Расточительна ли для государства утечка мозгов?

Отъезд наших молодых специалистов и ученых пока укладывается в цифры обычной миграции квалифицированной рабочей силы

Россию продолжают покидать ученые и молодые специалисты, занятые в таких традиционно сильных для нас областях, как математика, химия, физика, биология. Об этом сообщил президент России Владимир Путин на заседании Совета безопасности России. Президент России отметил, что российские специалисты уезжают в страны с эффективной миграционной политикой.

Впрочем, Министерство образования и науки РФ уверено, что статистически отъезд наших молодых специалистов и ученых укладывается пока в цифры обычной миграции квалифицированной рабочей силы.

И они едут... Недавно познакомилась в поезде с одной молодой парой. Выпускники бюджетного отделения биофака МГУ уезжают из России работать в США. Необыкновенно счастливы. Много вас, спрашиваю их, получивших приглашение на работу в лаборатории за рубежом? Отвечают – практически все отличники и хорошисты из группы. А группа – лучшая на факультете. Интересуюсь у молодой пары, вернутся ли они назад? Замешкались. Едва ли, добавляют поразмыслив… Оба из Кемерова. Хотели бы жить и работать в Москве, но в столице трудно и с работой, и с бытом. Дома, в Кемерове, интересной работы нет и в обозримом будущем не будет.

Недавно встретила одну свою старую знакомую. Ее сын два года назад окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Собрал нескольких своих однокурсников и создал фирму. Ребята занимаются, сидя в офисе в Москве, интернет-продажами в США. Торгуют всем. Особенно, говорят, хорошо идут в Америке средства для похудения. Парень, кстати, был лучшим студентом в своей группе.

Открываю сайты в интернете. Различные организации при посольствах стран Западной Европы приглашают наших молодых выпускников престижных вузов работать к себе, гарантируют все блага. Список прилагаемых специальностей, конечно, узок.

Они едут... Некоторые политические деятели предлагают подумать о серьезных барьерах, препятствующих оттоку специалистов за рубеж, – почему, дескать, мы столь расточительны в использовании бюджетных средств. Почему мы бесплатно готовим выпускников вузов для экономики других государств?

Позиция министерства по этому вопросу такова: «Создание жестких административных барьеров в этом вопросе было бы неправильно. Но применение инструментов финансирования системы образования, таких как государственные субсидии, могут удержать специалиста цивилизованными методами – он должен выполнять свои обязательства перед тем, кто дал ему деньги, в данном случае перед государством. То же самое касается образовательных кредитов. Но если студенты поступили на бюджетные места, окончили университет и едут работать за границу – жесткие барьеры на этом пути вредны...» Выход здесь, по мнению министерства, один – надо создавать привлекательные места в России, развивая инновационный сектор экономики.

И еще попробуем поставить точки над «i», а является ли уж таким бесплатным наше образование для тех, кого мы так клеймим? Вообще мотивированных на учебу подростков мало, не более 10%. Но, несмотря на это, 85% процентов родителей хотят дать ребенку высшее образование. Многие вузы имеют раннюю профориентацию подростков. Их примерно около 200. По статистике – это каждый пятый вуз страны. Конечно, в основном вузы действуют через договоры со школами. Это означает, что школы готовят школьников по особой программе, с приглашением иногда преподавателей этих вузов. В тех школах, где есть приглашенные преподаватели, разумеется, существует система дополнительной платы за уроки.

Обучение по договору с вузом, а то и не с одним, осуществляет практически каждая негосударственная школа. Обучение в платной школе или платном классе обходится родителю дорого. По подсчетам Высшей школы экономики, в 4 раза больше месячного дохода на одного члена семьи.

Чуть меньше платят родители за дополнительные курсы. Система дополнительной подготовки есть сегодня практически во всех вузах страны (83%). Подготовительные курсы выбирает и значительное число абитуриентов. В прошлом году, например, на них занимались 57% учащихся.

Самыми дорогими услугами являются занятия с репетитором – в среднем семья тратит в 9 раз больше своего месячного дохода на одного члена семьи. В прошлом году занятия с репетиторами оплатили примерно 30% родителей.

Среди готовившихся в институт при поступлении в прошлом году зачислены были 46% на бесплатные отделения, 34% – на платные отделения и пятой части ребят поступить не удалось.

Теневые затраты – это особая часть расходов родителей. Оплату более мягкого отношения к абитуриенту на вступительных экзаменах понесли родители студентов, выбравших такие специальности, как математика, химия, биология, психология, медицина и технические специальности. Как раз специалисты таких направлений и требуются за рубежом. Учеба в вузе даже бюджетному студенту тоже не обходится без дополнительных трат.

Впрочем, без всех этих источников дохода у вуза не было бы средств для достойного обучения студента. Без дополнительных источников финансирования из вузов побежали бы преподаватели. Так что расходы на образование своих студентов государство почти в равной степени (а то и в неравной – в меньшей доле) делит с родителями студентов.

То, что люди уходят из науки в другой бизнес, по мнению министра образования, уже более существенно, чем утечка кадров за рубеж. И здесь в планы Министерства образования и науки входит улучшение системы информирования. Причем не только выпускники, но и те, кто поступают в вузы, должны, по мнению министра, знать, какие профессии будут востребованы.

«Кроме того, государство должно иметь право способствовать выстраиванию системы образования в нужном ему направлении, – говорит министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Например, есть нехватка социально востребованных специалистов, учителей. Практика распределения показала себя минимально эффективной во всем мире, не только в России.

Но есть рыночные инструменты, когда, например, государство под какие-то специальности выделяет государственные субсидии и те люди, которые по конкурсу не смогли пройти на так называемые бюджетные места, соглашаются подписать контракт с государством. В рамках контракта они по окончании вуза должны либо вернуть деньги, либо отработать по специальности, которая прописана в контракте. Это не значит, что все студенты пойдут по этому пути. Точно так же могут быть целевые места, оплаченные бизнесом...»

/Независимая газета, ng.ru, 25.03.2005/