Заседание Правительства РФ: О стратегии развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года

На заседании Правительства Российской Федерации 15 декабря 2005 г. рассматривается вопрос о Стратегии развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года.

Главная системная проблема и цель реализации Стратегии

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

Активный сценарий

В рамках активного сценария предлагается следующее направление решения проблемы: опережающее развитие среды "генерации знаний", обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.
Основные элементы реализации активного сценария:
1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:
на фундаментальной науке при ее существенном реформировании - базе среды "генерации знаний", высокий уровень развития которой признается основным конкурентным преимуществом России в развития прикладных исследований и ОКР;
на ограниченном числе приоритетных направлений прикладных исследований, для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок;
на создании инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики, так и обратную связь - информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам;
на развитии ограниченного числа "технологических коридоров", в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.
2. Расширение частно-государственного (или государственно-частного) партнерства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики на следующих принципах:
финансирование прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с коммерческим сектором экономики;
технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;
реализация национальных приоритетов технологического развития происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств, при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля.
Такой подход к реализации активного сценария обусловлен следующими обстоятельствами.
Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний логичной является модификация российских научных программ в интересах интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
Для предпринимательского сектора в ближайшие годы принципиальной с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей модернизации производственной базы. В этой связи очевидна необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое оборудование и технологии.
В то же время меры по повышению эффективности сектора исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные экономики; стимулирование спроса предпринимательского сектора на инновации в основном проявится в расширении импорта российскими компаниями зарубежных технологий, что повысит риск "обедняющего" развития.
В целом, при таком варианте развития капитализация сектора исследований и разработок будет происходить преимущественно вне пределов России, а ресурсы предпринимательского сектора в значительной степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований и разработок.
В то же время попытка обеспечить немедленную системную целостность российской экономики по линии "фундаментальная наука - прикладная наука - предпринимательский сектор" чревата следующими рисками.
Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для технологически отсталого предпринимательского сектора. Это негативно скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для долгосрочного экономического роста.
Во-вторых, предпринимательский сектор нуждается сейчас в скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую роль играют невысокое качество предпринимательского управления, слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса, Стремление "переключить" инвестиционный спрос предпринимательского сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой конкурентоспособности предпринимательского сектора. Однако Россия не может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в условиях ухудшения промышленной базы.
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В результате решения этих задач по мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок предполагается реализация национальных приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.

Задачи, решаемые в результате реализации Стратегии

Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития фундаментальных исследований:
концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;
реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования;
позиционирование российских научных организаций в международных программах;
обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;
обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний.
2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;
реформирование государственного сектора отраслевой науки; позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; использование потенциала сектора образования.

Основные меры, необходимые при реализации Стратегии

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях

Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок.
Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами.
Расширение проектного финансирования научных исследований, смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по ограниченному числу направлений.
Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора ИР на мировом рынке
Определение приоритетных направлений проведения исследований, исходя из трех основных задач:
1) обеспечение позиционирования сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных программах;
2) обеспечение национальной безопасности;
3) обеспечение формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в российской экономике.
Выбор и анализ приоритетов технологического развития и их поддержка с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок
Формирование системы мониторинга и оценки результативности научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора исследований и разработок.
Совершенствование системы государственных научных центров Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития "центров превосходства".
Создание крупных научно-исследовательских центров ("национальных лабораторий").
Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение государственной поддержки процессов патентования в научных организациях.
Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих научных организаций; развитие системы предоставления институциональных грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации.
Реформирование государственного сектора науки в интересах повышения его результативности, в частности, оптимизация организационно-правовых форм научных организаций. Принципы реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и технологических разработках.
Государственная поддержка формирования и развития региональных инновационных кластеров на базе создаваемых технико-внедренческих зон, а также наукоградов. Целью формирования региональных инновационных кластеров является устранение диспаритетов развития регионов, создание и усиление региональной специализации на основе объединения ресурсов различных министерств и ведомств.
Реформирование системы управления государственным сектором науки.

Интеграция науки и образования
Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.
Конкурсное предоставление грантов на приобретение научного оборудования для вузов.
Государственная поддержка российских научно-педагогических школ, развитие механизмов функционирования "распределенных" научных школ.
Предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования.
Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ).
Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.
Создание исследовательских университетов, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями.

Программная часть
Программная часть включает:
реализацию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях;
реализацию программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
реализацию программ финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки;
реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий;
реализацию в рамках федеральных и ведомственных целевых программ мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности.

Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии
Создание фондов "посевного" финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний, патентования, подготовки бизнес-плана); инициирование программы "посевного" финансирования в РАН и других академиях наук, имеющих государственный статус.
Расширение государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта.
Страхование возможных убытков компаний на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций.
Финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.
Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенное расширение масштабов деятельности Венчурного инвестиционного фонда (государственного "Фонда фондов", капитализирующего другие венчурные фонды).
Формирование нормативно-организационных условий для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний (создания "бирж высоких технологий"), оценка возможностей создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний.
Совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность (прежде всего, в части оптимизации правил использования их финансовых ресурсов).
Определение процедур закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность в ходе реализации инновационных проектов, получивших поддержку государственных фондов.
Обеспечение конкурсности предоставления поддержки государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов.
Повышение координации деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность для обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех стадиях.

Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.)
Содействие формированию сети технопарков в составе крупных вузов и научных организаций либо в качестве отдельных юридических лиц.
Разработка нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам.
Разработка нормативно-методической документации для определения статуса технопарков, бизнес-инкубаторов, использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, критериев для их создания и аккредитации, а также продолжительности и условий предоставления инфраструктурных услуг малым инновационным предприятиям.
Расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития по созданию элементов региональной инновационной инфраструктуры, в частности инновационно-технологических центров при крупных научно-производственных комплексах.
Разработка нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов инновационно-технологическим центрам и технопаркам в ходе приватизации государственного имущества.
Формирование Центров трансфера технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий.
Государственная поддержка создания и функционирования инжиниринговых центров.
Поддержка реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических работок при крупных научных организациях).

Содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы
Финансовая поддержка исследований и разработок, проводимых малыми предприятиями совместно с вузами и научными организациями.
Развитие "инновационного пояса" академической науки, в частности, реализация специального проекта по стимулированию инновационной активности в академическом секторе в рамках программы ЕС ТАСИС.
Внесение инновационной деятельности в типовой устав вуза в качестве одного из основных видов уставной деятельности организации.
Формирование технико-внедренческих зон в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных организаций; стимулирование организации на базе технико-внедренческих зон региональных инновационных кластеров.
Содействие формированию на базе вузов малых высокотехнологичных предприятий.
Обеспечение реализации пилотных проектов формирования инновационной системы субъектами Российской Федерации, мониторинга их результатов, а также распространения лучшей практики развития региональных инновационных систем.
Разработка нормативного регулирования смешанных частно-государственных форм финансирования научных исследований.
Разработка и распространение примерной формы договора между образовательной (или научной) организацией, являющейся правообладателем интеллектуального актива, и малым предприятием, осуществляющим внедрение этого актива в хозяйственный оборот.
Расширение поддержки коммерциализации результатов исследований научных коллективов, работающих совместно с малыми инновационными предприятиями (масштабирование соответствующей совместной программы Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
Софинансирование участия студентов и аспирантов в краткосрочных научно-исследовательских проектах в малых инновационных фирмах.
Разработка концепции стимулирования инновационной активности предприятий.
Формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов работодателей по технологической политике.

Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности
Создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, включая информацию о введении результатов в хозяйственный оборот.
Содействие проведению венчурных ярмарок в российских регионах.
Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности.
Содействие созданию центров контрактации, а также экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту.
Поддержка создания тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах.
Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах.
Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности для работников государственных научных и образовательных учреждений.
Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента.
Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов.
Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.

Развитие институтов использования и защиты прав
интеллектуальной собственности
1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций;
2) обеспечение эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;
3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок.

Основные меры
Создание гармонизированной нормативно-правовой базы использования и защиты интеллектуальной собственности
Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные федеральные законы, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций.
Разработка и принятие Федерального закона "О передаче технологий", который должен урегулировать отношения, связанные с "обременениями" прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей прав на такие объекты и использованием объектов интеллектуальной собственности.
Развитие на основе принятого Федерального закона "О коммерческой тайне" нормативной правовой базы в области регулирования охраны и защиты коммерческой тайны, в том числе секретов производства (ноу-хау). Это создаст благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и будет способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности.
Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и "ноу-хау".

Обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, и создание благоприятных условий для их распространения (использования) в экономике
Формирование единой государственной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Организация и практическое функционирование данной системы будет способствовать выработке и реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики по повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. Эффективный учет и контроль со стороны государства за использованием, передачей и уступкой исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, позволит также создать механизм координации заказов НИОКР для государственных нужд, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечить исключение дублирования разработок. Для реализации данного направления необходимо сформировать соответствующую правовую базу, определить методический инструментарий государственного учета результатов исследований и разработок гражданского назначения. В перспективе целесообразно обеспечить единство подходов к учету результатов открытых НИОКР и НИОКР военного, специального и двойного назначения, что позволит осуществлять эффективный обмен результатами между военной и гражданской сферами в целях максимального использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития экономики страны.
Нормативное закрепление рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением государственных средств (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды) и частных инвестиций, обеспечивающего баланс интересов всех участников правоотношений: авторов и работодателей, исполнителей работ и потребителей результатов научно-технической деятельности, государственных заказчиков и частных инвесторов.
Ключевой мерой по реализации рассматриваемого направления должно стать принятие Федерального закона "О передаче технологий" регламентирующего отношения, связанные с условиями закрепления и передачи прав на результаты научно-технической деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Содействие субъектам инновационной системы в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот
Обеспечение доступа российских компаний к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета, что станет важным элементом информационного обеспечения инновационной деятельности в рамках развития национальной инновационной системы.
Безвозмездная передача малым инновационным предприятиям лицензионных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств за исключением результатов, имеющих особый режим обращения (базовые военные и двойные технологии).
Развитие законодательной и нормативно-методической базы, обеспечивающей оценку стоимости результатов научно-технической деятельности и их полный учет в составе нематериальных активов, в том числе в виде объектов коммерческой тайны, что в целом будет способствовать капитализации и росту стоимости имущественного комплекса предприятий, сохранению существующих научных и технологических достижений при приватизации, ликвидации и продаже предприятий научной сферы. В первую очередь, необходимо гармонизировать нормативную базу бухгалтерского учета нематериальных активов с требованиями в направлении ее радикального упрощения.
Расширение государственных программ по поддержке обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, судьи и адвокаты, оценщики), а также - программ пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность.

