Менеджмент на рынке инноваций.Общая редакция и составление: С.Я. Бабаскин, В.Г.Зинов. М.:Монолит, 2002. - 260 с. ISBN 5-89527-056-5 Подготовка к изданию настоящего пособия финансировалась Министер-ством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Книга является пятым выпуском серии "Теория и практика коммерциализации тех-нологий", издаваемой в Центре коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации на основе анализа, российского и зарубежного опыта и разработанных оригинальных методических материалов. Проблемы, рассмотренные в данном учебно-методическом пособии, являются базовыми для подготовки специалистов инновационной деятель-ности в научно-технической и промышленной сферах. Книга дает не только представление об основных участниках международного рынка инноваций, специфике их взаимодействия, но и знакомит читателя с практическими при-емами управления организационными структурами (малыми инновационными фирмами, подразделениями НИИ по коммерциализации разработок). Книга предназначена в качестве учебного пособия для подготовки ме-неджеров, экспертов, консультантов инновационной деятельности, а также будет полезна всем специалистам, работающим в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок, венчурного бизнеса, стратегическо-го развития компаний и управления инновациями. Материалами для ряда разделов послужили результаты работ, осуществ-ленных по проекту "Моделирование процессов исследований и распростране-ния результатов фундаментальных исследований" и выполненных на сред-ства гранта РФФИ № 00-06-80123. С.Ю.Симаранов.Менеджмент на рынке инноваций .............................................................................3 Тема 1. Мировой инновационный рынок..........................................................................................3 1.1. Кому и зачем нужны инновации ...........................................................................................................3 1.2. Инновационный рынок........................................................................................................................... 4 1.3. Формы передачи инноваций ................................................................................................................. 6 Тема 2. Российская наука — стратегия развития ..................................................................... 10 Тема 3. Участники инновационного рынка ................................................................................. 16 Тема 4. Венчурные компании и особенности работы с ними.................................................... 22 Тема 5. Стратегические инвесторы и особенности работы с ними .........................................26 Взаимоотношения разработчиков и инвесторов...................................................................................... 26 Тема 6. Риски инновационного бизнеса ........................................................................................ 33 Тема 7. Стратегическое управление инновационной компанией ...............................................39 А. С.Аралов. Системные решения в управлении малым и средним бизнесом........................ 53 1. Эволюция управленческих систем............................................................................................ 53 1.1. Управление в условиях стратегических неожиданностей .............................................................. 55 1.2. Модель McKinsey "7S" ............................................................................................................................ 57 2. Планирование выбора стратегической позиции .......................................................................58 2.1. Понятие стратегии ................................................................................................................................ 58 2.2. Элементы выработки стратегии ..........................................................................................................60 2.3. Роль руководителя в разработке стратегии .......................................................................................66 2.4. Архетипы руководителя........................................................................................................................ 67 2.5. Цепочка ценностей ................................................................................................................................ 70 3. Этапы развития фирмы в малом и среднем бизнесе ............................................................... 72 3.1. Фаза энергетического толчка и рождения группы...............................................................................72 3.2. Фаза подъема.......................................................................................................................................... 75 3.3. Акматическая фаза ............................................................................................................................... 79 3.4. Фаза надлома ......................................................................................................................................... 82 3.5. Инерционная фаза ................................................................................................................................. 84 3.6. Фаза обскурации .................................................................................................................................... 88 3.7. Жизнь после смерти. Элитарная иерархия ....................................................................................... 89 3.8. Конец - и снова начало ..........................................................................................................................93 4. Проектирование рабочих команд в коммерческой фирме.......................................................... 97 4.1. Основные принципы проектирования команды коммерческой фирмы.......................................... 101 4.2. Практика создания команды коммерческой фирмы ......................................................................... 105 4.3. Виды группового решения.................................................................................................................... 109 5. Общие принципы тренинга команды ........................................................................................... 115 5.1. Технология принятия командного решения в проблемной ситуации ..............................................115 5.2. Проблемно-деловое совещание "Создание структуры управления коммерческой фирмы" .. ....117 5.3. Процесс выращивания новой структурно-функциональной модели фирмы................................. 121 6. Заключение .................................................................................................................................... 122 Е.Е.Панфилова. Виртуальная сетевая организация как инструмент управления инновационно-технологической деятельностью малого предприятия.......................................................................................................... 125 1. Основные понятия и определения ............................................................................................... 125 2. Характеристика виртуальной сетевой организации ................................................................. 