Утверждена Областным законом № 592-ЗС от 28.11.04, в редакции областных законов от 19.06.07 № 710-ЗС, от 03.10.07 № 781-ЗС, от 20.11.07 № 813-ЗС.
Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007–2008 годы
Программа направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области и эффективное использование ее научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Ростовской области. Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепцией инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы, другими нормативными правовыми актами. Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников. Ростовская область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:
В настоящее время Ростовская область стоит перед выбором: продолжать движение по инерции или перейти к активному варианту инновационного развития экономики. Инерционный вариант – сохранение сложившихся темпов притока ресурсов в инновационный сектор и экстенсивное развитие существующих тенденций – повлечет следующие последствия:
Таким образом, сохранение существующих тенденций экономического развития ведет к потере конкурентных преимуществ Ростовской области по сравнению с другими регионами России, реализующими активную политику по целенаправленному формированию региональных инновационных систем и их интеграцию в национальную инновационную систему. При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы «генерации знаний», обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики, будет обеспечен переход к активному варианту инновационного развития Ростовской области. Для этого требуется:
Решение этих задач позволит создать инновационную систему Ростовской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Ростовской области по активному варианту является необходимым условием перехода к «экономике знаний». Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций – продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона прежде всего в секторах, в которых Ростовская область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства. Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей донской экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Ростовской области. Необходимость формирования и развития эффективной инновационной системы Ростовской области программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в экономических условиях посткризисного развития и обязательностью государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Ростовской области и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы – науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики. Целью Программы является развитие и дальнейшая интеграция элементов инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития. Программа реализуется в два этапа. На первом этапе (2007 год) основное внимание уделяется созданию и развитию необходимых элементов инфраструктуры инновационной деятельности в Ростовской области. На втором этапе (2008 год) акцент делается на дальнейшей интеграции инновационной системы Ростовской области в национальную инновационную систему. Раздел II. Анализ инновационной деятельности в Ростовской области
Ростовская область обладает развитой научно-технической базой:
Реализация Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004–2006 годы подготовила базовые условия для перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития. В частности, создан Ростовский центр трансфера технологий, формируется сеть бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационно-технологических центров в муниципальных образованиях, разработана система анализа, оценки и мониторинга инновационного потенциала региона, сформирована и начала работу рабочая группа по инновационной деятельности в рамках Экспертного совета при Администрации Ростовской области. Кроме того, оказано организационно-экономическое содействие в продвижении ряда наукоемких проектов, обеспечено участие донских инноваторов в выставочно-ярмарочных мероприятиях, налажена система повышения квалификации инновационных менеджеров на семинарах и тренингах. Основные показатели развития инновационной сферы Ростовской области приведены в таблице 1, которые иллюстрируют увеличение ежегодных темпов прироста, начиная с 2004 года. Остальные показатели оценки эффективности результатов реализации Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы уточнены в разделе XI «Методика оценки социально-экономической эффективности Программы». Таблица 1 Динамика показателей оценки эффективности результатов реализации Целевой программы развития инновационной деятельности
Одним из важных индикаторов, отражающих развитие инновационной деятельности, является положительная динамика инновационной составляющей рейтинга инвестиционной привлекательности. Так, в 2005 году, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ростовская область по инновационному потенциалу заняла 11 место среди 89 субъектов Российской Федерации. Активное развитие получил вузовский сектор генерации знаний. Государственными вузами Ростовской области выполнено НИОКР на сумму более 900 млн. рублей, из которых 500 млн. рублей – Южным корпоративным университетом, объединяющим РГУ, ТРГТУ, ЮРГТУ (НПИ). Получено федеральное финансирование на создание Центра коллективного пользования по нанотехнологиям в размере 80 млн. рублей. В 2006 году ТРГТУ получил 364 млн. рублей как победитель федерального конкурса среди инновационных университетов. В 2005 году в рамках реализации Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы создано некоммерческое партнерство «Ростовский центр трансфера технологий» (РЦТТ), объединившее потенциал РГУ, ЮРГТУ (НПИ), ТРГТУ, ДГТУ и являющееся ключевым звеном механизма коммерциализации разработок ученых путем передачи (трансфера) новых технологий промышленным предприятиям. РЦТТ, функционирование которого поддерживается за счет средств федерального и областного бюджетов, ведет реестр приоритетных инновационных проектов Ростовской области, осуществляет проведение независимой экспертизы инновационных проектов, формирование баз данных изобретений, патентов, инновационных проектов. Однако для повышения эффективности работы РЦТТ требуется укрепление связи между университетами, малыми инновационными предприятиями, крупными промышленными компаниями и финансовыми организациями на основе эффективной координации органами государственной власти Ростовской области деятельности всех секторов экономики. Площадкой для выработки инновационной политики является Экспертный совет при Администрации Ростовской области, включающий представителей органов государственной власти, вузов, предприятий, ТПП РО и т.