Менеджмент на рынке инноваций

Менеджмент на рынке инноваций.Общая редакция и составление: С.Я. Бабаскин, В.Г.Зинов.
М.:Монолит, 2002. - 260 с.

ISBN 5-89527-056-5

Подготовка к изданию настоящего пособия финансировалась Министер-ством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Книга является пятым выпуском серии "Теория и практика коммерциализации тех-нологий", издаваемой в Центре коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации на основе анализа, российского и зарубежного опыта и разработанных оригинальных методических материалов.

Проблемы, рассмотренные в данном учебно-методическом пособии, являются базовыми для подготовки специалистов инновационной деятель-ности в научно-технической и промышленной сферах. Книга дает не только представление об основных участниках международного рынка инноваций, специфике их взаимодействия, но и знакомит читателя с практическими при-емами управления организационными структурами (малыми инновационными фирмами, подразделениями НИИ по коммерциализации разработок).

Книга предназначена в качестве учебного пособия для подготовки ме-неджеров, экспертов, консультантов инновационной деятельности, а также будет полезна всем специалистам, работающим в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок, венчурного бизнеса, стратегическо-го развития компаний и управления инновациями.

Материалами для ряда разделов послужили результаты работ, осуществ-ленных по проекту "Моделирование процессов исследований и распростране-ния результатов фундаментальных исследований" и выполненных на сред-ства гранта РФФИ № 00-06-80123.

С.Ю.Симаранов.Менеджмент на рынке инноваций .............................................................................3
Тема 1. Мировой инновационный рынок..........................................................................................3
1.1. Кому и зачем нужны инновации ...........................................................................................................3
1.2. Инновационный рынок........................................................................................................................... 4
1.3. Формы передачи инноваций ................................................................................................................. 6
Тема 2. Российская наука — стратегия развития ..................................................................... 10
Тема 3. Участники инновационного рынка ................................................................................. 16
Тема 4. Венчурные компании и особенности работы с ними.................................................... 22
Тема 5. Стратегические инвесторы и особенности работы с ними .........................................26
Взаимоотношения разработчиков и инвесторов...................................................................................... 26
Тема 6. Риски инновационного бизнеса ........................................................................................ 33
Тема 7. Стратегическое управление инновационной компанией ...............................................39

А. С.Аралов. Системные решения в управлении малым и средним бизнесом........................ 53
1. Эволюция управленческих систем............................................................................................ 53
1.1. Управление в условиях стратегических неожиданностей .............................................................. 55
1.2. Модель McKinsey "7S" ............................................................................................................................ 57
2. Планирование выбора стратегической позиции .......................................................................58
2.1. Понятие стратегии ................................................................................................................................ 58
2.2. Элементы выработки стратегии ..........................................................................................................60
2.3. Роль руководителя в разработке стратегии .......................................................................................66
2.4. Архетипы руководителя........................................................................................................................ 67
2.5. Цепочка ценностей ................................................................................................................................ 70
3. Этапы развития фирмы в малом и среднем бизнесе ............................................................... 72
3.1. Фаза энергетического толчка и рождения группы...............................................................................72
3.2. Фаза подъема.......................................................................................................................................... 75
3.3. Акматическая фаза ............................................................................................................................... 79
3.4. Фаза надлома ......................................................................................................................................... 82
3.5. Инерционная фаза ................................................................................................................................. 84
3.6. Фаза обскурации .................................................................................................................................... 88
3.7. Жизнь после смерти. Элитарная иерархия ....................................................................................... 89
3.8. Конец - и снова начало ..........................................................................................................................93
4. Проектирование рабочих команд в коммерческой фирме.......................................................... 97
4.1. Основные принципы проектирования команды коммерческой фирмы.......................................... 101
4.2. Практика создания команды коммерческой фирмы ......................................................................... 105
4.3. Виды группового решения.................................................................................................................... 109
5. Общие принципы тренинга команды ........................................................................................... 115
5.1. Технология принятия командного решения в проблемной ситуации ..............................................115
5.2. Проблемно-деловое совещание "Создание структуры управления коммерческой фирмы" .. ....117
5.3. Процесс выращивания новой структурно-функциональной модели фирмы................................. 121
6. Заключение .................................................................................................................................... 122


