Под Санкт-Петербургом создают ОЭЗ нового типа


Особая экономическая зона (ОЭЗ) совершенно нового типа, причем не сопоставимая по масштабам с уже одобренными проектами, может быть организована под Санкт-Петербургом. 24 января глава ОАО РЖД Владимир Якунин обратился к президенту Владимиру Путину с предложением создать в Усть-Луге (Ленинградская область) ОЭЗ, в которой будут совмещены промышленно-производственная и портовая зоны, что позволит создать комплекс, "не имеющий равных в Европе".

Свое предложение Якунин сделал во время визита главы государства в Усть-Лугу. "Промышленно-производственная особая экономическая зона вместе с промышленно-портовой позволят создать комплекс, который не будет иметь равных в Европе",- поддержал главу РЖД губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.

Он предложил создать рядом с портом Усть-Луга промышленно-производственную ОЭЗ площадью 1,1 га, на развитие инфраструктуры которой планируется инвестировать 81 млрд руб. Сердюков предлагает направить на эти цели 11 млрд руб. из федерального бюджета и привлечь еще 70 млрд руб. от частных инвесторов. По словам губернатора, срок окупаемости зоны составит пять-шесть лет.

Напомним, что действующий закон "Об ОЭЗ" подразумевает создание двух типов зон: технико-внедренческих и промышленно-производственных. Однако в планах правительства создание еще двух видов ОЭЗ: туристическо-рекреационных и портовых. При этом, судя по всему, в зонах последнего типа для резидентов будут предусмотрены исключительно таможенные льготы, в то время как резиденты промышленно-производственных зон могут рассчитывать и на налоговые преференции.

Предложение создать в порту Усть-Луга особую зону было подкреплено ссылками на порты стран Балтии, которые работают в режиме ОЭЗ.

Что касается планов по развитию производства, то на территории зоны, по словам Якунина, целесообразно перерабатывать приходящие в порт сырьевые грузы, например сахар-сырец, а затем часть их отправлять на внутренний рынок, а часть - в другие государства.

Как рассказал Валерий Сердюков, на территории Кингисеппского района Ленинградской области предусматривается создание восьми производственных площадок.

На первом этапе будет формироваться зона возле поселка Косколово (около 200 га), примыкающая к порту и железнодорожной станции. "Кроме этого, ведется работа по развитию портового комплекса в Усть-Луге. Там предусматривается строительство различных терминалов. Но опять же дело упирается в деньги, и как только решится вопрос, кто и по какой схеме будет вести финансирование инфраструктуры подъездных железнодорожных путей, строительство терминалов начнется молниеносно. Если учесть также, что в 2006 году здесь начнет функционировать автомобильно-железнодорожная переправа, которая свяжет Россию с Калининградской областью и портами Германии, то лучшего места для создания особой экономической зоны предложить сложно",- уверен губернатор.

Как заявил глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов, создание таких ОЭЗ не противоречит законодательству. "Предполагается, что законопроект о портовых ОЭЗ будет принят не раньше второй половины 2006 года, сейчас документ находится на согласовании с министерствами и ведомствами и уже одобрен Минтрансом. Портовых ОЭЗ не должно быть много, как и других зон. Поскольку проект по реализации ОЭЗ только начинается, у нас нет права на ошибку и нет возможности распылять усилия, в том числе финансовые",- говорит Жданов.

По мнению управляющего партнера консалтинговой компании "Русский инвестиционный клуб" Оксаны Белевич, в области можно создать идеальные условия для инвесторов. "С точки зрения логистики это очень хорошая идея - создать в Ленинградской области ОЭЗ,- говорит Оксана Белевич.- Если четко будут указаны условия, по которым инвесторам предоставят льготы, проект имеет все шансы на успех".

Впрочем, по мнению ведущего эксперта рынка сахара Института конъюнктуры аграрного рынка Евгения Иванова, предложенная Якуниным идея перерабатывать сахар-сырец на территории ОЭЗ обречена на провал. "Экспортировать сахар мы сможем только в Казахстан и страны Средней Азии,- утверждает Иванов.- Что касается переработки, то сейчас в России наблюдается избыток перерабатывающих мощностей. И чтобы построить новый перерабатывающий завод, было бы целесообразно сначала закрыть несколько старых".

ЧТО ТАКОЕ ПОРТ УСТЬ-ЛУГА

Расчетный грузооборот морского торгового порта Усть-Луга оценивается на уровне 35 млн тонн, общая территория портового комплекса составляет 810 га. Железнодорожное сообщение осуществляется через сеть железных дорог по линии Веймарн-Котлы-Усть-Луга, примыкающей к магистрали Санкт-Петербург-Таллин. Объем частных инвестиций в реализацию проекта в 2005 году, по предварительным данным, составил 3,1 млрд руб., государственных - 1,15 млрд руб., РЖД - около 500 млн руб. Суммарные капиталовложения с начала строительства порта составили 9,25 млрд руб. Порт предоставляет комплекс услуг, связанных с транспортировкой любых грузов от грузоотправителя к грузополучателю, основными из которых являются стивидорные работы, транспортно-экспедиторское обслуживание грузов, документальное оформление перевалки, декларирование в Кингисеппской таможне, а также агентирование судов.



/"Бизнес", 25.01.2006/