Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием

П. М. Бегиджанов. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием.
М.: Монолит, 2002. - 411 с.

ISBN 5-89527-062-Х

Подготовка настоящего издания финансировалось Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Книга является восьмым выпуском серии «Теория и практика коммерциализации технологий», издаваемой в Центре коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации на основе анализа российского и зарубежного опыта и разработанных оригинальных методических материалов.

Вопросы, рассмотренные в данном издании, являются базовыми для подготовки специалистов инновационной деятельности в научно-техничес-кой и промышленой сферах. Книга даёт представление об основных проблемах, возникающих при создании повой высокотехнологичной фирмы и в процессе сё деятельности, знакомит читателя с зарубежным опытом и со спецификой российских условий.

Книга предназначена в качестве хрестоматии для подготовки менеджеров, экспертов, консультантов, а также будет полезна всем специалистам, работающим в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок, венчурного бизнеса, стратегического развития ком-паний и управления инновациями.

Материалами для разделов послужили результаты работ, осуществлённых по проекту «Моделирование процессов исследований и распространения результатов фундаментальных исследований» и выполненных па средства гранта РФФИ №00-06-80123.

Часть I. Развитие инновационного предпринимательства России
Глава 1. Общая характеристика инновационного предпринимательства. Условия его развития. Формы инновационной деятельности......................................................................................................................... 11

1.1. Понятие нововведения и инноваций как инструмента предпринимательства .......................... 11
1.2. Цикл научно-технических нововведений...........................................................................................12
1.3. Инновация как средство экономического развития предпринимательской деятельности .......15
1.4. Сущность и особенности инновационного предпринимательства. ............................................... 19
1.5. Источники новых идей для предпринимателей. ..............................................................................22
Глава 2. Государственная поддержка инновацион-ного предпринимательства.......................29


2.1. Опыт стран с развитой экономикой .................................................................................................29
2.2. Основные элементы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России................................................................................................................................................................35
2.3. Источники финансирования малых предприятий научно-технической сферы...........................39
Глава 3. Тенденции развития инновационного пред-принимательства России..........................45


3.1. Анализ статистики малого предпринимательства.........................................................................45
3.2. Анализ последствий финансового кризиса на деятельность малых предприятий ....................49
Гпава 4. Административные барьеры в становлении и развитии малого предприятия. .........56


4.1. Регистрация юридических лиц.............................................................................................................56
4.2. Регистрационный процесс...................................................................................................................58
4.3. Региональный опыт регистрации малых предприятий (на примере Москвы).............................. 65
Глава 5. Сертификация продукции и лицензирование деятельности. ......................................... 69


5.1. Понятия сертификации продукции и лицензирования деятельности. .......................................... 69
5.2. Обязательная и добровольная сертификация ............................................................................... 71
5.3. Лицензирование: законодательное регулирование и практика ................................................... 74
Глава 6 Мотивация труда специалистов научно-технической сферы......................................... 79


6.1. Мотивация труда .................................................................................................................................. 79
6.2. Основные направления мотивационного менеджмента. ................................................................ 82
6.3. Мотивация труда: опыт зарубежных компаний.................................................................................. 85
6.4. Мотивация труда на малых предприятиях научно-технической сферы. ...................................... 88
Глава 7. Способы и политика заимствования инвестиций............................................................. 91

7.1. Привлечение заемных средств в оборотные активы....................................................................... 91
7.2. Привлечение инвестиций во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы). .......................................................................................... 97
Глава 8 Интернет как средство продвижения на рынок продукции и услуг малых предприятий........................................................................................................................................................ 99


8.1. Основные понятия. Экономические и статистические данные. ..................................................... 99
8.2. Провайдеры интернет-услуг. .............................................................................................................. 102
8.3. Разработка программного обеспечения для Интернет и связанные услуги ................................. 112
8.4. Сравнение направлений рынка интернет-услуг................................................................................ 114

Приложение 1 ............................................................................................................................................... 119
Приложение 2 ............................................................................................................................................... 120
Приложение 3................................................................................................................................................ 127
Приложение 4................................................................................................................................................ 135
Приложение 5................................................................................................................................................ 137
Приложение 6................................................................................................................................................. 140
Приложение 7................................................................................................................................................. 143
Приложение 8................................................................................................................................................. 152 Приложение 9................................................................................................................................................. 155
Часть II. Инновационные процессы в малом fSPF предпринимательстве
Глава 1. Продуктовые и процессные инновации.............................................................................. 157


1.1. Цели и исходные предпосылки исследования......................................................................................157
1.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций .167
1.2.1. Законодательная база ......................................................................................................................... 169
1.2.2. Инфраструктура прямой поддержки инноваций .............................................................................. 175
1.2.3. Основные черты государственной системы поддержки инновационной деятельности ............ 186
1.3. Общая характеристика развития инновационных процессов в малом бизнесе.............................. 188
1.3.1. Характеристика результирующей выборки ...................................................................................... 188
1.3.2. Общая характеристика состояния производственных МП, роль инноваций................................. 190
1.3.3. Масштабы и глубина инновационных процессов.............................................................................. 198
1.4. Проблемы инновационной деятельности предприятий .......................................................................204
1.4.1. Этап становления................................................................................................................................. 205
1.4.2. Выход на рынок и расширение бизнеса .............................................................................................. 211
1.5. Выводы и рекомендации ..........................................................................................................................222
1.5.1. Совершенствование механизмов государственной поддержки .................................................... 223
1.5.2. Совершенствование и гармонизация законодательной базы.......................................................... 225
1.5.3. Совершенствование информационного обеспечения органов власти и предпринимателей ......227
1.5.4. Развитие программ обучения и подготовки кадров ..........................................................................228
1.5.5. Решение конкретных вопросов ............................................................................................................230
Глава 2. Управленческие инновации на малых предприятиях ..........................................................231


