Шестая Рамочная программа ЕС 2002-2006 г.г. (6РП)


Шестая Рамочная программа является основным механизмом и первым практическим этапом создания единого европейского научного пространства (ЕНП).

Бюджет программы на период 2003-2006 г.г. составляет 17.5 млрд евро, что на 17% превышает бюджет предыдущей 5РП.

Цели программы:
- создание единого европейского научного пространства;
- достижение европейского научного превосходства;
- повышение конкурентоспособности и инновационной активности;
- интеграция европейской науки на всех уровнях - локальном, региональном, национальном и международном.

6РП состоит из двух основных частей:
- Интеграция и интенсификация создания ЕНП (бюджет - 16.27 млрд евро);
- Программа по ядерной энергетике - Евратом (бюджет -1.23 млрд евро).

В процессе реализации 6РП обязательны для применения новые организационные способы (new instruments) проведения совместных исследований (виды проектов). Эти способы разработаны специально для 6РП и являются механизмом достижения основных целей 6РП.

******

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШЕСТОЙ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ

Европейская комиссия опубликовала материалы, всесторонне представляющие Шестую Рамочную программу.

Предваряют основной раздел публикации сведения информационного характера, включающие: описание главных этапов истории развития научно-технологического сотрудничества стран ЕС, графически оформленные данные об изменении приоритетов за период от первой до шестой рамочной программы, схему процесса принятия решений на всех этапах Шестой Рамочной программы, карту Европы с указанием полноправных и ассоциированных стран Европейского сообщества. Кроме того, приведена структура Европейского научного пространства, основы которого предстоит заложить в процессе реализации новой программы, графически представлены предусматриваемый рост бюджета и снижение инфляции в сравнении с завершающейся Пятой Рамочной программой, а также впечатляюще возросший объем бюджета с первой по шестую рамочную программу. И наконец, основная часть публикации – это подробное представление содержания новой программы во всех аспектах, включая статьи финансирования.

Общий бюджетный фонд программы составляет 17.5 млрд евро и включает две основные статьи: расходы на реализацию программ Европейского сообщества (16.27 млрд евро) и программ Евратома (1.23 млрд евро).

Программы Европейского сообщества будут осуществляться в рамках трех групп.

1. Концентрация и интеграция научных исследований стран ЕС (13.285 млрд евро).

2. Создание структуры Европейского научного пространства, ЕНП (2.655 млрд евро).

3. Укрепление ЕНП (330 млн евро).

Далее подробно представлена каждая группа.

КОНЦЕНТРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН ЕС
1. Геномика и биотехнологии для здравоохранения – 2200 млн евро.

Новейшие разработки в области геномики и их применение для здравоохранения (1150 млн евро).

Борьба с основными серьезными заболеваниями (1050 млн евро).

2. Развитие информационных технологий в интересах общества – 3600 млн евро.

3. Нанотехнологии и нанонауки, многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы – 1300 млн евро.

4. Аэронавтика и космос – 1075 млн евро.

5. Безопасность и качество продуктов питания – 685 млн евро.

6. Устойчивое развитие, глобальное изменение климата и экосистемы – 2120 млн евро:

устойчивые энергосистемы (810 млн евро),

надежный наземный транспорт (610 млн евро),

глобальное изменение климата и экосистемы (700 млн евро).

7. Население и вопросы управления в обществе, основанном на знаниях, – 225 млн евро.

8. Специальные направления, включающие расширенный спектр научных исследований, –
1320 млн евро.

Итого – 13 285 млн евро (включая направления неядерных исследований Центра совместных научных исследований – Joint Research Centre, на которые запланировано выделить 760 млн евро).

СЕМЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Первое. Геномика и биотехнологии для здравоохранения.

1. Новейшие достижения в области геномики и их применение для здравоохранения: фундаментальные разработки и основные инструменты функциональной геномики во всех организмах (экспрессия генов и протеомика, структурная геномика, биоинформатика и т.д); применение результатов разработок и технологий геномики и биотехнологий для улучшения здравоохранения (технологические платформы, превентивные и терапевтические методы и т.д.).

2. Борьба с основными тяжелыми заболеваниями: использование достижений геномики в разработке технологий и пополнении базы знаний в области медицины для лечения диабета, сердечно-сосудистых болезней, повышения устойчивости к антибиотикам, лечения мозговых нарушений, болезней, связанных со старением организма человека, рака, инфекционных заболеваний, порождаемых нищетой (СПИД, малярия, туберкулез и т.д.).