Е.Е.Панфилова. Виртуальная сетевая организация как инструмент управления инновационно-технологической деятельностью малого предприятия.......................................................................................................... 125
1. Основные понятия и определения ............................................................................................... 125
2. Характеристика виртуальной сетевой организации ................................................................. 127
3. Влияние изменений на производственную деятельность организации, функционирующей в составе ВСО ............................................................................................................................................................... 133
4. Организация информационного взаимодействия в рамках ВСО.............................................. 137


С.Я.Бабаскин, В.Г.Зинов. Службы посредников с промышленностью в НИИ.......................... 143
1. Организация служб посредников с промышленностью.......................................... 146
1.1. Примеры создания СПП в Великобритании........................................................................................... 148
1.2. СПП и стимулирование ученых.............................................................................................................. 150
1.3. Сотрудничество между СПП ..................................................................................................................155
2. Технологический аудит.................................................................................................................. 157
2.1. Цели технологического аудита............................................................................................................... 157
2.2. Процедура проведения технологического аудита ............................................................................... 159
2.3. Факторы, способствующие успеху аудита .......................................................................................... 165
2.4. Пример аудита ......................................................................................................................................... 166
3. Планирование инновационного бизнеса ...................................................................................... 168
3.1. Миф об отсутствии конкурентов............................................................................................................ 168
3.2. Недооценка рыночного сегмента ........................................................................................................... 168
3.3. Стратегия выхода из бизнеса .................................................................................................................169
3.4. Презентации.............................................................................................................................................. 170
3.5. Бизнес-этикет (особенности ведения переговоров с иностранцами) ............................................................................................................................................. 170
3.6. Репутация фирмы .................................................................................................................................... 173
3.7. Малые предприятия.................................................................................................................................. 174
3.8. О стратегическом партнере ................................................................................................................... 174
3.9. Отбор компаний ........................................................................................................................................ 177
3.10. Отбор идей ............................................................................................................................................... 178
3.11. Характеристика путей коммерциализации технологии .......................................................................180
3.12. Контрольный перечень вопросов для определения наиболее целесообразной стратегии ............................................................................................................ 183
4. Маркетинг инновационных изделий ................................................................................................. 187
4.1. Отличие маркетинга технологий от маркетинга готовой продукции.................................................................................................................. 189
4.2. О роли Интернета .................................................................................................................................... 191
4.3. Ссылки и ресурсы электронной сети...................................................................................................... 194
4.4. Восприятие риска..................................................................................................................................... 197
4.5. Факторы успеха трансфера технологий................................................................................................ 198
4.6. Пример коммерциализации российской технологии ............................................................................ 199
5. Защита конкурентных преимуществ инновационного продукта............................................................................................................................................................. 204
5.1. Правовые методы охраны ........................................................................................................................204
5.2. Альтернативные способы охраны конкурентного преимущества инновационного продукта .........207
5.3 Объекты патентования. Особенности систем патентования...............................................................208
6. Лицензирование технологий............................................................................................................ 215
6.1. Факторы оценки партнера по продаже лицензии ...................................................................................215
6.2. Доходы от лицензионной деятельности .................................................................................................218


ЕЛ. Черных. Обновление инновационной модели Россиив XXI веке ............................................ 226
1. Введение .......................................................................................................................................... 226
2. Стратегия бизнеса: эволюция подходов........................................................................................ 226
3. Уроки Юго-Восточной Азии ............................................................................................................ 229
4. Обновление инновационной модели России в XXI веке ............................................................. 234
4.1. США, Россия и Юго-Восточная Азия: сходства и различия .................................................................234
4.2. Какие проекты нам нужны? ......................................................................................................................237
4.3. Какие технологии у нас есть? ..................................................................................................................243
4.4. Ресурсный рычаг для России ...................................................................................................................248
5.Выводы .............................................................................................................................................. 256