2.1. Теоретическая база исследования .........................................................................................................231
2.2. Инновации в решении управленческих задач на малых предприятиях ............................................237
2.2.1. Наиболее сложные управленческие задачи ...................................................................................... 240
2.2.2. Необходимость в новых методах решения управленческих задач ............................................... 246
2.2.3. Намерения изменить методы решения управленческих задач ...................................................... 254
2.2.4. Фактические изменения в решении управленческих задач ............................................................ 260
2.3. Инновации в управлении различными сферами деятельности малых предприятий ......................265
2.3.1. Проблемы в управлении сферами деятельности ............................................................................. 265
2.3.2. Необходимость в управленческих нововведениях для различных сфер деятельности предприятий ........................................................................................................................................................... 270
2.3.3. Фактические изменения в управлении различными сферами деятельности предприятий......... 274
2.3.4. Подготовленные к внедрению управленческие новации в различных сферах деятельности предприятий .......................................................................................................................................................... 279
2.4. Необходимость изменений в управлении инновациями в сфере менеджмента...............................282
2.5. Анализ факторов, влияющих на управленческие новации.................................................................. 288
2.6. Выводы и рекомендации ...........................................................................................................................292
2.6.1. Основные выводы ................................................................................................................................. 292
2.6.2. Рекомендации структурам поддержки малого предпринимательства ............................................ 297
2.6.3. Рекомендации для руководителей предприятий ................................................................................. 299
Глава 3. Рыночная политика малых предприятий: практика и результаты новвоведений .............302


3.1. Задачи исследования ................................................................................................................................302
3.2. Условия деятельности малых предприятий...........................................................................................302
3.3. Основные результаты функционирования малых предприятий .........................................................303
3.4. Конкурентная среда и ее влияние на предпринимательскую деятельность .....................................307
3.4.1. Конкуренция и прибыльность бизнеса ................................................................................................ 307
3.4.2. Конкуренция и финансовое состояние предприятия ......................................................................... 309
3.4.3. Конкуренция и обеспеченность ресурсами предпринимательской деятельности ........................ 310
3.5. Конкурентная политика малых предприятий ..........................................................................................311
3.5.1. Информированность о конкурентах .................................................................................................... 311
3.5.2. Факторы конкурентоспособности бизнеса........................................................................................... 314
3.5.3. Возрастная структура продукции.......................................................................................................... 315
3.5.4. Обновление ассортимента выпуска.................................................................................................... 315
3.5.5. Ценообразование как составная часть конкурентной политики....................................................... 316
3.6. География хозяйственных связей как индикатор рыночной политики малых предприятий ............318
3.7. Типология рыночного поведения: активная и пассивная рыночная политика....................................321
3.8. Нововведения в рыночной деятельности малых предприятий ...........................................................324
3.9. Нововведения в управлении рыночным поведением малых предприятий...............................:........328
3.9.1. Новое в деятельности предприятий .................................................................................................... 330
3.9.2. Обновление ассортимента.................................................................................................................... 331
3.9.3. Продуктовые инновации........................................................................................................................ 331
3.9.4. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением .......................................... 333
3.10. Рыночное поведение малых предприятий разных целевых групп .....................................................337
3.10.1. Цели бизнеса: различия по отраслям и группам собственников.................................................... 337
3.10.2. Основные барьеры для достижения целей ....................................................................................... 339
3.10.3. Цели и показатели деятельности предприятий................................................................................. 340
3.10.4. Цели и конкурентная политика предприятий..................................................................................... 341
3.10.5. Новое в деятельности предприятий.................................................................................................. 343
3.10.6. Критерии обновления ассортимента ................................................................................................ 344
3.10.7. Управление рыночным поведением и цели....................................................................................... 345
3.10.8. Факторы, определяющие деятельность предприятия ..................................................................... 346
3.10.9. Типология целеполагания: влияние субъективных факторов ........................................................ 348
3.11. Выводы и рекомендации..........................................................................................................................351
Глава 4. Инновации и малые предприятия: основные направления и приоритеты политики ЕС в области инноваций и поддержка инновационных процессов в малом предпринимательстве ...............................................................................................................................357


4.1. «Зеленый документ по проблемам инноваций в Европе» (the Green Paper on Innovation in Europe) 357
4.2. «Первый план действий по распространению инноваций в Европе» ..................................................360
4.3. Выполнение «Первого плана действий по распространению инноваций в Европе» ..........................361
4.4. «Пятая Основная программа по исследованиям и развитию технологий»: распространение инноваций и поощрение участия в инновационных процессах малых и средних предприятий ..........................................364

Библиография: ................................................................................................................................369
Приложение 1 ..................................................................................................................................370
Приложение 2 ...................................................................................................................................387
Приложение 3 ..................................................................................................................................398
Приложение 4 ..................................................................................................................................402
Приложение 5....................................................................................................................................407