Второе. Развитие информационных технологий в интересах общества (ИТО).

1. Прикладные научные исследования в области ИТО, способствующие решению наиболее важных социально-экономических проблем: обеспечение безопасности, оснащение человека современными техническими средствами, электронная коммерция и т.д.

2. Технологии коммуникаций, обработки данных и программного обеспечения.

3. Составные элементы и микросистемы.

4. Информационные технологии и технологии обмена информацией.

Третье. Нанотехнологии и нанонауки, многофункциональные материалы с искусственным интеллектом, новые устройства и производственные процессы.

1. Нанотехнологии и нанонауки: долгосрочные научные исследования, надмолекулярные структуры и макромолекулы, нанобиотехнологии, использование полученных результатов в медицине, химии и т.д.

2. Создание многофункциональных материалов на основе накопленных знаний: фундаментальные разработки; технологии производства, трансформации и обработки и т.д.

3. Новые устройства и производственные процессы: гибкие системы производства/обработки с “искусственным интеллектом”; системы контроля исследований и выявление потенциальной опасности; экологически чистое и безопасное производство; оптимизация жизненных циклов и т.д.

Четвертое. Аэронавтика и космос.

1. Аэронавтика: конкурентоспособность промышленности (новые летательные аппараты, двигатели и т.д.); снижение вредного влияния на экологию (выбросы и шумы); безопасность; расширение возможностей систем воздушного транспорта (программа “Единое европейское небо”).

2. Космос: научные исследования, проводимые с помощью навигационного спутника “Галилео” и система GMES (контроль за состоянием окружающей среды и безопасностью); спутниковые телекоммуникации (интегрирующие наземные сети и космические системы).

Пятое. Безопасность и качество продуктов питания.

1. Эпидемиология заболеваний, вызываемых продуктами питания, и различные виды аллергии.

2. Связь между качеством продуктов питания и здоровьем человека.

3. Обеспечение контроля безопасности и качества продуктов питания на протяжении всей производственной цепи.

4. Методы анализа, выявления и контроля.

5. Более безопасные и экологически чистые методы производства, безвредные для здоровья продукты питания.

6. Воздействие продуктов питания животного происхождения на здоровье человека.

7. Угрозы здоровью человека со стороны окружающей среды.

Шестое. Устойчивое развитие и глобальное изменение климата.

1. Устойчивые энергосистемы: экологически чистая энергетика, снижение потребления электроэнергии, альтернативные виды топлива для двигателей, энергоносители/передача энергии, аккумулирование энергии и т.д.

2. Надежный наземный транспорт: экологически чистые виды транспорта, возможность взаимодействия транспортных сетей, безопасность и т.д.

3. Глобальное изменение климата и экосистемы: выбросы газов в атмосферу Земли, круговорот воды, биоразнообразие, стихийные бедствия, землеустройство, моделирование климата и т.д.

Седьмое. Население и вопросы управления в обществе, основанном на знаниях.

1. Общество, основанное на знаниях, и социальное выравнивание: уровень/распространение/применение знаний; развитие общества, основанного на знаниях; различные пути развития общества, основанного на знаниях, и т.д.

2. Гражданство, демократия и новые формы управления: результаты интеграции и расширения Европейского сообщества; новые формы управления; разрешение конфликтов; гражданство и особенности культуры.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ РАСШИРЕННЫЙ СПЕКТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Первое. Политические механизмы поддержки НТР и потенциальные потребности научно-технологической сферы: направления деятельности по содействию эффективной научно-технической политике стран ЕС; научные исследования, отвечающие современным требованиям перспективного характера (ежегодное составление программ).

Второе. Горизонтальные научно-исследовательские направления с привлечением малых и средних предприятий (МСП): расширение технологических возможностей МСП как в традиционных, так и новых областях научных исследований, поддержка их деятельности на международном уровне (совместные и коллективные исследования).

Третье. Специальные меры по расширению и укреплению международного сотрудничества: развивающиеся страны; страны Средиземноморья, включая Западные Балканы; Россия и другие государства СНГ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Первое. Участие третьих стран (т.е. стран, не являющихся полноправными или ассоциированными членами ЕС) в тематических приоритетных направлениях.

