Артемов О.Ю. РГГУ, Россия Секреты производства, или ноу-хау, обычно относят к категории “интеллектуальная собственность” наряду с объектами авторского, патентного права, товарными знаками и пр. Вместе с тем, условия правовой охраны ноу-хау имеют существенные отличия. Прежде всего это проявляется в том, что права на ноу-хау не носят исключительного характера. Исключительное право на результаты творческой деятельности предполагает, что другие лица в праве использовать эти результаты только по договору с правообладателем даже в том случае, если они открыты для всеобщего ознакомления. В отношениях, связанных с использованием ноу-хау, этого нет, и право владельца на защиту от незаконного использования ноу-хау основано только на том, что он является фактически единственным обладателем информации. Согласно статье 151 Основ гражданского законодательства и статье 139 Гражданского кодекса РФ, под ноу-хау понимается научно-техническая, организационная или коммерческая информация, отвечающая следующим условиям. Во-первых, эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В судебной практике при определенной коммерческой ценности информации, как правило, используются два критерия: содержит ли она какие-либо новшества в плане применения технических, технологических, коммерческих и других знаний и даст ли использование этих новшеств положительный экономический эффект. Так, секрет производства могут составлять результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных подобных работ, а также их результаты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). Кроме того, к ноу-хау может быть отнесена информация об организации производства, программах экономического развития компании, проектах осуществления коммерческих мероприятий и т.д. Во-вторых, к данной информации не должно быть доступа на законном основании. Так, в перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91 № 35, к ним относятся учредительные документы и документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), финансовая отчетность и документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, документы о платежеспособности, сведения о численности, составе рабочих, их заработной плате и условиях труда, документы об уплате налогов и ряд других. Кроме того, запреты на отнесение информации к коммерческой тайне содержатся в Федеральном законе от 22.04.96 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Законе РФ от 11.03.92 № 2490-I “О коллективных договорах и соглашениях”. В третьих, информация, составляющая ноу-хау, охраняется законом до тех пор, пока она защищается самим владельцем. Так, перечень относящихся к ней сведений закрепляется приказом руководителя организации, в котором также определяются и правила работы ее сотрудников с подобной информацией (в т.ч. ограничение доступа, запрет выносить документы за пределы организации, особые правила их хранения и т.п.). В то же время информация, составляющая ноу-хау, может передаваться другим лицам путем заключения специального договора о ее передаче. Хотя этот вид договоров в гражданском законодательстве не упоминается и порядок их заключения не регулируется, на практике он используется довольно часто. В договоре на передачу ноу-хау должны быть согласованы условия о предмете (какая информация передается), сроках передачи, размере вознаграждения, условие о праве на дальнейшую передачу и сохранение конфиденциальности, а также меры ответственности. Поскольку права на ноу-хау не признаются исключительными, предметом данного договора является не уступка (передача) прав на использование ноу-хау, а передача самой информации. Как правило, она передается в форме документов (технические описания, формулы, методики и т.п.). В дополнение к ним возможна также передача опытных образцов изделий. Что касается размера и сроков выплаты вознаграждения, то здесь могут применятся две системы – единовременная выплата определенной договором суммы либо процентные отчисления от объемов произведенной продукции или объемов продаж. В договоре на передачу ноу-хау крайне важно решить вопрос, сохраняет ли продавец информации право использовать ее в собственной деятельности, а также в праве ли обе стороны заключать в будущем договоры на передачу этой же информации другим лицам. Первое условие вполне допустимо. Второе же в большинстве случаев запрещается, так как, получив широкое распространение, информация автоматически утрачивает статус ноу-хау. Более того, участники договора принимают на себя довольно жесткие обязательства по сохранению переданной информации в тайне и защите ее от незаконного доступа. Нарушение условия о конфиденциальности обычно дает потерпевшей стороне право на одностороннее расторжение договора и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Передача ноу-хау может не только выступать предметом самостоятельного договора, но и включаться в качестве дополнительного условия в ряд других договоров. К примеру, договор об уступке прав на объект, защищенный патентом (лицензионный договор), может предусматривать передачу сопутствующего ему ноу-хау – информации о способах организации производства с использованием этого объекта и т.д. Передача секретов производства является также одним из условий договора коммерческой концессии (договора о франчайзинге). |