В целом со второй половины 1990-х годов развитие отраслей корпоративного сектора приобрело устойчивость: они имеют максимальные темпы роста по основным товарным группам, значительная часть производимой ими продукции экспортируется, что позволяет формировать основные объемы российского экспорта. В корпоративных отраслях сосредоточивается доминирующая часть региональных инвестиций в основной капитал, реализуются крупные капиталоемкие проекты, направленные, в подавляющем большинстве, на модернизацию основного производства и приобретение нового технологического оборудования. Однако, как отмечалось в докладах на Форуме по инновационной политике (в рамках нового проекта EuropeAid "Наука и коммерциализация технологий"), - инновационная деятельность, основанная на реализации крупных научно-технических проектов, не стала приоритетом развития компаний частного корпоративного сектора России. Фрагментированные данные о характере и масштабах инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе и машиностроении позволяют предположить, что пока значение инновационной составляющей в функционировании важнейшей составной части нашей экономики остается довольно низким. Только немногие крупные компании в России доросли до стадии инновационно-технологического развития, которая характеризуется тем, что внутри корпораций ведутся поисковые НИОКР, создаются корпоративные НИИ и венчурные фонды, привлекаются профильные научные коллективы, скупаются малые инновационные компании, проводится диверсификация в сторону высокотехнологичных быстроразвивающихся сегментов рынка, ведется активная патентно-лицензионная политика. На уже упоминавшемся Форуме по инновационной политике Др. Йоханнес Розебум отметил, что российская инновационная система все еще опирается на предложение, а не на спрос. Российским государственным исследовательским организациям, -рекомендовал он, - необходимо начать диалог и установить более тесные связи с производственным сектором и обществом в целом для лучшего понимания их нужд. Каким же образом можно наладить устойчивую связь между предопределяющими и важнейшими составляющими инновационной цепи – НАУКОЙ и БИЗНЕСОМ? Разумеется, что невозможно обойтись без мер общеэкономического характера. Определяющим фактором, который может обеспечить тесную связь между наукой и бизнесом может стать организационная и законодательная среда в виде полноценной инновационной инфраструктуры как на региональном, так и на уровне федеральных округов и России в целом. Из всех проблем, которые сдерживают установление тесных контактов между наукой и бизнесом на наш взгляд необходимо обратить особое внимание на две основных:
- практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических запросов предприятий, а так же проблем муниципальных образований и регионов. Как одна из оптимальных форм взаимодействия науки и производства в Кемеровской области апробирована система сбора технологических проблем предприятий и предложения ответов по их решению посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и соответствующих организационно-финансовых механизмов. Одни из первых попыток работы с технологическими запросами предприятий и муниципальных образований были предприняты несколько лет назад, когда в рамках Программы “ИНТЕХ”, которая выполнялась Академией менеджмента и рынка (г. Москва) в Кемеровской области проводилось анкетирование промышленных предприятий и организаций. Было опрошено 115 предприятий в 18 городах и районах Кузбасса, в результате чего были выявлены десятки технологических проблем, требующих научного подхода к их решению. Затем, в рамках открытого конкурса на размещение регионального заказа на научные исследования, финансируемого ежегодно Администрацией Кемеровской области, была проведена более целенаправленная работа по выявлению проблем - технологических запросов предприятий региона. Работа с запросами предприятий обрела системность и получила развитие благодаря организационной и методической поддержке со стороны Национального агентства технологической поддержки предпринимательства “ИНТЕХ” (Троицк). В итоге совместный проект был представлен на V-м и VI-м Московских международных салонах инноваций и инвестиций (2005 и 2006 годы). Представители многих регионов России проявили большой интерес к работе с запросами на инновации и высказались за необходимость развития и тиражирования этого опыта в рамках нашей страны. За подготовку и реализацию пилотного специализированного выставочного проекта “Запросы Кузбасса на инновации” коллектив исполнителей был награжден Дипломом и Золотой медалью Салона. Формирующийся механизм взаимоотношений целиком и полностью строится на обоюдных интересах сторон, участвующих в программе поиска решений на технологические запросы предприятий. На рисунке (схема 1.) представлен упрощенный алгоритм практического взаимодействия, который не отображает функции и действия органов власти, а также элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, без участия которых функционирование такой системы невозможно. Очень важным условием функционирования системы, обеспечивающей тесную связь между наукой и бизнесом является наличие стабильного и приемлемого финансового обеспечения, которое не может строиться на кредитных ресурсах. Одна из реальных возможностей – это новая федеральная программа “СТАРТ”, направленная на финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, которую реализует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мы рассматриваем финансовый механизм программы СТАРТ как возможность снять риски, мешающие привлечению внебюджетных средств, т.е. средств собственников предприятий для решения их же технологических запросов. Программа СТАРТ – это надежный финансовый мостик между наукой и производством. При поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за последний год в регионе сформировано восемь малых инновационных наукоемких компаний на основе выявленных ранее технологических проблем предприятий. Какие задачи необходимо решить, чтобы система работы с запросами предприятий развивалась дальше?
- на условиях соблюдения взаимных интересов добиться взаимопонимания между региональной наукой, элементами инфраструктуры (или их создать) и промышленными предприятиями; - должен быть надежный партнер (аккредитованная структура) на Федеральном уровне (например, НА ТПП “ИНТЕХ”); - наладить в этом направлении деловые отношения, взаимопомощь и обмен информацией с соседними регионами и в рамках Российской Федерации; - сформировать государственную политику, стимулирующую применение предприятиями промышленности российских разработок через механизмы налоговых льгот и преференций. Опыт работы с технологическими запросами предприятий, апробированный в Кемеровской области, равно как и другой опыт в инновационной сфере, полученный в соседних регионах Сибирского федерального округа является еще одной частичкой на пути реального слияния интересов науки, власти и бизнеса. Авторы: Мухин А.П., директор Института предпринимательства и инвестиций Национального агентства ИНТЕХ (Троицк-Москва) Источник: |