболее целесообразным вариантом здесь является, по аналогии с центрами коллективного пользования дорогостоящим исследовательским оборудованием, создание центров коллективного пользования современным производственным оборудованием. Важнейшей составляющей развития НИС является создание региональных инновационных систем. Развитие региональной инновационной системы должно начинаться с анализа конкурентных преимуществ предприятий региона в конкретных наукоемких отраслях и комплексного планирования работы по развитию соответствующей инфраструктуры. Одним из перспективных вариантов организации такой работы могут стать программно-целевые или кластерные методы развития соответствующих отраслей. Целесообразно иметь перечень основных задач региона, требующих решения, а также определить финансовое и ресурсное обеспечение решения этих задач на региональном уровне. Научное сообщество региона должно быть нацелено на решение этих задач. Пристального внимания потребует углубление координации деятельности федеральных, межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития. Сегодня вопрос об осуществлении этими фондами совместных проектов (конкурсов, программ), наделения внебюджетных фондов правом осуществлять венчурное и прямое инвестирование в капиталы малых высокотехнологичных компаний становится как никогда актуальным. Внебюджетные фонды, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере готовы содействовать созданию малых стартовых фирм, финансировать «посевные» проекты, оказывать услуги по консалтингу, тренингу, информационному обеспечению, мониторингу и др. К этой деятельности должны привлекаться и центры трансферта технологий. Средства фондов (в доле с государственными ресурсами) могут охватить все стадии научно-инновационного цикла. Таким образом, государство сможет обеспечить выполнение основного условия для развития венчурной деятельности – существование инвестора, заинтересованного в успехе венчурных предприятий и использующего для этого самые разнообразные методы работы. Новый импульс в развитии инновационной политики государств Содружества даст создание особых экономических зон с высоким научно-технологическим и производственным потенциалом. Условия создания таких зон определены законом Российской Федерации «О свободных экономических зонах». В настоящее время намечено создание технико-внедренческих зон в гг. Зеленограде, Дубне, в Санкт-Петербурге, Новосибирске. Необходимо проработать условия участия в деятельности указанных зон представителей инновационного бизнеса государств-участников СНГ. Назрела настоятельная необходимость создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности государств-участников СНГ, включая структуру венчурного инвестирования, развития механизмов саморегулирования в сфере инновационной деятельности, связанных с разработкой и принятием единых норм и правил в области стандартизации и сертификации высокотехнологичной наукоемкой продукции и услуг (техническое регулирование), создающих необходимые условия для развития цивилизованного рынка и защиты от недобросовестной конкуренции, выпуска контрафактной продукции и пиратства в области использования интеллектуальной собственности. С этой целью заслуживает внимания инициатива предпринимательского сообщества Российской Федерации по созданиюРоссийской Федерации Национальной технологической Палаты Национальной Технологической Палаты, важнейшей задачей которой является обеспечение условий конкурентоспособности инновационных предприятий на основе добровольной сертификации высокотехнологичных товаров (услуг). Указанный опыт может быть использован государствами СНГ с последующим созданием Инновационно-технологической Палаты СНГ. Указанная Палата может принять на себя функцию разработки и поддержки национальных стандартов, а также осуществление технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности производства инновационной продукции (товаров, услуг) в соответствии с международными техническими регламентами и стандартами качества ISO 9001:2000, организовать подготовку кадров в области стандартизации и сертификации продукции (услуг), а также создание биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий, электронной биржи высоких технологий и др. Биржа высоких технологий, предметом торгов на которой являются опционы на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, может стать важным элементом регулирования рынка интеллектуальной собственности. Следует также предусмотреть возможность создания на межгосударственном уровне специальных арбитражных судов для решения споров, связанных с трансфертом технологий, с использованием прав интеллектуальной собственности при выполнении совместных программ и инновационных проектов. Дальнейшее сотрудничество в сфере инновационной деятельности в рамках единого экономического пространства государств-участников СНГ требует гармонизации правовых основ трансферта технологий, совершенствования механизмов кооперации в международных программах и партнерствах с целью реализации крупных инновационных проектов. Гармонизация нормативно-правовых основ и развитие инфраструктуры международного трансферта технологий будет осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативно правовой базы по порядку и механизмам правовой охраны и патентования объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации за рубежом; уточнение порядка разработки нормативной правовой базы по учету и контролю по передаче технологий гражданского назначения; разработка нормативно правовой базы по порядку создания международных объектов инновационной инфраструктуры, включая международные научно-технические и венчурные фонды. Совместные усилия государств - участников СНГ требуют гармонизации правовых отношений, связанных с обеспечением адекватного режима охраны и защиты интеллектуальной собственности. В этой связи необходимо учитывать основные принципы и правила Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое является одним из базовых соглашений ВТО. На наш взгляд представляется важной работа, проводимая МПА СНГ по разработке модельных законов в сфере инновационной деятельности. В настоящее время по поручению Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию специалистами государственного центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки России разработан проект закона «Об инновационной деятельности». Проект прошел обсуждение на экспертном совете МПА СНГ и направлен на обсуждение в соответствующие профильные комитеты Парламентов государств-участников СНГ. Следует отметить, что Министерство образования и науки Российской Федерации уделяет важное внимание развитию сотрудничества государств-участников СНГ в сфере инновационной деятельности. В этом году были организованы инновационные салоны, выставки высоких технологий в государствах содружества, на открытии которых присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин, Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков, представители федеральных министерств и ведомств. С успехом прошли и вызвали общественный резонанс научно-практические конференции в городах Астане, Ереване, Баку, Кишиневе, Минске и в г. Москве, посвященные проблемам инновационного сотрудничества, которые были организованы по линии межправительственных комиссий в области научно-технического сотрудничества государств-участников СНГ. В работе указанных конференций приняли участие ведущие специалисты Минобрнауки России, российские ученые и представители российского бизнеса. Для создания механизма международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности стран Содружества необходима программа скоординированных мероприятий, ориентированная на период 2005-2015гг., реализуемая на условиях долевого участия и совместного финансирования. В качестве основных направлений указанной программы должны предусматриваться:
прогнозирование направлений сотрудничества и перспектив выхода на международные рынки высоких технологий; создание интегрированной в рамках СНГ инновационной инфраструктуры; создание необходимых условий для развития сотрудничества само регулируемых организаций для формирования и реализации технических регламентов, стандартов и общих правил, обеспечивающих условия конкурентоспособности и защиту интересов инновационного предпринимательства; гармонизация законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере производства и потребления высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг), с учетом мирового опыта и национальных особенностей развития инновационного законодательства. Авторы: Балашов Е.Б., к.ю.н., доцент,заместитель Директора департамента по научно-технической и инновационной политикеМинистерства образования и науки Российской Федерации Наумов Е.А., к.э.н., профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки, Источник: |