Второе. Специальные направления, содействующие активизации внешней политики ЕС и оказанию помощи другим странам.

МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Первое. Основные положения и принципы подхода к МСП.

1. Не менее 15% всего бюджетного фонда предназначено для развития МСП.

2. Учет региональных экономических и социальных особенностей.

3. Удовлетворение технологических потребностей МСП.

Второе. Специальные направления деятельности.

1. Совместные научные исследования: их тематика разрабатывается научно-исследовательскими центрами по проблемам МСП или высокотехнологичными МСП в сотрудничестве с научными центрами и университетами.

2. Коллективные научные исследования: их тематика разрабатывается научно-исследовательскими центрами по проблемам промышленных ассоциаций или промышленными объединениями всех отраслей экономики, в которых преобладают МСП.

СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА
Данный раздел включает четыре категории направлений деятельности.

1. Научные исследования и инновации (300 млн евро).

2. Кадровые ресурсы (1630 млн евро).

3. Научно-исследовательские инфраструктуры (665 млн евро).

4. Наука и общество (60 млн евро)

Общая сумма расходов по данной статье составляет 2655 млн евро.

Первое. Научные исследования и инновации.

1. Организация электронных сетей для игроков и пользователей.

2. Поощрение межрегионального сотрудничества.

3. Новые механизмы и подходы в сфере технологических инноваций.

4. Организация соответствующих служб на местах и их объединение с помощью информационной европейской системы CORDIS.

5. Информация в сфере экономики и технологий.

6. Анализ инноваций в научно-исследовательских проектах, финансируемых ЕС.

Второе. Кадровые ресурсы и мобильность.

1. Поощрение из фонда Марии Кюри организаций, приглашающих на обучение и содействующих распространению знаний: организация научно-исследовательских сетей по обучению/повышению квалификации; стипендии для организаций, приглашающих для обучения на начальных стадиях научных исследований; стипендии для организаций, приглашающих на курсы повышения квалификации и передачи знаний; конференции и учебные курсы.

2. Индивидуальные стипендии фонда Марии Кюри: стипендии для исследователей-европейцев, работающих в странах Европы; международные стипендии для исследователей-европейцев вне стран Европы и для неевропейцев, приезжающих в Европу.

3. Поощрение из фонда Марии Кюри повышения уровня профессионализма: гранты, премии, стипендии на организацию руководства работ.

4. Механизмы возвращения и реинтеграции ученых из неблагополучных регионов после прохождения учебных курсов.

Третье. Научно-исследовательские инфраструктуры.

1. Транснациональный доступ к научно-исследовательским инфраструктурам.

2. Интегрирующие направления деятельности.

3. Развитие коммуникационных сетей.

4. Конструкторские проработки.

5. Разработка новых инфраструктур.

Четвертое. Наука и общество.

1. Более активное использование результатов научных исследований в решении общественных проблем: наука и управление, системы научных консультаций и получения справочной информации.

2. Ответственность в научных исследованиях и применимость достижений науки и технологий: этика, недостоверность, риск, принцип превентивности.

3. Организация диалога “наука – общество”, женщины в науке: общественное осознание значимости и роли науки, заинтересованность молодежи в научной карьере, женщины в науке.

УКРЕПЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА
Поддержка координации различных направлений деятельности (280 млн евро).
Согласованная разработка политики в сфере научных исследований и инноваций (50 млн евро).
Общая сумма расходов по данной статье составляет 330 млн евро.

Первое. Поддержка координации различных направлений деятельности.

1. Координация направлений деятельности стран в определенных сферах.

1.1. Здравоохранение: тяжелые заболевания; болезни, связанные с бедностью; развитие европейских информационных баз; координация клинических исследований и т.д.

1.2. Биотехнологии: применение в сферах, не относящихся к области здравоохранения и производства продуктов питания.

1.3. Окружающая среда: экология города, экология морской среды, сейсмическая опасность.

1.4. Энергетика: новое поколение энергетических станций, аккумулирование энергии и т.д.

2. Координация на европейском уровне.

2.1. Другие рамки кооперации (COST и т.д.).

2.2. Совместные инициативы специализированных европейских научных организаций (CERN – Европейский центр ядерных исследований; ESA – Европейское космическое агентство и т.д.).

