Первое высшее образование "Инновационный менеджмент" в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета


Преподаватель: проф., д. э. н. А.К. Казанцев

Цель курса: дать представление об основных понятиях и категориях инновационного менеджмента, выработать навыки и умения, связанные с осуществлением управленческой деятельности в специфической сфере науки, техники и инноватики.

Содержание курса:
  • Введение. Цели и задачи курса. Логика изучения материала курса, его структура и связь с другими дисциплинами. Требования к изучению дисциплины. Значение инновационного менеджмента в профессиональной подготовке менеджера.
  • Основные понятия теории инноваций. Наука и инновационная деятельности в условиях рыночной экономики. Понятие терминов инновация и нововведение. Место инноваций в решении задач повышения конкурентоспособности организаций. Типология инноваций. Инновационный процесс: структура и характеристики. Экономические аспекты инноваций. Современные концепции инновационного развития организаций.
  • Сущность и элементы инновационного менеджмента. Предмет и задачи инновационного менеджмента. Система функций инновационного менеджмента и их взаимодействие. Управленческие решения в инновационной сфере. Формы и стили руководства в инновационной сфере. Методы и инструменты инновационного менеджмента.
  • Государственная инновационная политика и стратегическое управление инновациями. Сущность и структурные элементы научно-технической и инновационной политики. Приоритеты в научно-технической политике: понятие и критерии установления. Формы государственного регулирования инновационных процессов. Инновационные стратегии в организациях.
  • Организационные формы инновационной деятельности. Сущность и принципы организации инновационной деятельности. Формы организации инновационной деятельности. Формирование организационных структур инновационной деятельности. Региональные формы организации инновационной деятельности. Международная научно-техническая кооперация.
  • Инновационное предпринимательство. Виды и особенности инновационного предпринимательства. Создание малых инновационных организаций. Бизнес-планирование и управление инновационным предпринимательством.
  • Инновационный маркетинг. Задачи и особенности маркетинга в инновационной сфере. Процессы и методы маркетинговых исследований инноваций. Маркетинговые инструменты продвижения инноваций на рынках.
  • Планирование инновационной деятельности. Сущность и формы планирования инноваций. Научно-техническое прогнозирование. Формы и методы планирования инноваций в организациях. Календарные расчеты в научных исследованиях и инновациях. Управление инновационными проектами.
  • Управление персоналом в научной и инновационной сферах. Содержание и особенности трудовых процессов в научных исследованиях, разработках и инновациях. Формы организации труда в научных и инновационных предприятиях. Принципы и методы нормирования труда научных работников и конструкторов. Системы оплаты и методы стимулирования творческого труда. Современные концепции мотивации и их приложение к инновационной сфере.
  • Финансово-хозяйственные механизмы инновационного менеджмента. Источники и формы финансирования научной и инновационной деятельности. Ценообразование в инновационной сфере. Принципы и методы управления затратами (инновационный контроллинг). Процедуры банкротства и санации инновационных предприятий. Венчурные фонды и их роль в развитии инноваций.
  • Аналитические инструменты в научной и инновационных сферах. Инвестиционная оценка инновационных проектов. Методы и системы экономического анализа научно-технической деятельности. Критерии и методы оценки эффективности научных и инновационных проектов. Рейтинговые системы в управлении инновациями. Оценка и управление конкурентоспособностью в организациях. Управление рисками в инновационной сфере.
  • Правовое регулирование инновационной деятельности. Содержание и проблемы развития правовых основ инновационной деятельности. Понятие, методы оценки и управление интеллектуальной собственностью. Правовые аспекты трансферта технологий. Патентная политика научных и инновационных организаций. Международные тенденции в развитии патентного законодательства.
Литература:

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 327 с.

Модуль "Управление инновациями". 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации".- М.: ИНФРА-М, 1999.

Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебн. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К Казанцева, Л.Э. Миндели.. - М.: ОАО "НПО "Издательство "Экономика", 2000,

Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990

Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.

Кабаков В.С., Казанцев А.К. Внутрифирменное управление инновациями: Учебное пособие для вузов / СПбГИЭА. - СПб: СПбГИЭА, 1999

Казанцев А.К., Серова Л.С. Управление инновационными проектами - СПБ.: СПбГИЭА, 1999

Пререквизиты: "Общий менеджмент", "Маркетинг", "Производственный менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Управление проектами".

Объем курса: 4 курс, 8 семестр, специальности "Менеджмент организации", "Управление персоналом" и направление "Менеджмент", 48 часов (32 часа лекции, 16 часов практики)

Формы контроля: рефераты, контрольные работы, промежуточный аттестационный тест, экзамен по окончании курса.





Web: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета