I. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности в Минобрнауки России продолжается работа по созданию нормативной правовой базы в указанной сфере: 1. Правительством Российской Федерации принято постановление от 17 ноября 2005 г. № 685 “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности”. Принятие этого документа является важным шагом в развитии легального оборота интеллектуальной собственности и позволит обеспечить проведение федеральными органами исполнительной власти единой государственной политики по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Во исполнение указанного постановления Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и РАН подготовлены предложения: - по определению размера и вида зачисляемых в федеральный бюджет компенсационных платежей, выплачиваемых хозяйствующими субъектами за счет средств, поступивших от уступки и использования прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности гражданского назначения (далее - РНТД), а также по порядку распределения, учета и использования средств, поступивших в результате реализации прав на РНТД; - о форме типового договора об условиях распоряжения правами на РНТД, заключаемого главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями. Указанные предложения оформлены в виде проектов постановлений Правительства Российской Федерации по утверждению соответствующих положений, которые согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. С марта 2006 года ведется согласование проектов постановлений Правительства Российской Федерации: “Об использовании средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности”; “Об условиях распоряжения правами на полученные в федеральных государственных учреждениях за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности”. Предложения о порядке принятия государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд решений о закреплении прав на РНТД подготовлены в виде Методических рекомендаций для введения в действие приказом Минобрнауки России, как основанные на существующей нормативной правовой базе и регулирующие вопросы в сфере деятельности Минобрнауки России (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г.). 2. Подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. Формы учетных документов, совместимые с формами документов, принятыми для учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2005 г., № 312. Приказ прошел государственную регистрацию в Минюсте России (регистрационный № 7494 от 14 февраля 2006 г.). Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 63 утверждены Методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. 3. Во исполнение указанного постановления Минобрнауки России подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г. № 696 “Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета”. 4. В части стимулирования инновационной деятельности Минфином России, Минобрнауки России и Минэкономразвития России подготовлены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации: 1) увеличить норматив отчислений налогоплательщиков с 0,5% до 1,5% на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленных в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке, признаваемых расходами в целях налогообложения и осуществляемыми в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 262 НК РФ. 2) дополнить положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в части установления порядка, при котором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не должно учитываться целевое финансирование в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований. При этом перечень таких фондов, порядок регистрации и критерии должен устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации. 3) ввести для научных и образовательных инновационных организаций коэффициент ускоренной амортизации в размере 2 для основных фондов, используемых при выполнении НИОКТР, (проект федерального закона “О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”). 4) расширить перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать к вычету при исчислении единого налога (глава 26.2 НК РФ, статья 346.16). В частности, расходы на патентование и на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. 5) расширить перечень субъектов, которым предоставляются льготы по налогу на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ). Для организаций любых организационно-правовых форм предоставить право независимо от источника финансирования проведения НИОКТР исключать из налогооблагаемой базы расходы на НИОКТР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции. II. Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ Рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005 г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса (далее – Кодекс), принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекса состоит из 9 глав: Глава 69. Общие положения. Глава 70. Авторское право. Глава 71. Права, смежные с авторскими. Глава 72. Патентное право. Глава 73. Право на селекционные достижения. Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем. Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау). Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов. Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач: - введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности; - расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие); - усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности; - отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. По инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов. Принятие кодекса обеспечит законодательное регулирование в России процессов закрепления, распределения и распоряжения правами, упорядочит отношения различных хозяйствующих субъектов по поводу правообладания объектами интеллектуальной собственности, подготовит правовую основу для активизации передачи технологий в реальный сектор экономики и, в конечном итоге, обеспечит развитие национальной сферы инноваций. Автор: Наумов Е.А., к.э.н., профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки Источник: |