Второе. Согласованная разработка направлений политики в сфере научных исследований и инноваций в Европе.

Анализ и исследования (прогнозы, показатели и т.д.).
Контроль эффективности направлений политики в сфере научных исследований и инноваций.
Отражение научно-инновационных достижений в Европе.
Регулирование и управление в сфере научных исследований и инноваций.
МЕХАНИЗМЫ
Направление I. Приоритетные тематические области.

Сети по обмену опытом.
Совместные проекты.
Направление I. Специальные направления деятельности расширенного спектра научных исследований.

Целевые научно-исследовательские проекты.
Специальные научно-исследовательские проекты для малых и средних предприятий.
Направления II и III.

Целевые научно-исследовательские и инновационные проекты.
Совместные инициативы по налаживанию инфраструктуры.
Содействие развитию кадрового потенциала и мобильности ученых.
Направления, относящиеся ко всей рамочной программе.

Специальные направления по оказанию поддержки.
Направления, способствующие укреплению координации.
Участие Европейского сообщества в программах, проводимых совместно несколькими странами – членами ЕС (статья 169 Договора об учреждении ЕС).
ТРИ НОВЫХ МЕХАНИЗМА
Сети по обмену опытом.
Совместные проекты.
Программы, проводимые совместно.
В отношении приоритетных тематических областей новые механизмы:

будут использоваться с момента начала реализации Шестой Рамочной программы;
рассматриваются как приоритетные механизмы для целевых проектов и направлений деятельности, способствующих координации;
с точки зрения их эффективности будут проанализированы в 2004 г.
Первое. Сети по обмену опытом.

Устойчивая интеграция всех функциональных возможностей сферы научных исследований.
Перспективные цели с задействованием многих научных дисциплин.
Налаживание сетей на основе совместной программы действий.
Реально действующие “виртуальные центры по обмену опытом”.
Широкая автономия управления.
Постепенная интеграция рабочих программ.
Создание сетей на основе отбора по итогам конкурсов.
Второе. Совместные проекты.

Повышение конкурентоспособности, удовлетворение основных потребностей общества.
Достижение результатов, которые можно использовать для производства продукции, разработки новых технологических процессов или расширения/модернизации сферы услуг.
Возможность дополнений тем научно-исследовательской деятельности инновационными и демонстрационными направлениями.
Широкая автономия управления.
Реализация совместных проектов на основе всеобъемлющих и детальных планов финансирования.
Отбор совместных проектов по итогам конкурсов.
Третье. Программы, проводимые совместно.

Совместная реализация национальных/региональных программ (статья 169 Договора об учреждении ЕС), т.е. на основе согласованных рабочих программ и общих, совместных или скоординированных сообщений о конкурсах.
Специальная структура реализации программ.
Программы могут использоваться во всех направлениях деятельности Шестой Рамочной программы.
ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ
Первое. Специальные целевые научно-исследовательские или инновационные проекты.

Основное назначение и характеристики специальных целевых научно-исследовательских проектов: повышение конкурентоспособности; четкая сфокусированность на определенной цели. Могут быть двух видов: либо НТР-проекты (получение конкретных данных, результатов), либо демонстрационные проекты (обоснование жизнеспособности, актуальности новых технологий, которые нельзя напрямую внедрить в коммерческую сферу).
Специальные целевые инновационные проекты: тестирование (проверка), утверждение и распространение новых инновационных концепций и методов.
Второе. Специальные научно-исследовательские проекты для малых и средних предприятий (МСП).

Совместные научно-исследовательские проекты, осуществляемые в целях повышения рентабельности МСП по темам, представляющим общий (взаимный) интерес.
Коллективные научно-исследовательские проекты, разрабатываемые для промышленных групп или объединений в тех отраслях, где доминируют МСП.
Третье. Содействие развитию кадрового потенциала и мобильности ученых.

Содействие обучению, повышению квалификации, передаче знаний.
Поддержка направлений деятельности, осуществляемых индивидуально; структуры по организации приглашений (включая сети по обучению) и европейские научно-исследовательские группы.
Четвертое. Направления, способствующие укреплению координации.

Поддержка координированных инициатив, предпринимаемых группой акционеров, заинтересованных в научных исследованиях и инновациях (с целью улучшения интеграции).
Виды деятельности: конференции, встречи, аналитические исследования, обмен кадрами, обмен плодотворным опытом, информационные системы, экспертные группы и т.д.
Пятое. Специальные направления по оказанию поддержки.

