Что дает предприятию защита созданных на нем результатов интеллектуальной деятельности?

Вы получаете исключительные права на производство и продажу новой продукции, товаров, услуг, подтвержденные государственными охранными документами (патентами, свидетельствами), действующим законодательством Российской Федерации в области интеллектуальной собственности, обширной судебной практикой.

В последнее время мы становимся свидетелями происходящей в развитых странах мира кардинальной переоценки значения интеллектуальной собственности. В современной глобальной экономике интеллектуальная собственность, принадлежащая предприятиям, может быть одним из их самых значимых активов - интеллектуальным капиталом. Патенты, авторские права, товарные знаки, торговые секреты - все может быть оценено, куплено, продано и ими можно распоряжаться как активами. Гуру менеджмента утверждают, что успех компании зависит от максимального использования ее интеллектуального капитала. До 80 % активов западных компаний – нематериальные. Например, в Англии сейчас только 30% рыночной стоимости компании отражается в балансе, все остальное приходится на нематериальные активы: ноу-хау, патенты, деловую репутацию, авторские права и, естественно, важнейший нематериальный актив - брэнд. Так, в British Petroleum соотношение материальных и нематериальных активов оценивается как 29:71, в Coca-Cola - 4:96!

Кроме того, патентование обеспечивает защиту бизнеса, повышает известность, престижность, ценность разработки. Интеллектуальная собственность, которая получила охрану, создает правовую основу для ее внедрения в производство, она может быть оценена и включена в уставный капитал, что повышает его стоимость, делает компанию более привлекательной для инвестиций, облегчает возможность получения кредитов.

Ученые, изобретатели и предприниматели должны знать о правовой защите интеллектуальной собственности, поскольку изобретатели смогут окупить затраты на научную или дизайнерскую разработку и получить законный доход от творческого труда, предприниматели могут вести честную конкуренцию и защитить свой бизнес.

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.



I. Почему предприятия, организации, частные предприниматели все чаще защищают свои права на создаваемые ими изобретения, полезные модели, промышленные образцы?

Увеличивается объем продаж защищенной новой продукции предприятия за счет удаления или снижения риска возникновения производителей сходных товаров (конкурентов).

Хороший бизнес выращивает конкурентов внутри предприятия. При защищенной интеллектуальной собственности в случае увольнения сотрудников Ваше предприятие сохраняет свои исключительные права на производство и средства, затраченные на разработку новой продукции.

Наблюдается рост авторитета и популярности Вашего предприятия в среде производителей и продавцов новой продукции, осуществляющих непрерывный мониторинг за патентуемыми новыми технологиями и товарами.
В процессе проведения работ по патентованию и оформлению охранных документов Вы можете получить техническую информацию о разрабатываемой продукции и производителях-конкурентах в Российской Федерации и за рубежом, работающих в вашей отрасли.

В соответствии с принятой на международном рынке практикой, цена на новую продукцию или технологии, содержащие законодательно защищенные элементы новизны, может быть установлена на 20 – 30% выше по сравнению с аналогичными товарами.
Укрепляется имидж Вашего предприятия как стабильно работающей компании на рынке.

Исключительное право патентовладельца состоит в том, что только он может осуществлять все виды технологической и коммерческой реализации изобретения: изготовлять предмет изобретения, распространять, продавать или применять его для производства других товаров, а также претендовать на научный приоритет в данной области. Патент закрепляет за владельцем право частной собственности на изобретение как продукт интеллектуального труда.

Таким образом, правообладатель на определенный срок на определенной территории получает монопольное право на использование изобретения.



II. Регистрация товарного знака в соответствии с частью IV Гражданского кодекса дает большие преимущества его обладателю:

Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не вправе использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, а также однородных товаров. Использование зарегистрированного средства индивидуализации запрещается:

- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях к продаже товаров , о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Кроме этого зарегистрированный товарный знак (с предупредительной маркировкой ®) – это элемент фирменного стиля солидной и надежной компании. Всемирно известные фирмы и их продукция хорошо знакомы покупателям именно благодаря товарным знакам, которые выполняют функцию рекламного средства, расширяя коммерческую реализацию товара и увеличивая клиентуру покупателей (например, Coca-Cola, Sprite, Nike, Reеbok, Pampers, Ariel, Tide, Ace и др.). Используя товар, потребитель ассоциирует его с товарным знаком фирмы, перенося на него положительные качества продукции или услуг, выполненных Вашей организацией ранее.

Предприятие может получить дополнительный доход, если передаст свои права на производство и/или продажу товара под данным товарным знаком по лицензионному договору другим производителям или дочерним компаниям. В соответствии с принятой на международном рынке практикой, цена на новую продукцию с официально зарегистрированным товарным знаком может быть установлена на 20 – 30% выше по сравнению с аналогичными товарами.



III. Регистрация объектов авторских прав позволит разрешать или запрещать:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) и др.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.






Источник:

Охрана Вашей интеллектуальной собственности / Петухов И.Е., Ганюшкина Н.К., Коршунов И.А. – Н.Новгород, Справочно-методическое пособие, ГОУ ДПО "ННИЦ". Издание 3-е. 2008, 24 с.