Отбеливание зубов в одинцово nv-stom.ru/services/otbelivanie-zoom-4/.

Лекция 3. Стадии развития бизнеса компании с точки зрения потребностей в венчурном финансировании


  • Старт-ап и первый раунд финансирования;
  • Период развития или второй раунд;
  • Период экспансии или третий раунд;
  • Период роста или четвертый раунд;
  • LBOs;
  • Ситуации, требующие реструктуризации и оздоровления фирмы (turnarounds);
  • Публичные предложения и первичные размещения акций (POs and IPO).
  • 3.1. Старт-ап (start-up) и первый раунд финансирования – наиболее трудны для финансирования, т.к. мало кто готов поверить только в идею

  • Фактом является то, что только незначительное число новых идей имеют потенциал принести доход
  • Убедить в новой идее венчурного капиталиста особенно трудно, т.к. Они к нему поступают постоянно и некоторые из них являются хорошими, а некоторые – бредовыми
  • Как правило, более разумным является обратиться с новой идеей к родственникам или друзьям для получения “посевных” (seed) денег для “проращивания” идеи
  • Старт-ап, как правило, означает именно идею, а не продукт
  • Обычно требуется не менее 2-3 лет, чтобы получить поток наличности от проекта, позволяющий достичь точки безубыточности (break even)
  • Каждый, кто инвестирует в старт-ап берет на себя высокий риск и будет рассчитывать на высокую награду
  • В прошлые годы число инвесторов в старт-апы увеличилось и сейчас их доля доходит до трети по сравнению с 10% ранее
  • Так, что – получить инвестиции в старт-ап – шансы есть
  • 3.2. Период развития или второй раунд – когда идея воплотилась в прототип продукта и имеются экономические расчеты и анализ рынка шансы на получение венчурного капитала существенно возрастают

  • Тем не менее, не так то легко убедить инвестора, что идея, работающая в виде прототипа, может быть принесена на рынок и принесет прибыль
  • Как правило, ко второму раунду финансирования компании все же требуется 1-2 года для достижения точки окупаемости (break even)
  • Венчурный капитал будет заинтересован в существенном возврате на инвестиции, так как принимает на себя высокий риск
  • Некоторым компаниям, вышедшим на второй раунд, так и не удается достичь точки безубыточности
  • 3.3. Период экспансии или третий раунд – на этой стадии развития компания уже создала продукт или услугу и продает их на рынке с определенным успехом.

  • Компания нуждается в дополнительном финансировании развития бизнеса
  • В большинстве случаев без венчурного капитала не обойтись
  • У предпринимателя имеется достаточно прочная позиция в переговорах с сообществом венчурных капиталистов
  • На стадии экспансии компания, как правило, уже подошла к точке безубыточности (break even) или находится от нее в непосредственной близости (менее года)
  • Оценка компании существенно вырастет и акций можно будет продать меньше, если точка безубыточности уже пройдена
  • 3.4. Период роста или четвертый раунд – когда компания работает успешно и генерирует прибыль, она все равно будет нуждаться в средствах для финансирования продолжения роста (15% - 6 лет)

  • Компания прошла точку безубыточности и делает деньги – она очень привлекательна для сообщества венчурных капиталистов и возможно ограничится продажей небольшой доли в капитале для получения средств в существенном размере
  • На этом этапе альтернативой является Первое предложение акций на публичном рынке – IPO (Initial Private Offering)
  • 3.5. LBOs (Leveraged Buy-out) – выкуп компании командой предпринимателей у прежних владельцев с использованием заемных средств - специальный случай

  • Предприниматели могут обратится к венчурному капиталисту для получения акционерного капитала, чтобы привлечь долг и выкупить компанию
  • Иногда это внешняя команда, знающая данный бизнес и умеющая управлять им эффективно, а иногда – менеджеры отделения более крупной компании, заинтересованные в том, чтобы выкупить данное подразделение и вести бизнес независимо от крупной компании
  • В случае малого бизнеса, это, как правило, команда менеджеров, не являющихся акционерами, заинтересованная в выкупе бизнеса у прежних владельцев, заинтересованных в выходе из бизнеса
  • Многие венчурные капиталисты заинтересованы в данном типе инвестиций
  • 3.6. Ситуации, требующие реструктуризации и оздоровления фирмы (turnarounds) – специальный случай

