Деньги в "мозги" и технологии



Правительство РФ утвердило проект федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно-технического комплекса России на 2007 - 2012 годы". На ее финансирование запланировано выделить 195 миллиардов рублей. Что же сегодня происходит с нашей наукой и технологиями? Почему они не в полную силу работают в интересах своей страны?

Хотя в России сосредоточено почти 12 процентов ученых всего мира, ее доля на рынке высокотехнологичной продукции по самым оптимистичным подсчетам, менее полпроцента. По мнению экспертов, наша страна способна претендовать на 12-17 процентов. Но ежегодно в результате недостаточной поддержки государства теряется возможность сохранить контроль хотя бы над несколькими.

Причины известны. Модель экономики страны последний десяток лет формируется на основе отказа от борьбы за лидерство в наукоемких технологиях и рынках наукоемкой продукции. В стране развиваются отрасли с доходностью, не превышающей 3 - 5 процентов (ресурсодобывающие и перерабатывающие). А наукоемкие производства, которые могут дать прибыль не менее 20 - 40 процентов, оказались наедине с рынком.

По словам ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Федорова, в соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса у госучреждений отсутствует право самостоятельного распоряжения результатами научно-технической деятельности. В результате вузы не вправе самостоятельно заключать лицензионное соглашение по введению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности (ИС). Российское научное сообщество много раз обращало внимание Правительства РФ на вопиющие проблемы использования интеллектуальной собственности. Чтобы защищать ее на уровне современного права, была создана постоянно действующая комиссия. Но дела с патентной защитой обстоят плохо. Российский патент - это утечка научной информации. Поэтому многие фирмы отказались проводить патентование изобретений. Это большой ущерб, но хоть какая-то защита.

Колоссальным сдерживающим фактором развития интеллектуального потенциала остается недостаток средств на патентование наших ноу-хау за рубежом. Академия наук на 66 тысяч специалистов получает всего несколько сот тысяч долларов. Изобретения не являются ни патентом, ни продуктом. Поэтому иные ученые, всю жизнь создавая уникальный продукт, так и не могут наладить его промышленное производство.

Правда, в последние годы были приняты "Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года". Этот документ должен был резко повысить рыночное использование ИС, но этого не произошло. И плодов могучего российского интеллекта на отечественных прилавках не сыскать. А дело в том, что на 1 рубль, вложенный в науку из бюджета, 10 рублей нужно, чтобы провести НИОКР, создать экспериментальную базу, и 100 рублей, чтобы организовать и запустить производство. Государство выделяет этот рубль, но не может дать 10 и 100, забирая себе права на ИС.

Следствие - падение конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом. Износ оборудования в промышленности сегодня достиг 70 процентов. При этом загрузка их остается менее 50 процентов. Через пять лет начнется массовое выбывание производственных мощностей. Тенденция деградации экономики приблизилась к опасной черте.

В концепции национальной безопасности России отмечается, что ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов, интеллектуальной собственности угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемкого производства, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны. Эта угроза реальна.

И не стоит рассчитывать, что мы от 0,3 процентов ИС на мировом рынке быстро перейдем к 30. Хотя Израиль 10 лет назад имел похожие проблемы. В 1992 году его вклад тоже был 0,3 процента. Сегодня он имеет 6,7 процента, и этот показатель не падает. А добился он этого благодаря государственной политике. Финляндия тоже раньше ориентировалась на ресурсы, а сегодня живет за счет интеллектуальной продукции. В России же изобретательская активность за последние 10 лет снизилась в 10 - 12 раз.

Наше государство наконец-то намерено поддержать развитие высоких технологий. Например, на развитие нанотехнологий на пять лет запланировано 30 миллиардов рублей. Кроме этого, намечено создать специальный фонд поддержки нанотехнологий, в который за три года будет направлено 10 миллиардов рублей.

Но как будут распределять эти средства? Федеральная целевая программа по развитию и внедрению нанотехнологий отсутствует. Нет четкой государственной научно-технической политики. До сих пор никто в руководстве страны не поставил вопрос о преобразовании экономики страны на базе внедрения нанотехнологий . И деньги в очередной раз могут раствориться в бескрайних просторах державы.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков призвал министерства и ведомства приступить к конкретным делам по развитию российского научно-технологического комплекса. Он отметил необходимость жесткого контроля за эффективным использованием средств при выполнении ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно-технического комплекса России на 2007 - 2012 годы".

Объем финансирования ФЦП на 2007 - 2012 годы составит около 195 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета 134 миллиарда рублей, и более 60 миллиардов рублей за счет внебюджетных источников, - отметил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что средства в рамках ФЦП будут направлены на "генерацию знаний, разработку технологий, их коммерциализацию, создание необходимой инфраструктуры". На научно-исследовательские и конструкторские разработки из федерального бюджета в течение 2007-2012 годов будут направлены 129 миллиардов рублей. Словом, есть надежды, что через несколько лет наша страна станет одним из лидеров по производству высоких технологий.

/"Российские вести", 18.10.06/