Слово ISO образовано от греческого слова isos, что значит «равный», которое служит
приставкой iso- и встречается в совокупности терминов, таких как «изометрия»
(равное измерение или размеры) и «изономия» (равенство закона или людей перед законом).
Название «ISO» употребляется во всем мире для обозначения Международной организации по стандартизации
«International Organization for Standardization». ISO учреждена в 1947 г. и является неправительственной
организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Главной целью ISO является развитие
стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире.
Что такое ISO 9000
Первая версия системы стандартов ISO 9000 была разработана в 1987 г.,
в основу которых был положен стандарт Британской организации по стандартизации,
который в свою очередь берет начало от американских стандартов качества на готовую
продукцию MIL-Q-9A58, принятых в 1959 году министерством обороны США.
По существу эти стандарты содержали требования наличия системы обеспечения качества у подрядчиков Пентагона.
В 1994 г. технический комитет ISO (ISO/TC 176) на основе анализа предложений национальных организаций, опыта
применения стандартов ISO серии 9000 версии 1987 года в различных странах мира и сферах деятельности
завершил пересмотр стандартов. В состав семейства стандартов ISO серии 9000 версии 1994 года вошли
более 20 стандартов и документов.
В декабре 2000 года вступила в силу новая версия стандартов ИСО 9000:2000.
Семейство стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года представляет собой семейство
взаимосвязанных стандартов, разработанных с целью помочь организациям всех типов
и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК).
Серия ИСО 9000 состоит из:
ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь.»
ИСО 19011:2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.»
В Системе сертификации ГОСТ Р действуют 3 основных стандарта:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.»
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования.»
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.»
Что такое Система Менеджмента Качества
Система Менеджмента Качества совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей
посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению
организацией применительно к качеству.
Главная задача СМК не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так,
чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака
(плохому качеству продукции и услуг).
СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать»
это качество на ожидания потребителей (заказчиков).
Какие преимущества дает внедрение системы менеджмента
Повышение лояльности потребителей, ведущее к повторению бизнеса и хорошим отзывам;
Возрастание прибыли и доли рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка;
Увеличение удовлетворенности требований общества;
Увеличение удовлетворенности требований поставщиков;
Увеличение гибкости и быстроты согласованных совместных откликов на изменения рынка между организацией и поставщиками;
Создание доверия основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации;
Использование процессного и системного подходов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
Улучшение качества процессов;
Повышение производительности;
Снижение затрат и ресурсов, их оптимизация и сокращение времени цикла за счет эффективного использования ресурсов;
Расширение рынка;
Возросшее конкурентное преимущество благодаря улучшению возможностей организации;
Завоевание международного признания;
Предотвращение (минимизация) непредвиденных финансовых и моральных потерь в случае форс-мажорных обстоятельств;
Повышение производственной и финансовой дисциплины;
Увеличение удовлетворенности требований персонала;
Вовлечение персонала в работу по качеству, увеличение его приверженности идее качества;
Улучшение понимания персоналом целей и задач организации, лучшее его мотивирование и большая ответственность за собственные результаты;
Большее стремление работников участвовать и вносить свой вклад в постоянное улучшение качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
Улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством;
Увеличение роли лидерства, приводящее к постоянному улучшению качества продукции, процессов и СМК, СЭМ, СМПБЗ и ИСМ;
Создание комфортного психологического климата в компании;
Увеличение удовлетворенности требований владельцев и других заинтересованных сторон и др;
Механизм для демонстрации ответственности перед заинтересованными сторонами, а это:
более выгодные ставки страхования;
лучшая инвестиционная привлекательность компании;
демонстрация финансовой и производственной стабильности.
Более высокая степень доверия со стороны представителей надзорных органов и соответственно возможность уменьшения объема инспекционных проверок.
Лучшее соответствие требованиям законодательных норм и правил
Восемь принципов менеджмента качества
Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1. Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.
5. Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель.
7. Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.