В последнее время российские власти все большее внимание уделяют ИТ-технологиям. На государственном уровне вырабатывается комплекс мер, направленных на конкретное применения ИТ в разных областях жизни общества. На сегодняшний день основным документом, регулирующим внедрение ИТ-технологий в различные сферы жизнедеятельности государства, является федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010)». Она предполагает постепенную информатизацию страны. В рамках ФЦП предполагается активное внедрение ИТ в экономику, здравоохранение, образование, науку, культуру, СМИ, а также в систему государственного управления. В соответствии с этой программой планируется в 10 раз увеличить финансирование мероприятий по развитию национальной инфраструктуры почтовой связи, направленных на обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения. К 2010 году предполагается разработать информационные системы, посредством которых будет усилен финансовый контроль за исполнением бюджетов различных уровней, а также за исполнением приоритетных национальных проектов. Систем должно быть две. Одна из них - государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов Российской Федерации - направлена на повышение эффективности внешнего финансового контроля над формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетных фондов, управления государственным имуществом на основе внедрения современных информационных технологий. В результате внедрения этой системы планируется увеличить на 10-12% (примерно 1-1,5 млрд рублей) объемы выявленных нарушений исполнения бюджетов различных уровней за счет расширения охвата проверками объектов финансового контроля; увеличить на 8-10% объемы возврата в бюджетную систему незаконно использованных средств за счет повышения качества и оперативности проверок. Вторая — единая информационная система мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития России и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению, в том числе в области реализации приоритетных национальных проектов - направлена на повышение эффективности деятельности органов госвласти по обеспечению социально-экономического развития страны на основе унификации и автоматизации процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении, определения целевых значений результативности деятельности органов государственной власти и мониторинга их достижения. Создание обеих систем осуществляется в соответствии с концепцией административной реформы в РФ в 2006-2008 годы в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». Только в 2007 году на разработку обеих систем будет выделено около 300 млн рублей. Внедрение обеих систем планируется завершить к 2010 году. В целом, в 2007 году финансирование мероприятий по развитию ИТ планируется увеличить из федерального бюджета более чем в два раза до 22 млрд рублей. Из них более 2 млрд рублей будет направлено на создание технопарков в сфере высоких технологий. Основной задачей таких технопарков является активизация интеллектуально-кадрового потенциала и наращивание экспортных возможностей отрасли. Особенно важно, что создание технопарков способно решить не только экономические, но и социальные задачи. А именно - даст возможность людям получить достойное применение своим талантам, не покидая страны. «Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание», - говорится в программе по созданию технопарков, разработанной в Мининформсвязи РФ. По мнению авторов документа, отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий является то, что объекты их инфраструктуры создаются, в том числе, за счет средств федерального бюджета. Технопарки должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. В создании технопарков в сфере высоких технологий примут участие учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступят инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществят подготовку квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий. Технопарки должны стать площадкой, на которой различные компании обретут самостоятельность. Дело в том, что ситуация с финансированием ИТ-отрасли не во всем устраивает государство. Как отмечал президент РФ Владимир Путин, во всем мире ИТ финансируется из частного сектора, в то время как в России ситуация прямо противоположная. С целью более эффективного распределения госсредств на нужды ИТ будет учрежден специальный венчурный фонд. Проект его создания уже согласован с президентом России. Государство намерено вложить в фонд 1,4 млрд рублей. Проект предусматривает, что на первых порах 100% акций фонда будут принадлежать государству, которое в течение года продаст 51% акций частным инвесторам, а еще через 2 года фонд должен стать полностью частным. Общий объем фонда составит $100 млн. Предполагается, что эти деньги достанутся IT-компаниям, при этом на каждый проект может быть выделено не более $3 млн. Управлять фондом будет Российская венчурная компания (РВК). Помимо инвестиций государство начало осуществлять комплекс мер по уменьшению налогового бремени на предприятия ИТ-отрасли. 5 июля 2006 года был принят закон, вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс РФ. Теперь налогоплательщики ИТ-организации (за исключением тех, кто стал резидентом одной из технико-внедренческих особых экономических зон и уже имеет экономические преференции) облагаются единым социальным налогом (ЕСН) в размере 26% на каждое физическое лицо при заработной плате до 75 тыс. рублей. При превышении порога в 75 тыс. рублей ставка ЕСН незначительно увеличивается. Льгота вводится для компаний, которые, во-первых, получили документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Во-вторых, 90% своих доходов компания должна получать «от реализации экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, баз данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению данных программ для ЭВМ». В-третьих, 70% своей продукции компания должна поставлять на экспорт. В-четвертых, среднесписочная численность сотрудников претендующей на льготы компании должна быть не менее 50 человек. Таким образом, законодатель поддержал экспортеров ИТ-услуг и так называемых оффшорных программистов и компаний, работающих по заказам западных фирм. Между тем, большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, никаких льгот не получило. Однако даже такой закон уже является определенным шагом вперед. Помимо этого будет продолжаться работа по программе ФЦП «Электронная Россия (2002-2010)», направленной на совершенствование госуправления с помощью информационных технологий. По предварительному прогнозу, объем отрасли ИТ в 2007 году составит около 1,3 трлн рублей. К концу 2008 года планируется полностью завершить телефонизацию страны: в каждом селе будет установлен таксофон, по которому звонки в экстренные службы будут бесплатны, а в поселениях с населением более 500 человек будет организован пункт коллективного доступа к сети Интернет. В рамках проекта по универсальному обслуживанию намечается ввести более 105 тыс. таксофонов и более 20 тыс. ПКД. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» планируется организовать широкополосное подключение к сети Интернет в 2007 году более 34 тыс. общеобразовательных учреждений. / |