Оценка и защита интеллектуальной собственности


Некоторые формы трансфера технологий:



Передача лицензий.

Сделка по передаче лицензий на технологию - юридически хорошо отработанная документально форма передачи технологий. Рекомендации по составлению "лицензионного соглашения" широко распространены и могут быть найдены самостоятельно.

Передача лицензий является наиболее распространенным способом коммерческого трансфера технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Отметим, что часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения.

Главное, что необходимо отметить, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована.



Передача ноу-хау.

Ноу-хау - совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, связано с секретами производства, носит конфиденциальный характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау - это предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау:

  • большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;
  • необратимый характер передачи ноу-хау;
  • постоянно присутствующий временной фактор;
  • неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).
Способы платежей:
  • наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация);
  • встречные поставки товаров или оказание услуг;
  • смешанная форма (наличные, бартер, услуги).



Инжиниринг.

Инжиниринг - совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для осуществления проекта: консультационных;

  • технологических;
  • строительных.

Особенности инжиниринга.

Существуют четыре основных метода инжиниринга:

  • обычный (консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта, когда консультанту предоставляется право выступать в качестве полномочного представителя заказчика);
  • внутрифирменный (использование собственного персонала заказчика. Он осуществляет руководство проектом, общее проектирование и иногда даже строительство. Роль консультантов ограничивается содействием по конкретным аспектам проекта, по которым персонал заказчика недостаточно квалифицирован или не имеет опыта);
  • руководство проектом;
  • "под ключ".



Промышленная кооперация.

Весьма значительный объем технологии передается в процессе промышленной кооперации (ПК). Как правило, стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.

Основные побудительные причины заключения кооперационных соглашений:

    -
  • получение или разделение технических знаний;
  • -
  • поиск лучших условий для производства и использования трудовых ресурсов;
  • -
  • увеличение серийности и специализации производства;
  • -
  • поиск новых рынков сбыта;
  • -
  • уменьшение производственных издержек и т.п.



Совместные предприятия.

Если заинтересованные партнеры из разных стран желают объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск, у них нет лучшего способа, чем создать СП. Ни одна из других форм сотрудничества не создает у участников такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта.

Техническая помощь.

Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами:

  • в первом они являются главным предметом соглашения;
  • во втором - включаются разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.

Особенность контракта о предоставлении технической помощи (ТП)

Объект контракта - "неосязаемый" товар - технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров, но в нем имеются элементы инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов.

В контракт вносятся:

  • положение о неразглашении полученных в процессе обучения конфиденциальных сведений;
  • вопросы бытового устройства инструкторов и обучающихся;
  • транспортные расходы, обязательства по страхованию и услуги переводчиков за счет принимающей стороны;
  • меры по содействию обеих сторон друг другу в получении виз и разрешений на работу для стажеров и инструкторов.



Франшизинг

Рост сделок по франшизингу явился следствием высокой рыночной мобильности и гибкости этой формы коммерческой деятельности и передачи технологии:

  • для франшизора (предоставляющего франшизу) такая сделка позволяет быстро внедриться на новом рынке без значительных инвестиций;
  • франшизату (получателю франшизы) контракт позволяет начать новый вид деловой активности с меньшей опасностью неудачи и провала, благодаря поддержке со стороны франшизора, включающей передачу определенных навыков, приемов и услуг, а также оказание помощи и обучение персонала;
  • для потребителя франшизинг расширяет выбор товаров и услуг на местном рынке с соответствующим (часто гарантированным) фирменным качеством и конкурентными ценами.



Лизинг (финансовая аренда)

В лизинговых операциях, участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Арендодателем выступает специализированная лизинговая компания, оперирующая финансами и контролируемая банками или крупными промышленными компаниями. Арендатором является производственное или торговое предприятие, арендующее средства производства, доставки, распределения. Поставщик - производственное или торговое предприятие, производящее или поставляющее оборудование и технологию через арендодателя арендатору.

Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование, и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.

Арендатор заключает арендный договор с лизинговой компанией. Лизинговый контракт предусматривает срок аренды, условия и сумму выплат арендной платы, валюту платежей, обязательства и гарантии по содержанию в исправности полученного оборудования и его возращения или выкупа по истечении срока аренды.

По сути дела лизинговый контракт представляет собой вид кредита. В ряде случаев условия лизингового контракта имеют преимущества перед банковским кредитом, т.к.:

банк, выдающий кредит, хотя и заинтересован в успехе инвестиционного проекта, мало участвует в планах использования данного кредита, а лизинговая компания непосредственно заинтересована в успехе сделки, а, следовательно, и всего проекта;

лизинг привлекает арендатора тем, что он оценивает эффективность всего проекта не он один, а с лизинговой компанией, с которой разделяет риски проекта.

Специфика лизинга применительно к передаче технологии:

аренда прав и технологии как таковой;

опасность риска, связанного с нарушением прав третьих лиц. В большинстве лизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, если в контракте нет "патентной оговорки", регламентирующей взаимоотношения сторон в случае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельца или исключительного лицензиата;

арендатор по окончании срока аренды оборудования и технологии имеет право использовать переданное ему ноу-хау, если в контракте нет соответствующей оговорки;

возможен лизинг лицензий: арендодатель покупает право использования патента на определенный срок и на определенной территории с правом предоставления сублицензии и по лизинговому контракту передает это право в аренду арендатору. Т.е. купленная лизинговой компанией лицензия передается арендатору в форме своеобразной сублицензии. Такие соглашения могут заключаться в пакете с лизинговым контрактом на технологическое оборудование и самостоятельно.