Дополнения по реализации Шестой Рамочной программы.
Подготовка будущих НТР-направлений деятельности (контроль, оценка и анализ и т.д.).
Виды деятельности: конференции, встречи, аналитические исследования, премии, информационные и коммуникационные направления деятельности, поддержка научно-исследовательских инфраструктур и т.д.
Шестое. Инициативы по налаживанию интегрированной инфраструктуры.

Укрепление и развитие научно-исследовательских инфраструктур для предоставления услуг на европейском уровне.
Сочетание направлений деятельности по налаживанию сетей с мерами поддержки (т.е. транснациональный доступ) или научными исследованиями (т.е. улучшение качества выполнения).
Финансирование новых инфраструктур исключается (см. Специальные меры по оказанию поддержки).
ШЕСТАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ЕВРАТОМА
Общий объем бюджета составляет 1 230 млн евро.

Вопросы управления, связанные с ликвидацией и захоронением радиоактивных отходов, – 90 млн евро.
Контролируемый термоядерный синтез – 750 млн евро (включая 200 млн евро на участие в ITER – International Thermonuclear Experimental Reactor: http://www.iter.org).
Радиационная защита – 50 млн евро.
Другие направления деятельности – 50 млн евро.
Направления деятельности Центра совместных научных исследований – 290 млн евро.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАТОМА
Первое. Дезактивация радиоактивных отходов и их захоронение.

Долговременное захоронение.
Снижение уровня вредного воздействия и опасности радиоактивных отходов.
Второе. Контролируемый термоядерный синтез.

Физика и технология термоядерного синтеза.
Направления деятельности в рамках “Next Step/ITER”.
Третье. Другие направления деятельности.

Радиационная защита.
Безопасные процессы эксплуатации ядерной энергии.
Четвертое. Центр совместных научных исследований.

Проблемы ядерной безопасности.
Контрольные замеры и нормативные материалы.
ПРАВИЛА УЧАСТИЯ – ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проект Европейской комиссии отражает главные направления проекта Шестой Рамочной программы на базе трех основных принципов:

упрощение,
гибкость,
предоставление большей самостоятельности участникам.
http://europa.eu.int/eur-lex/en/com/pdf/2001/en_501PC0822.pdf

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ
Первое. Механизмы финансирования: “грант на интеграцию” (организацию сетей по обмену опытом) и “грант, относящийся ко всем направлениям, предусмотренным бюджетом” (совместные проекты), т. е. теперь принцип ”права на получение определенной доли финансирования” (eligible costs) больше не будет действовать.

Второе. Постоянный текущий контроль и контроль “по факту” выполнения.

Третье. Изменения условий партнерского сотрудничества (внесение дополнений, исключения или разрыв партнерских отношений) принимаются по итогам решений самих партнеров с согласия Европейской комиссии, не выражаемого официально или письменно.

Четвертое. Страны-кандидаты будут участвовать в Шестой Рамочной программе на тех же условиях, что и полноправные страны – члены ЕС.

Пятое. Европейским научно-исследовательским организациям (CERN, ESA, EMBO и т.д.) придается такой же статус юридического лица, как и любой другой организации из страны – члена ЕС.

Шестое. Упрощены нормы в отношении прав на интеллектуальную собственность; соответствующие соглашения подписываются консорциумом партнеров.

УЧАСТИЕ
Кто имеет право на участие?

Первое. Любое юридическое лицо.

Второе (новое правило). Ассоциированные страны-кандидаты приравниваются теперь к полноправным странам – членам ЕС.

Третье (новое правило). Международные организации, выступающие на стороне европейских интересов, приравниваются к полноправным странам – членам ЕС.

Обязательное минимальное число партнеров

Первое. Трое – при участии в совместных проектах или сетях по обмену опытом, причем двое участников должны быть либо из полноправных стран – членов ЕС, либо из ассоциированных стран-кандидатов.

Второе. При задействовании других механизмов (кроме совместных проектов и сетей по обмену опытом) – двое участников, причем один из них должен быть либо из полноправной страны – члена ЕС, либо из ассоциированной страны-кандидата.

Третье. Допускается участие только одного юридического лица либо в рамках специальных мероприятий по оказанию поддержки, либо претендующего на получение грантов/стипендий.

