П. М. Бегиджанов. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. М.: Монолит, 2002. - 411 с. ISBN 5-89527-062-Х Подготовка настоящего издания финансировалось Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Книга является восьмым выпуском серии «Теория и практика коммерциализации технологий», издаваемой в Центре коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации на основе анализа российского и зарубежного опыта и разработанных оригинальных методических материалов. Вопросы, рассмотренные в данном издании, являются базовыми для подготовки специалистов инновационной деятельности в научно-техничес-кой и промышленой сферах. Книга даёт представление об основных проблемах, возникающих при создании повой высокотехнологичной фирмы и в процессе сё деятельности, знакомит читателя с зарубежным опытом и со спецификой российских условий. Книга предназначена в качестве хрестоматии для подготовки менеджеров, экспертов, консультантов, а также будет полезна всем специалистам, работающим в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок, венчурного бизнеса, стратегического развития ком-паний и управления инновациями. Материалами для разделов послужили результаты работ, осуществлённых по проекту «Моделирование процессов исследований и распространения результатов фундаментальных исследований» и выполненных па средства гранта РФФИ №00-06-80123. Часть I. Развитие инновационного предпринимательства России Глава 1. Общая характеристика инновационного предпринимательства. Условия его развития. Формы инновационной деятельности......................................................................................................................... 11 1.1. Понятие нововведения и инноваций как инструмента предпринимательства .......................... 11 1.2. Цикл научно-технических нововведений...........................................................................................12 1.3. Инновация как средство экономического развития предпринимательской деятельности .......15 1.4. Сущность и особенности инновационного предпринимательства. ............................................... 19 1.5. Источники новых идей для предпринимателей. ..............................................................................22 Глава 2. Государственная поддержка инновацион-ного предпринимательства.......................29 2.1. Опыт стран с развитой экономикой .................................................................................................29 2.2. Основные элементы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России................................................................................................................................................................35 2.3. Источники финансирования малых предприятий научно-технической сферы...........................39 Глава 3. Тенденции развития инновационного пред-принимательства России..........................45 3.1. Анализ статистики малого предпринимательства.........................................................................45 3.2. Анализ последствий финансового кризиса на деятельность малых предприятий ....................49 Гпава 4. Административные барьеры в становлении и развитии малого предприятия. .........56 4.1. Регистрация юридических лиц.............................................................................................................56 4.2. Регистрационный процесс...................................................................................................................58 4.3. Региональный опыт регистрации малых предприятий (на примере Москвы).............................. 65 Глава 5. Сертификация продукции и лицензирование деятельности. ......................................... 69 5.1. Понятия сертификации продукции и лицензирования деятельности. .......................................... 69 5.2. Обязательная и добровольная сертификация ............................................................................... 71 5.3. Лицензирование: законодательное регулирование и практика ................................................... 74 Глава 6 Мотивация труда специалистов научно-технической сферы......................................... 79 6.1. Мотивация труда .................................................................................................................................. 79 6.2. Основные направления мотивационного менеджмента. ................................................................ 82 6.3. Мотивация труда: опыт зарубежных компаний.................................................................................. 85 6.4. Мотивация труда на малых предприятиях научно-технической сферы. ...................................... 88 Глава 7. Способы и политика заимствования инвестиций............................................................. 91 7.1. Привлечение заемных средств в оборотные активы....................................................................... 91 7.2. Привлечение инвестиций во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы). .......................................................................................... 97 Глава 8 Интернет как средство продвижения на рынок продукции и услуг малых предприятий........................................................................................................................................................ 99 8.1. Основные понятия. Экономические и статистические данные. ..................................................... 99 8.2. Провайдеры интернет-услуг. .............................................................................................................. 102 8.3. Разработка программного обеспечения для Интернет и связанные услуги ................................. 112 8.4. Сравнение направлений рынка интернет-услуг................................................................................ 114 Приложение 1 ............................................................................................................................................... 119 Приложение 2 ............................................................................................................................................... 120 Приложение 3................................................................................................................................................ 127 Приложение 4................................................................................................................................................ 135 Приложение 5................................................................................................................................................ 137 Приложение 6................................................................................................................................................. 140 Приложение 7................................................................................................................................................. 143 Приложение 8................................................................................................................................................. 152 Приложение 9................................................................................................................................................. 155 Часть II. Инновационные процессы в малом fSPF предпринимательстве Глава 1. Продуктовые и процессные инновации.............................................................................. 157 1.1. Цели и исходные предпосылки исследования......................................................................................157 1.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций .167 1.2.1. Законодательная база ......................................................................................................................... 169 1.2.2. Инфраструктура прямой поддержки инноваций .............................................................................. 175 1.2.3. Основные черты государственной системы поддержки инновационной деятельности ............ 186 1.3. Общая характеристика развития инновационных процессов в малом бизнесе.............................. 188 1.3.1. Характеристика результирующей выборки ...................................................................................... 188 1.3.2. Общая характеристика состояния производственных МП, роль инноваций................................. 190 1.3.3. Масштабы и глубина инновационных процессов.............................................................................. 198 1.4. Проблемы инновационной деятельности предприятий .......................................................................204 1.4.1. Этап становления................................................................................................................................. 205 1.4.2. Выход на рынок и расширение бизнеса .............................................................................................. 211 1.5. Выводы и рекомендации ..........................................................................................................................222 1.5.1. Совершенствование механизмов государственной поддержки .................................................... 