д. За счет средств областного бюджета поддержано развитие сети территориальных инновационно-технологических центров (ИТЦ) в муниципальных образованиях (ИТЦ «Интех-Дон», научно-технологический парк «Таганрог», ИТЦ «Южно-Российский техноагроцентр»), услугами которых в 2005 году воспользовались 346 субъектов малого бизнеса с общей численностью более 2 тыс. человек. Существенное развитие при содействии федеральных и областных органов государственной власти получил малый инновационный бизнес. В целях содействия ученым, инженерно-техническим работникам, стремящимся разработать и освоить производство новой продукции, в Ростовской области в рамках сотрудничества с Федеральным фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере реализуется программа «СТАРТ». За период с 2004 по 2006 год для участия в конкурсном отборе в программе «СТАРТ» подано 111 заявок, 26 из которых приняты к финансированию. В 2005 году только малыми предприятиями, включенными в технопарки вузов Южного корпоративного университета, произведено продукции на 1,5 млрд. рублей. За счет средств областного бюджета обеспечено участие донских предприятий в инновационных форумах и выставках. В 2006 году Ростовская область вошла в число пяти «пилотных» регионов, имеющих значительный инновационный потенциал, по реализации проекта ТАСИС «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий». Участие в этом проекте позволит субъектам инновационной деятельности, реализующим экспортную стратегию, значительно увеличить свой оборот благодаря выходу на рынки стран ЕС. Раздел III. Формирование инновационной системы Ростовской области
Инновационная система Ростовской области – совокупность субъектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции. Это технопарки, венчурные организации, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, управляющие компании, организации научно-технической сферы. Ростовская область как основной научный и промышленный регион с наиболее высокой на юге России концентрацией вузовской и отраслевой науки остро нуждается в финализации процесса формирования целостной региональной инновационной системы. Такая система должна обеспечить объединение усилий органов государственной власти, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, роста числа субъектов инновационной деятельности, способствующих технологической модернизации донских предприятий, повышению конкурентоспособности региональной экономики и, в конечном счете, росту благосостояния и качества жизни населения. В силу этого формирование региональной инновационной системы предполагает:
Формирование инновационной системы Ростовской области требует решения следующих основных задач:
Инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными промышленными предприятиями. Эффективное функционирование региональной инновационной системы обеспечивается активизацией управляющего воздействия органов государственной власти Ростовской области на развитие инновационной инфраструктуры, положительную динамику среды организационно-управленческой и производственной поддержки субъектов инновационной деятельности – технопарков, центра трансфера технологий, бизнес-инкубаторов. Для обеспечения целостности инновационной системы требуется усиление управляющего воздействия министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, отраслевых министерств, координирующих выработку научно-технической политики в соответствующих отраслях экономики. Важной составляющей инновационной системы Ростовской области, обеспечивающей эффективную коммерциализацию инноваций, являются институты защиты интеллектуальной собственности, прежде всего патентной. Для обеспечения субъектов инновационной деятельности услугами по защите объектов интеллектуальной собственности в городах с развитой системой научно-исследовательских учреждений и технопарков требуется развитие структур, занимающихся патентованием и защитой объектов интеллектуальной собственности (патентных служб вузов, НИИ, промышленных предприятий). Опорными блоками инфраструктуры инновационной системы выступают существующие и активно развивающиеся учебные научно-инновационные комплексы, центр трансфера технологий, технопарки, инновационно-технологические центры, в которых создана среда для коммерческого освоения инноваций в научно-технической и образовательной сферах. В целях повышения эффективности их деятельности целесообразно формирование по сетевому принципу территориально распределенного объединенного регионального технопарка, агрегирующего потенциал существующих технопарков, с передачей ему части управленческих функций. Эффективным механизмом привлечения капитала в инновационную систему являются венчурные фонды и компании. В связи с этим необходима активизация работы по созданию венчурного фонда Ростовской области как рыночного механизма финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, стимулирования развития малых наукоемких предприятий. Важными направлениями финансового