Ноу-хау.

Термин "ноу-хау" впервые был применен в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 г и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих развитых стран мира определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Понятие ноу-хау включает как различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны, так и знания (опыт) административного, экономического, финансового или иного порядка.

Достаточно хорошо известно, что без знания ноу-хау в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более, невозможно совершенствование, а также создание ее последующих поколений. В настоящее время, не имея ноу-хау, практически невозможно применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). В силу этого ноу-хау приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи.

Герберт Штумпф в книге "Договор о передаче ноу-хау" в качестве примера приводит один из возможных перечней сведений, составляющих ноу-хау предприятия, который, по утверждению автора, не претендует на полноту. Выделяя техническую и коммерческую сферы деятельности, он относит к коммерческой тайне в технической сфере:

  • конструкционные чертежи;
  • результаты опытов и их протоколы;
  • перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и
  • результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта;
  • статистические расчеты;
  • формулы и рецепты;
  • данные о качестве материалов;
  • список деталей;
  • чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке;
  • перечни норм, которые дают сведения о результатах проведенных работ по разработке норм;
  • данные о произведенных улучшениях;
  • рабочие планы с указанием времени и допусков;
  • инструкции по технологии (например, предписания по тепловому режиму);
  • чертежи;
  • документацию по изготовлению;
  • отчеты о произведенной продукции;
  • оптимальные количества стандартных деталей;
  • приемочные испытания;
  • строительные отчеты, перечни аппаратуры;
  • количественные калькуляции для наружного монтажа;
  • данные работ по программированию;
  • обучение персонала другого предприятия;
  • в коммерческой сфере:
  • картотеку клиентов;
  • картотеку поставщиков;
  • данные об организации производства;
  • документацию о программировании в коммерческой сфере;
  • документацию об организации сбыта и распространения;
  • данные о финансировании;
  • методы рекламы;
  • обучение коммерческого персонала другого предприятия.

Основные принципы патентного права:

  • Принцип свободы творчества как конституционный принцип;
  • Принцип исключительности прав патентообладателя;
  • Принцип соблюдения интересов, как патентообладателя, так и общества;
  • Принципы инициативы и доверительного сотрудничества субъектов патентного права;
  • Принцип обязательной новизны объектов охраны;
  • Принцип охраны результатов только творческой деятельности;
  • Принцип обязательного государственного признания объектов охраны;
  • Принцип морального и материального стимулирования авторов.



Условия коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности:

Целесообразность патентования.

Продажа (экспорт) продукции собственного производства и продажа (экспорт) технологии как цели патентования.

Критерии целесообразности патентования:

  • технический уровень объекта; экономическая эффективность;
  • значимость конкретного изобретения в объекте техники;
  • наличие ноу-хау;
  • возможность доказательства нарушения патента;
  • наличие рынка;
  • наличие интереса конкурентов и т.п.
  • Выбор стран патентования.

Патентная чистота объектов техники. Товар как объект техники, содержащий объекты охраны.

Инновационная стратегия фирм - оборонительная или наступательная, патентная политика фирм.

  • Установленные законодательством нормативы платы за производственные ресурсы (производственные фонды, трудовые и природные ресурсы);
  • Установленные законодательством ставки НДС, налогов на прибыль, доход, нематериальные активы;
  • Правила и нормы расчетов с банками по кредитам или хранению средств;
  • Расчетные ставки роялти для лицензионных платежей;
  • Нормативы пересчета валютной выручки и т.п.
  • Объем контрафактной продукции;
  • Срок нарушения права;
  • Прибыль нарушителя;
  • Качество контрафактной продукции и степень влияния его на конъюнктуру рынка;
  • Доля рынка, захваченного нарушителем;
  • География сбыта.



Цена лицензии.

Виды лицензионных платежей:

  • Периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действия лицензионного соглашения - Роялти;
  • Фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку –Паушальные платежи;
  • Комбинированные (смешанные) платежи - Роялти в сочетании с Паушальные платежи.



Лицензионное соглашение - соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничестве конкурентов.

Роялти - основа для определения всех других видов платежей по лицензии. Цена лицензии - баланс интересов лицензиара и лицензиата.

Основные показатели:

    -
  • База роялти (цена единицы или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной с применением способа; при широком ассортименте продукции стоимость определенного сырья; Прибыль);
  • -
  • Ставка роялти (типовая для данной отрасли или для других лицензий того же лицензиара и/или лицензиата);
  • -
  • Срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта лицензии, не может быть больше срока действия патента или меньше, чем характерный срок освоения производства в данной отрасли).

Минимальные роялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительных переговоров по заключению лицензионной сделки, расходы лицензиара на осуществление обязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь, поставка узлов и деталей, сырья).

Принимаются во внимание затраты лицензиара на НИОКР и освоения производства продукции по патенту.

Максимальные роялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшей альтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение другой лицензии, отказ от приобретения лицензий).





Источник: Курс "Инвестиционное проектирование" Новосибирского Государственного университета