223 1.5.2. Совершенствование и гармонизация законодательной базы.......................................................... 225 1.5.3. Совершенствование информационного обеспечения органов власти и предпринимателей ......227 1.5.4. Развитие программ обучения и подготовки кадров ..........................................................................228 1.5.5. Решение конкретных вопросов ............................................................................................................230 Глава 2. Управленческие инновации на малых предприятиях ..........................................................231 2.1. Теоретическая база исследования .........................................................................................................231 2.2. Инновации в решении управленческих задач на малых предприятиях ............................................237 2.2.1. Наиболее сложные управленческие задачи ...................................................................................... 240 2.2.2. Необходимость в новых методах решения управленческих задач ............................................... 246 2.2.3. Намерения изменить методы решения управленческих задач ...................................................... 254 2.2.4. Фактические изменения в решении управленческих задач ............................................................ 260 2.3. Инновации в управлении различными сферами деятельности малых предприятий ......................265 2.3.1. Проблемы в управлении сферами деятельности ............................................................................. 265 2.3.2. Необходимость в управленческих нововведениях для различных сфер деятельности предприятий ........................................................................................................................................................... 270 2.3.3. Фактические изменения в управлении различными сферами деятельности предприятий......... 274 2.3.4. Подготовленные к внедрению управленческие новации в различных сферах деятельности предприятий .......................................................................................................................................................... 279 2.4. Необходимость изменений в управлении инновациями в сфере менеджмента...............................282 2.5. Анализ факторов, влияющих на управленческие новации.................................................................. 288 2.6. Выводы и рекомендации ...........................................................................................................................292 2.6.1. Основные выводы ................................................................................................................................. 292 2.6.2. Рекомендации структурам поддержки малого предпринимательства ............................................ 297 2.6.3. Рекомендации для руководителей предприятий ................................................................................. 299 Глава 3. Рыночная политика малых предприятий: практика и результаты новвоведений .............302 3.1. Задачи исследования ................................................................................................................................302 3.2. Условия деятельности малых предприятий...........................................................................................302 3.3. Основные результаты функционирования малых предприятий .........................................................303 3.4. Конкурентная среда и ее влияние на предпринимательскую деятельность .....................................307 3.4.1. Конкуренция и прибыльность бизнеса ................................................................................................ 307 3.4.2. Конкуренция и финансовое состояние предприятия ......................................................................... 309 3.4.3. Конкуренция и обеспеченность ресурсами предпринимательской деятельности ........................ 310 3.5. Конкурентная политика малых предприятий ..........................................................................................311 3.5.1. Информированность о конкурентах .................................................................................................... 311 3.5.2. Факторы конкурентоспособности бизнеса........................................................................................... 314 3.5.3. Возрастная структура продукции.......................................................................................................... 315 3.5.4. Обновление ассортимента выпуска.................................................................................................... 315 3.5.5. Ценообразование как составная часть конкурентной политики....................................................... 316 3.6. География хозяйственных связей как индикатор рыночной политики малых предприятий ............318 3.7. Типология рыночного поведения: активная и пассивная рыночная политика....................................321 3.8. Нововведения в рыночной деятельности малых предприятий ...........................................................324 3.9. Нововведения в управлении рыночным поведением малых предприятий...............................:........328 3.9.1. Новое в деятельности предприятий .................................................................................................... 330 3.9.2. Обновление ассортимента.................................................................................................................... 331 3.9.3. Продуктовые инновации........................................................................................................................ 331 3.9.4. Эффективность нововведений в управлении рыночным поведением .......................................... 333 3.10. Рыночное поведение малых предприятий разных целевых групп .....................................................337 3.10.1. Цели бизнеса: различия по отраслям и группам собственников.................................................... 337 3.10.2. Основные барьеры для достижения целей ....................................................................................... 339 3.10.3. Цели и показатели деятельности предприятий................................................................................. 340 3.10.4. Цели и конкурентная политика предприятий..................................................................................... 341 3.10.5. Новое в деятельности предприятий.................................................................................................. 343 3.10.6. Критерии обновления ассортимента ................................................................................................ 344 3.10.7. Управление рыночным поведением и цели....................................................................................... 345 3.10.8. Факторы, определяющие деятельность предприятия ..................................................................... 346 3.10.9. Типология целеполагания: влияние субъективных факторов ........................................................ 348 3.11. Выводы и рекомендации..........................................................................................................................351 Глава 4. Инновации и малые предприятия: основные направления и приоритеты политики ЕС в области инноваций и поддержка инновационных процессов в малом предпринимательстве ...............................................................................................................................357 4.1. «Зеленый документ по проблемам инноваций в Европе» (the Green Paper on Innovation in Europe) 357 4.2. «Первый план действий по распространению инноваций в Европе» ..................................................360 4.3. Выполнение «Первого плана действий по распространению инноваций в Европе» ..........................361 4.4. «Пятая Основная программа по исследованиям и развитию технологий»: распространение инноваций и поощрение участия в инновационных процессах малых и средних предприятий ..........................................364 Библиография: ................................................................................................................................369 Приложение 1 ..................................................................................................................................370 Приложение 2 ...................................................................................................................................387 Приложение 3 ..................................................................................................................................398 Приложение 4 ..................................................................................................................................402 Приложение 5....................................................................................................................................407 |