Права на произведения науки, созданные при исполнении государственного контракта



Большая часть научной деятельности до недавнего времени велась в основном в рамках исполнения государственных заказов. При этом основное внимание уделялось только вопросу правовой защиты интересов государства в отношении использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Права на результаты таких работ закреплялись за государством, разработки в других направлениях не имели четкой правовой проработки и априори оставались также в собственности государства.

В последние годы начата работа по выстраиванию системы правового регулирования распределения прав между Российской Федерацией и хозяйствующими субъектами на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств.

ГК РФ отдает приоритет в распределении прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), в том числе способных к правовой охране, договору. В соответствии со ст. 772 ГК РФ если договором не предусмотрено иное, то заказчик имеет право использовать результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ только для собственных нужд.
4 часть ГК РФ, вступающая в силу с 1 января 2008 г., сместила акценты в закреплении прав на результаты научной деятельности, способные к правовой охране, в сторону исполнителя.
Так в соответствии со ст. 1298 ГК РФ исключительные права на произведения науки, созданные по государственному контракту, принадлежат исполнителю, если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит РФ, либо совместно исполнителю и РФ.

Если в соответствии с государственным контрактом исключительное право закрепляется за РФ, то исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для их передачи соответственно РФ. Непосредственный работник, права на результат труда которого переходят к РФ, имеет право на получение соответствующего вознаграждения.

Если исключительное право принадлежит исполнителю, то он обязан по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки для государственных нужд.

В случае закрепления исключительных прав совместно за исполнителем и РФ государственный заказчик вправе предоставить третьему лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки для государственных или нужд, уведомив об этом исполнителя.

Аналогичные правила применяются и к программам для ЭВМ и базам данных, созданным в рамках исполнения государственных контрактов, но создание которых не предусмотрено явным образом такими контактами.

Исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных сохраняются за исполнителем и в случае их создания при выполнении НИОКР, которые прямо не предусматривают создание данных объектов. Заказчик в данном случае приобретает без выплаты дополнительного вознаграждения простую (неисключительную) лицензию на использование таких объектов в рамках достижения целей, ради которых был заключен соответствующий договор.

Порядок распределения прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные в рамках исполнения государственного контракта, установленный в 4 части ГК РФ, фактически повторяет существующий в настоящее время и отраженный в Патентном законе (в редакции Федерального закона № 22-ФЗ от 7 февраля 2003 г.).

В частности, право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в случае выполнения государственного контракта принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не предусмотрено иное.
Подрядчик (исполнитель) должен уведомить в письменной форме государственного заказчика о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Начиная с момента уведомления и в течение последующих шести месяцев, государственный заказчик имеет право подать заявку на выдачу патента на свое имя. Указанный срок является пресекательным, и если государственный заказчик этого не сделает в течение указанного срока, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик).

В случае если в соответствии с государственным контактом права принадлежат РФ или совместно РФ и исполнителю, то применяется порядок, аналогичный описанному выше в части создания произведений науки.




/ScienceRF, 21.05.07/