Тема разработки и принятия технических регламентов стала одной из ключевых в "экономической повестке дня" Правительства. Вчера оно провело специальное заседание, посвящённое вопросам реализации реформы технического регулирования. В чём суть и значение этой реформы? Этот вопрос корреспондент "ПГ" адресовал председателю Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России, члену Совета Федерации Андрею КОМАРОВУ. - Вступивший в силу в 2002 году Федеральный закон "О техническом регулировании" заложил основы радикальной реформы всей системы установления требований по безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, - рассказывает Андрей Комаров. - Реформа технического регулирования предусматривает передачу права на издание актов в этой области от федеральных органов исполнительной власти российскому парламенту. Действовавшая до вступления в силу Закона "О техническом регулировании" система правового оформления технических требований, увы, не отвечала Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы граждан, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, могут быть ограничены только федеральным законом. Цель реформы - упорядочить и снизить вмешательство государственных контрольно-надзорных органов в предпринимательскую деятельность. Достичь этого планируется за счет сокращения различного рода разрешительных процедур, выведения сертификационной деятельности из сферы органов власти, а также путём устранения дублирования и параллелизма в деятельности контрольно-надзорных органов. Сегодня у нас есть множество разрешительных инстанций, которые дублируют друг друга. И за каждую бумагу в инстанциях берут деньги. С этой проблемой сталкивается не только бизнес, но и любой человек в повседневной жизни. Например, попробуйте согласовать какую-либо техническую переделку электросети или оформить дополнительную мощность. Вам необходимо будет получить колоссальное количество разрешений и заплатить деньги за оформление документов. Закон же направлен на то, чтобы сократить излишние барьеры как для предприятий, так и для граждан. Одна из задач реформы технического регулирования - создать основы для инновационного развития отечественной промышленности, что является одним из ключевых факторов ускорения экономического роста, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нашей экономики. Наконец, она призвана гармонизировать отечественные требования по безопасности продукции с международными, без нее невозможны интеграция России в международное экономическое пространство и вступление в ВТО. В стране сейчас действует, по оценкам экспертов, более 170 тысяч ведомственных нормативно-технических актов, из которых необходимо "перенести" требования по безопасности продукции и услуг в технические регламенты. Это в общем-то означает масштабную, кропотливую организационную работу в ближайшие годы. Кроме того, очень непросто преобразовывать технические акты в юридические. По существу мы имеем дело с созданием новой отрасли технического законодательства, которого до сих пор как самостоятельного свода правовых норм в России не было. В этом процессе должна принимать участие не только наука, но и бизнес. - Как вы оцениваете ход реформы? - Реально она началась только во второй половине 2004 года, когда за нее взялось Минпромэнерго России. По закону на реформу отведено 7 лет. Это сложнейшая сфера деятельности в любой стране, которая проходила через подобные преобразования. В том числе и потому, что ни одно ведомство не хочет в добровольном порядке расставаться с разрешительно-согласовательными функциями. В стадии готовности сейчас уже находится 56 проектов регламентов, разработанных в соответствии с программой Правительства Российской Федерации, из них 7 - общие технические регламенты. А с учетом разрабатываемых проектов их больше - порядка 80. Кстати, российские предпринимательские структуры, союзы, ассоциации непосредственно участвуют в разработке проектов технических регламентов. В настоящее время в инициативном порядке силами специалистов промышленности без привлечения бюджетных средств разрабатывается 98 проектов регламентов. - Андрей Ильич, какова роль Общественного совета по техническому регулированию в реализации реформы? - Для более эффективного её осуществления необходимо привлекать к разработке проектов технических регламентов специалистов промышленности. С этой целью в середине 2005 года был создан Общественный совет по техническому регулированию при Минпромэнерго России. Учитывая значительное число юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации (более 2,2 млн.), в состав совета было решено принимать только представителей союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий. Первоначально в состав совета входили более 50 участников, однако сегодня его членами являются уже более 80 различных ассоциаций и объединений и заявки о вступлении в совет продолжают поступать. Среди основных задач Общественного совета - организация и проведение общественных слушаний по проектам технических регламентов; подготовка предложений по совершенствованию правового обеспечения реформы техрегулирования и государственной политики в области технического регулирования; изучение и обобщение зарубежного опыта в этой сфере. Сегодня Общественный совет - это площадка, где предпринимательский корпус имеет уникальную возможность непосредственно участвовать в реформе техрегулирования. Важно, что как руководитель Общественного совета я также вхожу в состав правительственной комиссии по техническому регулированию. Это означает возможность в регулярном режиме доводить до Правительства РФ проблемы, вопросы и предложения предпринимательского корпуса в связи с реформой. Я также вошел в недавно созданную в Совете Федерации Комиссию по техрегулированию под руководством В.