Программная часть
Программная часть включает:
реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг., направленных на вовлечение в хозяйственный оборот и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;
реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высокой квалификации в сфере интеллектуальной собственности.

Модернизация экономики на основе технологических инноваций
1) стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;
2) создание благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок;
3) формирование и реализация на основе частно-государственного партнерства национальных приоритетов технологического развития, в рамках которых конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.

Ключевые проблемы
В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к "отсечению" значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора.
Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спотовый характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации.
Российская инновационная система чаще "предлагает" компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.
Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается "эксплутационный разрыв" между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях.
Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий.
Предпринимательский сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в предпринимательский сектор российских инновационных решений.

Основные меры
Стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм в следующих формах:
1) субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;
2) установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции;
3) долевое участие государства в финансирования сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;
4) государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
5) "настройка" мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний "второго эшелона", среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки;
6) поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития.

Развитие общих условий для частно-государственного партнерства в реализации национальных приоритетов технологического развития путем:
1) создания механизмов экспертного влияния предпринимательского сектора на формирование государственного научного заказа;
2) разработки на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития с привлечением представителей научного и бизнес-сообщества;
3) создание и реализация механизмов непосредственного участия бизнеса в выработке национальных приоритетов технологического развития;
4) подготовки регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий;
5) определения долгосрочной государственной политики по развитию стандартов (прежде всего, экологических), а также по изменению платы за природные ресурсы;
6) развития инструментов взаимодействия государства с бизнесом в инновационной сфере, в том числе в "мягких" формах (в рамках отраслевых и региональных ассоциаций и т.д.);
7) содействия в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в компаниях.

Программная реализация национальных приоритетов технологического развития, включающая следующие функциональные элементы:
1) регулярное уточнение национальных приоритетов технологического развития;
2) формирование ФЦП "Научно-технологическая база России" и ее реализация, начиная с 2007 г., на основе отбираемых на конкурсной основе предметно-ориентированных мегапроектов в рамках национальных приоритетов технологического развития;
3) подготовка регулярных официальных докладов о достигнутых результатах в разработке передовых технологий;
4) регулярная оценка органами исполнительной власти потребностей и перспектив использования созданных передовых технологий в рамках отраслей и секторов для организации выпуска новой высокотехнологичной продукции, формирование на этой основе соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля;
5) дополнение системы целевых показателей, характеризующих результативность деятельности отраслевых министерств и ведомств, показателями, которые характеризуют инновационные аспекты развития соответствующих отраслей;
6) создание механизмов координации и согласования деятельности министерств, ведомств, других субъектов в случаях, когда их деятельность направлена на достижение одних и тех же целей Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ с учетом перспективного инновационного спроса и достигнутых результатов в развитии российской научно-технологической базы;
7) формирование федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в соответствии с перспективным инновационным спросом и достигнутыми результатами в развитии российской научно-технологической базы;
8) конкурсный отбор заявок на создание технико-внедренческих зон, управляющих компаний для выполнения полномочий по управлению объектами недвижимости, расположенными на территории особых экономических зон;
9) финансирование расходов по формированию и развитию приборной базы 5-7 технико-внедренческих зон (в период до 2012 года) в рамках ФЦП "Научно-технологическая база России".

Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках национальных приоритетов технологического развития путем:
1) предоставления грантов государственных фондов по поддержке научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований;
2) государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем:
1) оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач;
2) проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд;
3) определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне - уровне госконтрактов);
4) совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах).

Этапы и сроки реализации Стратегии

Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в два этапа: первый этап - 2006-2007 годы; - второй этап - 2008-2010 годы.
Стратегия реализуется преимущественно на основе Формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
реструктуризация государственного сектора исследований и разработок и повышение его результативности; реформирование академий, имеющих государственный статус, формирование "национальных лабораторий", создание исследовательских университетов;
формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участникам инновационного процесса;
"достройка" ряда недостающих элементов инновационной инфраструктур (прежде всего, центров трансфера технологий);
проработка возможных прорывных направлений в рамках национальных приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;
разработка отраслевых целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.

Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;
создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и встроенной в глобальную инновационную систему;
технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
Значительная часть эффектов от реализации Стратегии относится к ее третьему этапу, то есть выходит за рамки установленных сроков ее реализации.


/"Центр Парламентских Коммуникаций "Парлкомм", 13.12.2005/