О развитии системы управления правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета


I. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности в Минобрнауки России продолжается работа по созданию нормативной правовой базы в указанной сфере:

1. Правительством Российской Федерации принято постановление от 17 ноября 2005 г. № 685 “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности”.

Принятие этого документа является важным шагом в развитии легального оборота интеллектуальной собственности и позволит обеспечить проведение федеральными органами исполнительной власти единой государственной политики по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Во исполнение указанного постановления Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и РАН подготовлены предложения:

- по определению размера и вида зачисляемых в федеральный бюджет компенсационных платежей, выплачиваемых хозяйствующими субъектами за счет средств, поступивших от уступки и использования прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности гражданского назначения (далее - РНТД), а также по порядку распределения, учета и использования средств, поступивших в результате реализации прав на РНТД;

- о форме типового договора об условиях распоряжения правами на РНТД, заключаемого главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями.

Указанные предложения оформлены в виде проектов постановлений Правительства Российской Федерации по утверждению соответствующих положений, которые согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

С марта 2006 года ведется согласование проектов постановлений Правительства Российской Федерации:

“Об использовании средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности”;

“Об условиях распоряжения правами на полученные в федеральных государственных учреждениях за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности”.

Предложения о порядке принятия государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд решений о закреплении прав на РНТД подготовлены в виде Методических рекомендаций для введения в действие приказом Минобрнауки России, как основанные на существующей нормативной правовой базе и регулирующие вопросы в сфере деятельности Минобрнауки России (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г.).

2. Подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284 “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”.

Формы учетных документов, совместимые с формами документов, принятыми для учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2005 г., № 312. Приказ прошел государственную регистрацию в Минюсте России (регистрационный № 7494 от 14 февраля 2006 г.).

Приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 63 утверждены Методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

3. Во исполнение указанного постановления Минобрнауки России подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г. № 696 “Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета”.

4. В части стимулирования инновационной деятельности Минфином России, Минобрнауки России и Минэкономразвития России подготовлены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:

1) увеличить норматив отчислений налогоплательщиков с 0,5% до 1,5% на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленных в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке, признаваемых расходами в целях налогообложения и осуществляемыми в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 262 НК РФ.

2) дополнить положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в части установления порядка, при котором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не должно учитываться целевое финансирование в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований. При этом перечень таких фондов, порядок регистрации и критерии должен устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации.

3) ввести для научных и образовательных инновационных организаций коэффициент ускоренной амортизации в размере 2 для основных фондов, используемых при выполнении НИОКТР, (проект федерального закона “О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”).

4) расширить перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать к вычету при исчислении единого налога (глава 26.2 НК РФ, статья 346.16). В частности, расходы на патентование и на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

5) расширить перечень субъектов, которым предоставляются льготы по налогу на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ). Для организаций любых организационно-правовых форм предоставить право независимо от источника финансирования проведения НИОКТР исключать из налогооблагаемой базы расходы на НИОКТР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции.

II. Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ

Рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005 г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса (далее – Кодекс), принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г.

Кодекса состоит из 9 глав:

Глава 69. Общие положения.

Глава 70. Авторское право.

Глава 71. Права, смежные с авторскими.

Глава 72. Патентное право.

Глава 73. Право на селекционные достижения.

Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

- отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

По инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.

Принятие кодекса обеспечит законодательное регулирование в России процессов закрепления, распределения и распоряжения правами, упорядочит отношения различных хозяйствующих субъектов по поводу правообладания объектами интеллектуальной собственности, подготовит правовую основу для активизации передачи технологий в реальный сектор экономики и, в конечном итоге, обеспечит развитие национальной сферы инноваций.





Автор:

Наумов Е.А., к.э.н., профессор, директор Государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки





Источник: Материалы VII Московского Международного салона инноваций и инвестиций