127 3. Влияние изменений на производственную деятельность организации, функционирующей в составе ВСО ............................................................................................................................................................... 133 4. Организация информационного взаимодействия в рамках ВСО.............................................. 137 С.Я.Бабаскин, В.Г.Зинов. Службы посредников с промышленностью в НИИ.......................... 143 1. Организация служб посредников с промышленностью.......................................... 146 1.1. Примеры создания СПП в Великобритании........................................................................................... 148 1.2. СПП и стимулирование ученых.............................................................................................................. 150 1.3. Сотрудничество между СПП ..................................................................................................................155 2. Технологический аудит.................................................................................................................. 157 2.1. Цели технологического аудита............................................................................................................... 157 2.2. Процедура проведения технологического аудита ............................................................................... 159 2.3. Факторы, способствующие успеху аудита .......................................................................................... 165 2.4. Пример аудита ......................................................................................................................................... 166 3. Планирование инновационного бизнеса ...................................................................................... 168 3.1. Миф об отсутствии конкурентов............................................................................................................ 168 3.2. Недооценка рыночного сегмента ........................................................................................................... 168 3.3. Стратегия выхода из бизнеса .................................................................................................................169 3.4. Презентации.............................................................................................................................................. 170 3.5. Бизнес-этикет (особенности ведения переговоров с иностранцами) ............................................................................................................................................. 170 3.6. Репутация фирмы .................................................................................................................................... 173 3.7. Малые предприятия.................................................................................................................................. 174 3.8. О стратегическом партнере ................................................................................................................... 174 3.9. Отбор компаний ........................................................................................................................................ 177 3.10. Отбор идей ............................................................................................................................................... 178 3.11. Характеристика путей коммерциализации технологии .......................................................................180 3.12. Контрольный перечень вопросов для определения наиболее целесообразной стратегии ............................................................................................................ 183 4. Маркетинг инновационных изделий ................................................................................................. 187 4.1. Отличие маркетинга технологий от маркетинга готовой продукции.................................................................................................................. 189 4.2. О роли Интернета .................................................................................................................................... 191 4.3. Ссылки и ресурсы электронной сети...................................................................................................... 194 4.4. Восприятие риска..................................................................................................................................... 197 4.5. Факторы успеха трансфера технологий................................................................................................ 198 4.6. Пример коммерциализации российской технологии ............................................................................ 199 5. Защита конкурентных преимуществ инновационного продукта............................................................................................................................................................. 204 5.1. Правовые методы охраны ........................................................................................................................204 5.2. Альтернативные способы охраны конкурентного преимущества инновационного продукта .........207 5.3 Объекты патентования. Особенности систем патентования...............................................................208 6. Лицензирование технологий............................................................................................................ 215 6.1. Факторы оценки партнера по продаже лицензии ...................................................................................215 6.2. Доходы от лицензионной деятельности .................................................................................................218 ЕЛ. Черных. Обновление инновационной модели Россиив XXI веке ............................................ 226 1. Введение .......................................................................................................................................... 226 2. Стратегия бизнеса: эволюция подходов........................................................................................ 226 3. Уроки Юго-Восточной Азии ............................................................................................................ 229 4. Обновление инновационной модели России в XXI веке ............................................................. 234 4.1. США, Россия и Юго-Восточная Азия: сходства и различия .................................................................234 4.2. Какие проекты нам нужны? ......................................................................................................................237 4.3. Какие технологии у нас есть? ..................................................................................................................243 4.4. Ресурсный рычаг для России ...................................................................................................................248 5.Выводы .............................................................................................................................................. 256 |