  • Некоторые венчурные капиталисты финансируют реструктуризацию бизнеса, если компания попала в проблемную ситуацию или близка к банкротству
  • Реструктуризация требует денег и поддержки менеджмента
  • Реструктуризация не проста для финансирования и только ограниченное число венчурных капиталистов специализируются на данном типе инвестиций.
  • Большинство венчурных капиталистов осознает, что имеются сотни возможностей для провала в случае реструктуризации, тогда как обычно рассматривается и осмысливается (в виде плана действий) не более 20, тогда как остальные – могут проявиться в любой момент
  • Презентация бизнес плана реструктуризации для венчурного капиталиста должна быть сосредоточена на новой управленческой команде – как она сделает компанию прибыльной и что она предпримет для того, чтобы сделать это быстро
  • 3.7. Публичные предложения и первичные размещения акций (POs and IPO) – специальный случай

  • Некоторые компании венчурного капитала и взаимные фонды специализируются на выпусках новых акций или на публичных предложения на втором раунде финансирования для быстрорастущего бизнеса
  • Такого рода сделки случаются не постоянно, а время от времени
  • Венчурный капитал в таких случаях заинтересован в существенном росте и разогретом рынке
  • 3.7.2. Частное размещение (Private placement)

  • Одним из этапов успешного развития компании выступает частное размещение (private placement) акций или паев
  • На этом этапе компания, работающая с выгодой и обладающая потенциалом развития, получает возможность не открываясь и не становясь публичной компанией (для этого требуется определенный масштаб операций), предложить часть своих акций, выпущенных путем регистрации новой эмиссии, квалифицированным инвесторам. Этими инвесторами, как правило, выступают инвестиционные банки (которые, как правило, организуют само частное размещение), фонды прямых инвестиций или стратегические инвесторы
  • Условием успеха частного размещения выступают хорошие финансовые показатели работы компании, а также перспективы ее роста.
  • Именно на их основе инвесторы оценивают стоимость компании и определяют цену, которую они готовы заплатить за акции (паи) и определяют будущую доходность вложений.
  • Для динамично развивающейся компании возможен целый ряд частных размещении, осуществляемый в течение нескольких лет. При этом стоимость акций (паев) может вырасти в несколько раз, снабжая компанию все более дешевыми финансовыми ресурсами (опыт компании “Тройка-Диалог” с ВСМПО, АМТЕЛ)
  • Технологии рациональной организации частных размещений являются относительно сложными и стоимость услуг н этой области является весьма высокой.
  • Практика частных размещений в России пока не получила достаточного развития, как по причине неготовности компаний, существующих в форме ООО или ЗАО, так и из-за того, что многие компании первоначально были созданы в форме открытых обществ
  • 3.7.1. Публичные предложения и первичные размещения акций (POs and IPO)

