10 ноября в Государственном научном центре РНЦ "Курчатовский институт" прошла Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция "Интернет и наука: 15 лет пути". Представители научных кругов, сферы образования, властных структур и бизнеса собрались подвести итоги и наметить новые перспективы развития науки и образования посредством глобальной сети. Работа конференция открылась приветствиями хозяев и гостей форума. Российские и зарубежные партнеры, которые не смогли лично присутствовать на мероприятии, прислали свои видео-обращения. Выступающие передавали приветствия от министров и руководителей ведомств, отмечая значимость данного изобретения человечества. Интересно, что те, кто по каким-либо причинам не смог присутствовать на мероприятии, мог видеть прямую трансляцию в сети. Текст поздравления от Министра образования и науки Андрея Фурсенко зачитал Директор ГНИИ ИТ "Информатика" Александр Тихонов. Было отмечено большое значение развития образовательной сети: в системе высшего образования реализуется проект международной интеграции, Интернет идет в школы. Успешно реализуются проекты, связанные с наукой. Сегодня Интернет дает больше возможностей для реализации собственного потенциала человека. По словам Директора Департамента стратегии построения информационного общества Олега Бяхова, отсутствие широкого доступа к сети, возможно, сыграло свою роль в оттоке за рубеж талантливой молодежи. Сегодня наша страна испытывает острый дефицит в недостатке специалистов, которые реализуют себя вдалеке от России. И хотя вряд ли возможно вернуть их на Родину, использование сети Интернет позволит реинтегрировать их в отечественную науку, а молодежь - удержать в стране. Хозяева и гости конференции отметили особенности Интернета в России, которые сформировались, пожалуй, с самого основания. По словам президента ГНЦ РНЦ "Курчатовский институт" Евгения Велихова, такая грандиозная система возникла без правительственных решений, без главного архитектора и родилась она в науке. Если в 20-м веке границу для многих символизировал аэропорт, то в 21-м веке Интернет позволяет перешагнуть любые границы. Несмотря на то, что масштабы сети выросли, по-прежнему одной из главных тенденций остается нацеленность на науку и образование. Пока в этом плане Россия отстает от США и стран Европы. Ликвидировать разрыв и укрепить связи миром поможет проект Big Gloriad, нацеленный на создание глобального информационного кольца. Обмен, переработка и хранение большого объема информации требуют больших мощностей, которых пока нет. Обработка большого объема информации - это лишь одна из проблем современного состояния сети в России. Не менее актуальными остаются задачи развития сетевой структуры вообще. По словам Директор ГНИИ ИТ "Информатика" Александр Тихонов, в России Интернет носит магистральный характер научно-образовательной сети, куда включены столицы регионов с высокой концентрацией учреждений академической и вузовской науки. Такие результаты значительны, все хорошо, но этим не исчерпываются все возможности структуры. Особенность России - ее неоднородность - привела к аналогичной проблеме при распространении сетей на территории страны, к появлению так называемых "последних миль", которые насчитывают сотни километров. Для преодоления этих барьеров необходим комплекс мер. Первым шагом должно стать строительство промежуточных структур, что даст возможность включения новых образовательных и научных учреждений, и не только государственного сектора. Следующим шагом - развитие структуры как дублирующей, что позволит повысить устойчивость сети. Но без участия государства процесс наладить будет сложно. "Родственное дерево, оползень - это хрупкая оптическая структура, - сказал в перерыве корреспонденту Центра "Открытая экономика" Александр Тихонов, - если происходит разрушение сети и нарушение ее взаимодействия, тогда непрерывная модернизация становится вообще довольно дорогим делом. Мы в научно-образовательной сети ежегодно затрачиваем порядка $2 млн. только на модернизацию, а в принципе нужно не менее $5-$6 млн., нормально $10 млн.". Для эффективной работы единой российской некоммерческой сети телекоммуникаций для науки и образования нужна финансовая поддержка государства. Президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества" Борис Салтыков в 1994 году, занимая пост Министра науки и технической политики Российской Федерации, был одним из идеологов создания такой сети и решения вопроса ее бюджетного финансирования: "Основная наша заслуга заключается в том, что в те тяжелые годы мы "выбили" в бюджете отдельную строку на создание специальной телекоммуникационной сети для науки и образования. Увы, сегодня она отсутствует. Россия сегодня является не самой бедной страной, и могла бы за средства бюджета обеспечить финансирование этой сети. Это типично инфраструктурный проект, необходимый для общества в целом, для образования. Мы поддержали бы развитие страны в целом. Мне странно, что не добились его восстановления, но я надеюсь, что это будет сделано". Четко определить понятийный аппарат призвал Директор по научному развитию РНЦ "Курчатовский институт" Алексей Солдатов: "Сеть науки и образования, конечно, использует технологию Интернета. Но это не тот или даже совсем Интернет, который сейчас используется в обиходе. Сети для науки и образования идут дальше, и свои технологии развивают дальше". Отработанные технологии востребованы в промышленности. Такое интенсивное использование сетей приводит к большим перегрузкам. Решение проблемы возможно в рамках участия в международных программах и проектах, увеличивающих емкость каналов. Возможно, модернизированная сеть по-прежнему будет называться Интернетом, но это будет уже другая система. Знаменательным событием конференции стало заключение соглашения РНЦ "Курчатовский институт" с американской компанией "Hewlett-Packard". Под аплодисменты присутствующих Евгений Велихов и Исполнительный директор Экспертного комитета компании Марко Буркхардт подписали документ о сотрудничестве. Спектр возможностей Интернета сегодня широк. Дистанционное образование, использование ресурсов в электронном виде (библиотеки, музеи). Возможность решения крупных задач в рамках международных научных проектов. Чтобы работать вместе, требуется не просто Интернет, а быстрый Интернет, который сейчас и создается. Это позволит быстро передавать информации в любую точку, где находится ученый в данный момент. / |