Молодежный инновационный центр ищет активных стартующих бизнесменов

Центр создан в 2003 году в рамках Комплексной программы развития малого предпринимательства на базе технопарка "Зеленоград". Целью работы Центра было привлечение молодежи в предпринимательскую среду, но поскольку основателем является технопарк, появилась еще одна задача - подбор кадров для малых инновационных фирм, входящих в его состав.

- Где и как вы ищете кадры? - наш вопрос директору Центра Степану Котову.

- Мы не просто ищем. Можно сказать, сами их воспитываем. Работу с молодежью разделили на два направления: первое - школьники и студенты, второе - выпускники вузов. Самая эффективная работа с аудиторией - пойти в народ. Личные встречи и беседы дают результат, которого не стоит ждать от рекламных акций, поэтому мы решили сами идти в зеленоградские школы и работать с учащимися 10-11 классов. Именно в этом возрасте, когда молодые люди еще не сделали свой жизненный выбор, нужно заинтересовать их работой на малых предприятиях. Возможно, у кого-то возникнет желание быть не только наемным работником, но и открыть собственное дело. Таким образом, мы создаем задел на годы, даже если из всех "охваченных" нами школьников в предпринимательство придут единицы - это уже хороший результат нашей работы.

- Но большинство школьников еще сами не знают, в чем их призвание…

- Проводя массовую информационную кампанию по школам, мы столкнулись с непониманием со стороны директоров. Многие из них считали, что мы отнимаем время учащихся, отвлекаем их от занятий. Но это не так. Для начала выбрали 8 школ, одну гимназию и лицей. Эти учебные заведения стали зоной нашего интереса не случайно: в специализированных школах степень подготовленности учащихся значительно выше, чем в обычных средних школах, ребята здесь более "продвинутые", всерьез задумываются о своем будущем. Эта аудитория уже воспринимает то, о чем рассказывают специалисты молодежного центра. Из числа именно таких ребят набралось около 600 наших слушателей.

- Кому-то вы и отказываете?

- Число мест в Центре ограничено. Мы проводим тестирование, работаем с каждым индивидуально. Ребята - народ любопытный, и с радостью берутся за новое дело, но вскоре выясняется, что не все хотят, к примеру, слушать курс программирования. Были и те, кому отказано - дело доходило до слез.

- Если дети так хотели стать учащимися Центра, почему же не оставили самых "плачущих"?

- Эмоции - плохой советчик в таком деле. Сегодня они плачут, что их не приняли, а оставь в числе слушателей, завтра они уйдут сами, поняв, что наш курс не всем нужен. Строгость отбора была не жестокостью к детям, а правильным выбором только тех, кто в дальнейшем воспользуется с толком полученными знаниями. Тут надо вспомнить о главном назначении Молодежного центра, для чего он создавался изначально - подбор специалистов для малых предприятий технопарка "Зеленоград".

Агитационная кампания в школах и обучение учащихся - это, конечно, важно, но такой проект не может быть основной составляющей работы Центра, поскольку на его реализацию нужны бюджетные средства. В свою очередь, Центр сам является коммерческим проектом технопарка, следовательно, он должен самоокупаться. Наш Центр - сравнительно молодой проект, мы не только учим других, но и сами учимся в процессе работы, ищем новые формы деятельности, и, прежде всего, приносящие доход. Не оставляя работы со школьниками, мы взялись за второе направление - занятия со студентами.

- Вы считаете, что выпускников институтов нужно обучать дополнительно?

- Обязательно. Дело в том, что окончив вуз, молодые люди имеют хороший багаж базовых знаний по специальности, но у них почти нет практики работы на производстве, о специфике деятельности малых фирм они имеют очень слабое представление. У кого-то даже есть свои готовые проекты, но как воплотить их в жизнь, а тем более сделать доходными, молодые специалисты не знают. Восполнить этот пробел и должен наш Молодежный центр. Мы провели опрос фирм, работающих в технопарке, узнали, в каких именно специалистах они нуждаются, и стали подбирать выпускников институтов соответствующих направлений. Занятия строятся по принципу собеседований, в процессе которых студенты задают вопросы и сами определяют нужный им круг знаний. В этом принципиальное различие институтского обучения и учебы в Центре. Была разработана программа, в которой предпочтение отдается не столько обучению, сколько продвижению конкретных молодежных проектов. Это уже новый уровень подготовки кадров. Вокруг конкретного инновационного проекта формируется команда молодых специалистов, которая нуждается в инструментах продвижения своих идей и создания малого инновационного предприятия. В идеале каждый такой проект должен стать экономически привлекательным, принести доход своим авторам.

- И Центру тоже?

- Пока Центр существует на средства технопарка, но так не будет вечно. Как один из источников дохода мы рассматриваем возможность проведения платного обучения для студентов. Что касается нашего дохода от продвижения молодежных проектов, то это дело будущего. Проблема в том, что создать малое предприятие с нуля студентам сложно, если, конечно, речь не идет о буфете или бюро переводов. Инновационная фирма рождается в муках: для этого нужны время, деньги, высокий уровень подготовки и опыт. Сначала люди должны разработать проект, экономически обосновать его, а, главное, попробовать реализовать на рынке. Только потом он может стать основой для создания малого предприятия.

- Такие примеры у вас есть?

- Одна из наших бывших студенток, Юля Дмитриева, сегодня вышла на рынок со своей продукцией. Созданные ею компьютерные программы нашли спрос у малых предприятий. Открывать для такой работы собственную фирму ей не требуется, но доход обеспечен. Сегодня в Центре есть несколько готовых перспективных проектов. Проблема - в отсутствии денег. Мы начинаем совместную работу с "Гражданской сменой" и МИВТ-центром, у которых есть проект по развитию молодежного предпринимательства и собственный банк данных по проектам, готовым к продвижению. Такое сотрудничество должно дать хороший результат: вместе с "Гражданской сменой" мы сможем оказывать молодежи не только информационную, но и материальную поддержку. Нас часто спрашивают: чем в этом случае наш Центр будет отличаться от любого фонда поддержки МП? Отличие принципиальное: наш Центр намерен поддерживать частную инициативу еще до создания малого предприятия. Если молодежная команда сможет организовать фирму - очень хорошо, но, возможно, это будет только проект, пригодный к внедрению. Прежде, чем Департамент поддержки и развития малого предпринимательства выделит какие-то деньги на продвижение таких проектов, наш Центр совместно с "Гражданской сменой" дает свою экспертную оценку. Мы будет выступать в роли инфраструктуры (в рамках технопарка "Зеленоград") поддержки молодых, начинающих предпринимателей.

/"Бизнес для всех", 18.07.06/