  • IPO - венец развития новой компании и начало нового этапа корпоративной истории
  • Условием IPO выступает акционирование (incorporation), перевод компании в правовую форму публичной компании
  • IPO может предшествовать размещение акций среди группы квалифицированных инвесторов (Private Placement), возможность которое связано с определенными требования к показателям работы и и качеству управления компании
  • Возможность IPO и новых выпусков акций публичных компаний также связана с определенными требованиями к показателям работы и и качеству управления компании
  • Портфельные инвесторы играют существенную роль в цене привлекаемого капитала.
  • При этом акции компании становятся доступными для неопределенно широкого круга внешних инвесторов, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Публичное размещение, как правило, сопровождается включением акций компании и листинг биржи или вывод на внебиржевый рынок.
  • После публичного размещения база инвесторов компании расширяется и в их число сначала входят портфельные инвесторы, а затем и индивидуальные инвесторы. Это, с одной стороны, повышает ликвидность акций (а, следовательно, открывает перспективы роста их цены, что выгодно акционерам и самой компании, позволяя привлекать больше средств при новых эмиссиях), а с другой стороны, сохраняя контроль над компанией для “старых собственников” открывает внешним инвесторам путь к получению контроля над компанией, недружественным слияниям и поглощениям.
  • При IPO компания, как правило, по чисто техническим причинам получает 15-20% премию к цене, т.к. Инвесторы оценивают ее не на основе достигнутых, а прогнозных данных
  • Основной проблемой IPO выступает обеспечение роста цены и ликвидность акций, которые зависят от размера операций компаний. В России пока IPO немного, а те, что сделаны в России, а не на ликвидном рынке за границей – скорее искусственные
  • Существуют специальные технологии повышения цены акций на IPO (Templeton в Перекрестке, Амтеле и др. ) или ликвидности акций (anchor pre-IPO investors, опыт ЮКОСА и UBS Warburg)
  • Институциональные портфельные инвесторы – “паразиты”, живущие в симбиозе с компанией
  • Портфельные инвесторы, в отличие от прямых, делают ставку не на возможность развития активов компании за счет внешних инвестиций, а на перспективы развития самой компании за счет собственных средств, а также на конъюнктуру на фондовом рынке. Портфельные инвесторы работают:
  • Через инвестиционные фонды и компании (например, по линии зарубежных фондов, работающих в России, таких как Pioneer или российских фондов, работающих по поручению зарубежных инвесторов, например Тройка-Диалог);

    Через брокерские дома, которые покупают акции через частные размещения (private offerings) и первые публичные размещения, (initial public offering), российские биржи и внебиржевой рынок по акциям, находящимся в листинге и постоянно торгуемым на рынке, через взаимные (паевые) инвестиционные фонды, открытые для иностранных инвесторов, а также через листинг на зарубежных биржах, выпуск ADR и GDR или через зарубежный внебиржевой рынок.

     

  • Для портфельного инвестора не требуется большой пакет акций одной компании и предпочтительным является формирование портфеля небольших пакетов акций нескольких компаний (так как это позволяет снизить риск), а также ликвидность акций. Поэтому прямые инвесторы предпочитают вкладывать в компании, акции которых уже представлены на рынке.
  •  

  • То, что портфельные инвесторы зачастую вкладывают в компании руководствуясь лишь формальными критериями ее оценки (valuation), позволяет реализовывать необычные схемы. Например, зарубежное финансирование привлекается к небольшим российским компаниям, работающим в области высоких технологий, которые не имели бы шанса получить прямые инвестиции.
  •  

  • Если эти компании представлены в листинге зарубежной биржи, инвесторы зачастую принимают решение не на основе реальных финансовых потоков компании, а лишь базируясь на сравнении объемных показателей работы компании в сопоставлении с ее зарубежными аналогами
  • Компания, которая решается на привлечение средств через акции:
  • Во-первых, должна отвечать ряду требований, выдвигаемых инвесторами.

    Во-вторых, иметь в наличии пакет акций, готовый к размещению, или получить согласие уже существующих акционеров на выпуск новых акций.

    В-третьих, должна быть выработана эффективная Программа повышения ликвидности и стоимости акций.

  • Основными направлениями такой программы должны стать:
  • - Повышения информационной открытости эмитента.

    - Формирование “story” для инвесторов

    - Грамотные действия на фондовом рынке.

  • Программы оказываются успешными даже для небольших и средних компаний, например, таких как ЦУМ или "Казанская ГТС". Для них в 1996 и 1998 году были выпущены Американские депозитарные расписки, которые котируются при ведущих биржах Западной Европы.
  • Выход на зарубежный рынок немаловажен для имиджа компании, но, к сожалению, не всегда приводит к существенному росту стоимости компании несмотря на хорошие фундаментальные показатели из-за низкой ликвидности.