Г. Завадникова. Таким образом, интересы деловой общественности в отношении реформы представлены в органах исполнительной и законодательной власти. - Сегодня много говорят о необходимости внесения поправок в Закон "О техническом регулировании". Какова позиция в этом вопросе Общественного совета? - Совет подготовил поправки к соответствующему закону. Актуальность внесения изменений и дополнений в этот документ подтверждена двухлетней практикой разработки проектов технических регламентов. Как показал анализ, наиболее критически представители бизнеса относятся к неоправданно широкому оформлению в проектах регламентов бюрократических интересов курирующих ведомств. Предприниматели указывают на раздутое количество контрольно-надзорных процедур, а в ряде случаев на введение вместо конкретных требований по безопасности продукции и процессов норм, позволяющих контрольно-надзорным органам судить о без- опасности объекта технического регулирования на основе субъективных представлений и оценок. Ни то ни другое недопустимо, так как дестабилизирует работу промышленности и создаёт базу для развития коррупции. Чтобы преодолеть эту проблему, мы предложили дополнить законодательные принципы технического регулирования, закрепленные федеральным законом, нормами о недопустимости множественного контроля одних и тех же требований по безопасности. - Как вы оцениваете роль предпринимательского сообщества в реализации реформы? - Согласно ежеквартальным исследованиям Ассоциации менеджеров России к основным факторам, препятствующим развитию российского бизнеса, бизнесмены стабильно относят коррупцию и административные барьеры. Поэтому именно бизнес кровно заинтересован в реализации и продвижении реформы, которая призвана способствовать снижению административных барьеров и соответственно издержек на их преодоление, а также в значительной степени ликвидировать почву для коррупции. Однако активность предпринимательского корпуса в этом вопросе, к сожалению, пока недостаточно высока. Речь в первую очередь идет об участии представителей промышленности в разработке проектов технических регламентов. - Можно ли говорить о конкретном экономическом эффекте реформы для бизнеса и государства? - Подобные реформы проведены в Европейском союзе, США, других странах. По разным оценкам, экономический эффект составлял около 1-1,5 процента ВВП. Эти оценки в определённой степени условны, поскольку невозможно вычленить и оценить влияние реформы техрегулирования отдельно от влияния других экономических факторов. Для бизнеса реализация реформы означает экономию на трансакционных издержках, связанных с продвижением продукции на рынке, снижением расходов на преодоление административных барьеров, выравниванием условий конкуренции на внутреннем рынке с зарубежными производителями. - Впервые в России огромный массив нормативно-технических актов предстоит преобразовать в нормативные правовые акты - федеральные законы, которыми должны приниматься технические регламенты. Как разработчики регламентов справляются с этой непростой задачей? - Вопрос действительно сложный. У ряда разработчиков значительные трудности вызывает преобразование нормативно-технических текстов в юридические, формирование систем соответствующих правоотношений, так как в рабочие группы отнюдь не всегда включаются юристы. Я бы сказал, что здесь имеют место не только профессиональные, но и социально-психологические трудности. Многим разработчикам сложно смириться с тем обстоятельством, что в федеральные законы - технические регламенты - надо включать таблицы, конкретные количественные показатели и пр. Возможно, этот психологический барьер будет легче преодолеть, если в Законе "О техническом регулировании" будет более чётко определена форма утверждения регламента - в виде приложения к федеральному закону (такая форма, например, применяется при ратификации международных договоров). Кроме того, в федеральный закон, которым утверждается тот или иной регламент, необходимо также включить и другие нормы: заключительные и переходные положения, полномочия контрольно-надзорных органов, общие положения об ответственности лиц за несоблюдение требований технических регламентов и пр. А эти положения не являются собственно техническим регламентом, хотя и определяют правила его применения. Полагаю, Государственной Думе целесообразно оформить соответствующие разъяснения по этому вопросу. Это способствовало бы, на мой взгляд, снятию многих необоснованных споров при разработке и прохождении проектов технических регламентов. Cправка Комаров Андрей Ильич родился в 1966 году в г. Озерске Челябинской области. Окончил Московский институт химического машиностроения. Член Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, член Временной комиссии Совета Федерации по вопросам технического регулирования. Председатель Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России. Сопредседатель Фонда развития трубной промышленности. / (1907), 14.04.06/ |