Можно ли защитить идею?


В наш век – век высоких технологий – ведется настоящая охота за новыми идеями, новациями, техническими решениями. Их внедрение – главная составляющая успеха любой компании. В России в последние годы особенно остро стоят вопросы сохранения интеллектуального потенциала и его эффективного использования. Официально инновационный путь развития провозглашен. Словом, дерзайте, господа-изобретатели, а также их соратники! Только помните, что вашим идеям, как воздух, необходима правовая защита, ибо нередко идеи крадутся, а их авторы или собственник (это не всегда одно и тоже) вынуждены вступать в изматывающие судебные тяжбы, доказывая свои права. Время изменилось. В прошлое ушли энтузиасты-бессребренники. Прагматичный век диктует новые правила игры.

Не случайно именно с механизма защиты идеи мы начинаем публикацию цикла статей под рубрикой «Интеллектуальная собственность». ИС включает многообразие объектов, и, следовательно, существуют различные формы ее юридической защиты. На примере защиты коммерческих проектов проиллюстрируем различные правовые инструменты.

Итак, в основе каждого проекта лежит новое концептуальное решение, именуемое идеей. Как ни странно, идея (равно как и концепция или алгоритм) в чистом виде, как нечто абстрактное, не может быть защищена ни одной из ныне существующих в мире правовых систем. Однако в той же мировой практике уже столетиями существует механизм, защищающий ее реальное (материальное) воплощение. Это, собственно, и есть ключ к разгадке «шарады».

Для примера возьмем выпуск продукта с улучшенными качествами – молока, произведенного по совершенно новой технологии, которая позволяет увеличить срок его сохранения. Что мы имеем? Прежде всего, технологию производства, включающую в себя использование нового или усовершенствованного оборудования, позволяющего получить новый способ производства. Далее для успешного продвижения на рынке данного продукта необходима грамотная маркетинговая стратегия, основанная на соответствующем позиционировании и создании так называемой торговой марки. Как известно, составляющими торговой марки являются оригинальное название продукта, логотип, яркая, узнаваемая упаковка, запоминающийся слоган и прочее.

Таким образом, разложив проект на составляющие, мы можем выделить целый ряд узловых и важных элементов, которые могут быть отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Именно эти объекты имеют свои особенности и различные формы правовой защиты, основанные на целом ряде законов.

Так, новые технические решения, устройства и способы производства охраняются в рамках Патентного закона РФ. При соблюдении определенных условий можно пройти регистрацию в Патентном Ведомстве РФ и получить патент на изобретение или полезную модель. Тот же Патентный закон определяет правовой режим промышленного образца как формы защиты внешнего вида продукта или изделий, либо дизайна его упаковки.

Название продукта, географические символы, этикетки, рекламные слоганы и прочие идентификаторы продукта относятся к средствам индивидуализации товаров, работ и услуг и защищаются соответственно Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Особенностью данного вида патентной защиты является предоставление на основе государственной регистрации исключительного права пользоваться самому и запрещать всем остальным использовать техническое решение или товарный знак. Право это удостоверяется соответствующим патентом или свидетельством. Подробнее описание данного правового механизма – тема последующих статей. Отмечу лишь, что это наиболее эффективная, с точки зрения теории и практики, система защиты.

Существует немало проектов, затрагивающих непроизводственную сферу. Например, торговля, финансы, кредиты, туризм, медицинские и бытовые услуги и т.д. Во всех областях, где залогом успеха являются качество и профессионализм обслуживания, основной акцент делается на названии предприятия, его логотипе и прочих атрибутах, создающих имидж и репутацию. Следовательно, существует необходимость защитить эти уязвимые места. На помощь приходит режим защиты законов обслуживания по своему правовому положению, приравненных к товарным знакам.

Это далеко не все, что предоставил законодатель. Продолжая разговор о защите технологий, следует упомянуть такой важный объект интеллектуальной собственности, как ноу-хау. (Часто используют синонимы: секрет производства и коммерческая тайна.) к данному режиму прибегают, когда в целях сохранения конкурентных преимуществ необходимо сохранить в тайне конфиденциальную информацию, касающуюся производственных и управленческих решений. Подобные решения не регистрируются, так как это привело бы к раскрытию сути. Но для создания правового режима защиты требуется проведение ряда организационных мер на самом предприятии по введению режима конфиденциальности.

Особое внимание следует уделить такому разделу интеллектуальной собственности, как объекты авторского права. Отмечу, что, несмотря на тесную связь с объектами промышленной собственности, такими, как изобретения, товарные знаки и прочие, это все же обособленные объекты и по своей природе, и по правовому режиму. Существует отдельный закон «Об авторском праве и смежных правах», который к таким объектам относит произведения науки, литературы и искусства, носящие творческий характер и созданные физическим лицом. К таковым, кстати, относятся и программы ЭВМ и базы данных. Здесь правовая охрана возникает с момента создания произведения в объективной форме: текст, изображение, нотная запись, конструкция и т.д. Государственной регистрации в данном случае не требуется. Однако правомерное использование допускается с соблюдением довольно серьезного формального механизма. Обращаем внимание, что и здесь речь опять-таки идет об объективной, то есть материальной форме выражения идеи. Иными словами, то, что можно пощупать, услышать, увидеть или воспринять иным доступным образом. Система защиты в режиме авторского права важна, прежде всего, при создании коммерческих проектов, имеющих творческую направленность, - шоу-программы, издательская деятельность, аудио-видео производство и т.д. Права авторов-разработчиков необходимо учитывать также при создании технических и дизайнерских разработок.

Что касается программного обеспечения, то оно довольно часто является неотъемлемой составляющей проекта, без которой невозможна его реализация. И здесь у авторов есть законный инструмент защиты – нормативный акт, именуемый Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Данным документом предусмотрены порядок регистрации, условия правомерного использования и, конечно же, ответственность за нарушение прав законного владельца.

Следовательно, для каждого из данных элементов существуют свой закон, свои правила защиты и своя правоприменительная практика со всеми вытекающими для нарушителя неприятными последствиями. Главная задача – своевременно выявить всевозможные охранноспособные решения и защитить их по соответствующей системе авторского, патентного, а так же специальных норм гражданского права. В конечном итоге формируется особый «интеллектуальный портфель», состоящий из различных охранных документов (патентов, свидетельств), который призван обеспечить не только спокойствие, но и немалый дополнительный доход от грамотного распоряжения своей интеллектуальной собственностью.

Наличие интеллектуальной собственности у каждого хозяйствующего субъекта и необходимость ее защиты – тема сегодня далеко не новая, но по-прежнему актуальная. В последующих публикациях мы осветим особенности того или иного режима, о котором сегодня шла речь. Кроме того, в материалах под этой рубрикой мы готовы ответить и на все ваши вопросы, дорогие читатели.


Автор:
Григорий Бусарев,
патентный поверенный РФ



По материалам "АртПатентЪ"