обеспечения инновационной деятельности также являются: привлечение средств международных и российских организаций (ОАО «Российская венчурная компания», Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), венчурных фондов, «бизнес-ангелов» и др.), участие в федеральных программах, инвестиционных проектах. Значимым элементом эффективной инновационной системы Ростовской области выступает информационно-аналитический блок, обеспечивающий информирование субъектов инновационной деятельности, научного и гражданского сообщества, участников международного и межрегионального сотрудничества о направлениях и задачах государственной инновационной политики, осуществляющий непрерывный мониторинг инновационной деятельности и формирование единой региональной базы данных субъектов инновационной деятельности и их разработок. Одним из эффективных элементов информационной составляющей региональной инновационной системы являются выставочно-ярмарочные мероприятия, конференции, форумы, венчурные ярмарки, проводимые в Ростовской области и в других субъектах РФ. В условиях ускоренного развития инфокоммуникационных технологий преодоление информационной асимметрии на рынке инноваций обеспечивается поддержкой специального раздела на официальном сайте Администрации Ростовской области и Интернет-портале, посвященном инновационной деятельности и создаваемом в рамках настоящей Программы. Для решения задач инновационного развития должны быть использованы конкурентные преимущества Ростовской области, значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности, система образования мирового уровня, природные ресурсы, развитая транспортная инфраструктура. Раздел IV. Приоритетные направления инновационной деятельности
Приоритетные направления инновационной деятельности в Ростовской области задают общий вектор научно-технического развития региона и представляют следующие сферы реального сектора экономики, в которых применение новых технологий может принести значительный эффект:
Раздел V. Совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности в Ростовской области Основной задачей в сфере законодательного стимулирования инноваций является совершенствование нормативной правовой базы развития инновационной деятельности и инфраструктуры инновационной системы, призванной обеспечить:
Раздел VI. Формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в Ростовской области
Формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности – совокупность правовых, экономических и организационных мер, осуществляемых органами государственной власти Ростовской области, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Целью расширения разнообразия форм государственной поддержки субъектов инновационной деятельности является создание благоприятных условий для производства и продвижения на мировой и внутренний рынки инновационной, высокотехнологичной продукции. Для ее реализации необходимо расширение финансовой, правовой и информационной поддержки органами государственной власти Ростовской области субъектов инновационной деятельности прежде всего через развитие инфраструктуры инновационной системы. Субъекты инновационной деятельности для получения государственной поддержки в составе расходов должны иметь произведенные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в размере не менее 0,6 процента от общего объема продаж продукции, подтвержденных декларацией по налогу на прибыль организаций. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности:
Раздел VII. Финансовые механизмы стимулирования инновационной активности и коммерциализации технологий в Ростовской области Финансовые механизмы стимулирования инновационной активности предприятий включают формы, методы и инструменты финансирования инноваций. Целями расширения источников финансирования инноваций в Ростовской области является:
Для содействия реализации приоритетных инновационных проектов наиболее эффективна трехзвенная система содействия субъектам инновационной деятельности, включающая поддержку:
На начальном этапе поддержка приоритетных инновационных проектов осуществлялась из областного бюджета (за счет средств Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы) с постепенным переходом к долевому финансированию в рамках государственно-частного партнерства, что должно обеспечить получение необходимых ресурсов, в том числе из федерального бюджета и от венчурных компаний. Схема поддержки способствует равномерному финансированию всех стадий инновационного процесса – от прикладных разработок через поддержку НИОКР до выпуска пробной партии инновационной продукции. Комплексность обеспечивает рост налоговых поступлений в областной бюджет и позволяет компенсировать его выпадающие расходы за счет расширения налогооблагаемой базы вследствие коммерциализации инновационных разработок. Для стимулирования инвесторов к реализации инновационных проектов необходимо:
Раздел VIII. Информационная составляющая стимулирования инновационной деятельности
Целью формирования информационной составляющей инновационной деятельности выступает преодоление ярко выраженной информационной асимметрии рынка инноваций. Реализация этой цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