Четвертое. Минимальное число участников может быть расширено, если это оговорено в рабочих программах.

Участие третьих стран

Первое. Участие открыто для всех стран в сфере “Интеграции” (направления деятельности, осуществляемые чрез посредство совместных проектов и сетей по обмену опытом).

Второе. В сфере “Интеграции” предусмотрено финансирование для стран программы INCO.

Третье. Участие стран, имеющих соглашение о сотрудничестве с ЕС, при оговоренных условиях в отношении направлений деятельности вне сферы “Интеграции”.

Четвертое. При необходимости – участие других стран во всех направлениях деятельности вне сферы “Интеграции”.

ОЦЕНКА
Принципы оценки те же самые, что и в Пятой Рамочной программе:

транспарентность,
равный подход,
объективность.
Основные критерии и критерии в отношении новых механизмов конкретно и окончательно оговариваются в рабочих программах в соответствии с механизмом реализации и направлением деятельности.

Критерии исключения: нарушение фундаментальных этических принципов; финансовые нарушения.

ВЫПОЛНЕНИЕ
Для достижения целей в ходе реализации проектов:

определяются основные права и обязанности участников,
консорциуму предоставляется самостоятельность,
применяются четкие законодательные нормы оценки деятельности консорциума.

Ф И Н А Н С И Р О В А Н И Е (I)
Предусмотрены три различных системы финансирования:
– грант на поддержку бюджета,
- грант на интеграцию,
- единая ставка.

Ф И Н А Н С И Р О В А Н И Е (II)
Механизм Финансирование ЕС
Сети по обмену опытом Грант на интеграцию: максимум 25% от общей стоимости мощностей и ресурсов, предполагаемых на интеграцию, как фиксированная сумма на оказание поддержки совместной программы направлений деятельности
Совместные проекты Грант на поддержку бюджета: максимум 50% на научные исследования, 35% - на демонстрационные проекты, 100% - на такие виды деятельности, как учебные курсы
Специальные целевые научно-исследовательские или инновационные проекты Грант на поддержку бюджета: мак-симум 50% от объема бюджета
Участие в программах, предпринятых несколькими полноправными странами - членами ЕС Конкретизируется по итогам решений на основе статьи 169 Договора о создании ЕС
Специальные научно-исследовательские проекты для малых и средних предприятий Грант на поддержку бюджета: максимум 50% от объема бюджета
Направления деятельности по содействию мобильности и развитию кадровых ресурсов Грант на поддержку бюджета: максимум 100% от объема бюджета, если это необходимо как единовременная выплата
Направления деятельности в поддержку координации Грант на поддержку бюджета: максимум 100% бюджета
Специальные направления деятельности по оказанию поддержки Грант на поддержку бюджета: максимум 100% бюджета, если это необходимо как единовременная выплата
Объединенные инициативы по налаживанию инфраструктуры Грант на поддержку бюджета: максимум 100% бюджета, если это необходимо как единовременная выплата

Ф И Н А Н С И Р О В А Н И Е (III)
В и д ы ф и н а н с и р о в а н и я

1. Периодические (ежегодные) ссуды.
2. Собственные расчетные нормы участников.
3. Сертификат на проведение контроля независимым аудитором.
4. Маргинальная стоимость.
5. Возможность средних норм по типу расходов.

К О Н Т Р О Л Ь И С А Н К Ц И И

Ц е л ь

Улучшение методов контроля "по факту" предусматривает упрощение и рационализа-цию предполагаемых методов контроля и рассматривается в качестве меры "противовеса" чрезмерному расширению автономии участников.

С а н к ц и и

1. Критерий исключения: финансовые нарушения.
2. Решения о взыскании сумм (статья 256 Договора о создании ЕС).
3. Другие санкции, предусмотренные контрактами.

ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Документ дополнен на основе:
- опыта законодательных норм Пятой Рамочной программы;
- консультаций с научными и промышленными кругами.

Осталось, как в Пятой Рамочной программе:
- права на результаты, полученные в ходе работ, принадлежат участникам;
- делается акцент на использовании результатов, их распространении, если они применимы для использования;
- права на результаты работ, проводимых в рамках направлений деятельности малых и средних предприятий, принадлежат малым и средним предприятиям.


Web: http://fp6.csrs.ru/