Зинов В. Г., директор Центра коммерциализации технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В любой сфере деятельности создаются и используются результаты умственного труда, необходимость оформления прав, на которые осознается все большим числом участников рыночных отношений. Каждому из них новое законодательство в области интеллектуальной собственности предоставило широкие возможности повышения своих доходов путем защиты монопольных прав, ограничения деятельности конкурентов, формирования привлекательного образа на рынке, оптимизации налогообложения и проведения иных стратегических и тактических действий. Однако достоинства применения правового механизма оформления объектов интеллектуальной собственности возникают только при должном управлении такими объектами. Управление интеллектуальной собственностью организации — это способ извлечения из нее максимальных доходов, который включает выполнение ряда специальных процедур и будет эффективным, если затраты на оформление и поддержание в силе прав на результаты творческой деятельности перекрываются прямыми или косвенными доходами в соответствии с программой развития бизнеса. Чтобы управление было действительно таковым, нужно найти способы мотивации научно-технического персонала уже на ранней стадии создания им новых технических, технологических, организационных, коммерческих решений при разработке и продвижении на рынок новой продукции. Такие решения справедливо называют интеллектуальными ресурсами предприятия, они составляют основу его благосостояния и перспективы развития. Определение целесообразности превращения интеллектуальных ресурсов в интеллектуальную собственность и нематериальные активы предприятия, их оценка, выбор эффективной формы правовой охраны и использование других процедур управления интеллектуальной собственностью являются важнейшими составляющими квалификации менеджера, прежде всего, на инновационном предприятии. Не решать вопросы управления интеллектуальной собственностью с момента принятия решения о разработке новой продукции — значит заранее обречь коммерческие планы на неудачу. В эффективном управлении интеллектуальной собственностью предприятия кроется секрет продолжительной доходности бизнеса. Наоборот, некомпетентное управление ведет к снижению доходности и даже к потере прав на созданные или приобретенные результаты творческой деятельности. Стратегия управления бизнесом все в большей степени зависит от навыков менеджеров выявлять, охранять и использовать интеллектуальную собственность организации. Профессиональные навыки менеджера по управлению интеллектуальной собственностью стали существенным и активным компонентом успеха. На научно-техническом предприятии «портфель» интеллектуальной собственности является зачастую основным активом, который, как известно, формируется исключительно в связи с принятой стратегией бизнеса, а не только потому, что имеются соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Их владелец всегда должен выбрать решение о необходимости и процедуре оформления или регистрации своих прав в отличие от прав на материальные объекты собственности, документы на которые оформлять он просто обязан согласно действующему законодательству. Такой выбор является важнейшей, но не единственной составляющей умения управлять интеллектуальными ресурсами предприятия. Их развитие и использование через стратегию максимального лицензирования, нахождение правильного баланса между накоплением и расходованием наработанного объема знаний является одним из важнейших умений менеджера на любой фирме, а тем более инновационной. Объективные условия формирования российского внутреннего научно-технического рынка, равно как и выход соотечественников на мировой рынок технологий и инноваций остро требует от них знаний по широкому спектру вопросов гражданско-правового, международного и специального законодательства. Несмотря на привлечение юристов к сопровождению сделок, практика показывает, что менеджерам и другим специалистам инновационной деятельности чрезвычайно важно самим разбираться в ряде специфических правовых вопросов, непосредственно связанных, прежде всего, с необходимостью охраны интеллектуальной собственности и особенностями договоров между участниками процесса коммерциализации разработок. В этот процесс вовлекаются авторы, их работодатели и владельцы прав на технологию, инвесторы и предприниматели, которые зачастую имеют не только общие, но и противоположные интересы. Если на каждом этапе процесса коммерциализации результатов НИОКР не отрегулировать такие отношения, то успеха ни одна из сторон не достигнет. Подобных знаний и умений особенно не хватает руководителям и специалистам малых и больших промышленных предприятий, НИИ и вузов, консультационных и инвестиционных организаций, которые работают с иностранными партнерами, вооруженных многолетним опытом деловых отношений. |