Решение этих задач обеспечит информирование широкой научной и гражданской общественности и заинтересованных участников о реализации инновационной политики Ростовской области путем активного использования инфокоммуникационных технологий для представления интересов и потребностей Ростовской области на мировом и российском инновационном рынках. Для этого запланировано создание портала об инновационной деятельности в Ростовской области, значительно расширяющего возможности позиционирования региона в сети Интернет и круга потенциальных инвесторов и потребителей инновационной продукции. На портале в свободном доступе будут размещены информационные, аналитические, методические и правовые материалы по инновационной деятельности, предложения о сотрудничестве субъектов инновационной деятельности, реклама их разработок и др. Формирование благоприятного общественного мнения обеспечивается комплексным освещением в средствах массовой информации вопросов инновационной деятельности. Одним из эффективных элементов информационной составляющей инновационной деятельности, обеспечивающих активизацию финансирования инновационных разработок, является проведение венчурных ярмарок на территории Ростовской области, организация ежегодного экономического форума (например, «Инновации Юг России») и участие в аналогичных мероприятиях в других регионах Российской Федерации, в ходе которых решаются следующие задачи:
Раздел IX. Международное и межрегиональное сотрудничество
В рамках Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004–2006 годы проведен ряд мероприятий по развитию международного и межрегионального инновационно-технологического сотрудничества. Так, например, проведен Зальцбургский семинар по теме «Университеты и региональное развитие: эффективное управление научными исследованиями и инновационными процессами», в котором приняли участие ученые Юга России, Америки, Ирландии, Великобритании, Италии. Проведены две ежегодные научно-практические конференции «Развитие сверхкритических флюидных технологий: инновационный потенциал России», «Российско-германский кооперационный форум инновационных предприятий». Субъекты инновационной деятельности Ростовской области приняли участие в Московском международном салоне инноваций и инвестиций. РЦТТ, принимая участие в проекте «EuropeAid», проводимом Евросоюзом, стал победителем конкурса по отбору центров коммерциализации в категории «пилотные центры» проекта «Наука и коммерциализация технологий», что расширит возможности коммерциализации на внутреннем и международном рынках инновационных разработок Ростовской области. В целях эффективной реализации политики в сфере международного и межрегионального инновационно-технологического сотрудничества необходимо обеспечить рациональное сочетание господдержки продвижения донской наукоемкой продукции на мировой и внутренний рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных и российских бизнес-структур на территории Ростовской области, более широкого использования в промышленности передовых технологий, в том числе на основе приобретения лицензий и патентов. Для этого требуется активизация взаимодействия с Евросоюзом, странами СНГ, интенсификация сотрудничества по линии международных и европейских научно-технических программ, развитие контактов с Европейским банком реконструкции и развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, зарубежными венчурными фирмами и «бизнес-ангелами» в целях их привлечения к финансированию наукоемких проектов на территории Ростовской области, в том числе с участием российских малых и средних предприятий, вузов и НИИ. Основными формами сотрудничества являются обмен научно-технической информацией и данными, совместные исследования и прикладные разработки, работы в научно-технической сфере по контрактам и грантам, оказание технической помощи. Приоритетной задачей в связи с этим является восстановление кооперационных связей с учетом современных реалий со странами СНГ, возрождение и развитие научных школ, совместное использование уникальных научных объектов и сооружений. Международное и межрегиональное сотрудничество Ростовской области необходимо развивать в следующих направлениях:
Раздел Х. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной системы
Превращение научно-технических разработок в инновационный товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций, владеющие компетенциями коммерциализации разработок, трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, проектного финансирования и управления инновационными проектами. В структуру вузов наряду с образовательными и научными подразделениями должны входить инновационные и бизнес-структуры. Интеграция научной, образовательной, инновационной и производственной деятельности, естественно-научной и гуманитарной подготовки позволит разрабатывать и реализовывать в учебном процессе инновационные образовательные программы многоуровневой подготовки специалистов. Развитие научно-учебно-производственной инфраструктуры (студенческие конструкторские бюро, технопарки, лаборатории и т.д.) обеспечит переход от передачи узкоспециализированных знаний к формированию междисциплинарных, комплексных компетенций, что повлечет реструктуризацию образовательной сферы в целях подготовки специалистов с необходимыми в инновационной экономике отраслевыми компетенциями и менеджеров по инновациям в соответствующих отраслях. Особую значимость для активизации инновационной деятельности имеет кадровое обеспечение предпринимательского сектора, ведущим звеном которого является подготовка специалистов для малых высокотехнологических предприятий и объектов инфраструктуры инновационной системы (руководителей, менеджеров инновационных проектов, консультантов и экспертов). Подготовка этих специалистов в Ростовской области обеспечивается формированием многоуровневой системы формирования кадров для инновационной системы, включающей три взаимосвязанные подсистемы: подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сертификацию персонала. С учетом исторически сложившейся хозяйственной специализации Ростовской области приоритетными инновационными направлениями подготовки кадров в системе высшего профессионального образования являются:
Особое внимание должно уделяться междисциплинарным направлениям и подготовке специалистов для работы в сфере высоких технологий. Важно активно включать в инновационную деятельность молодежь, вводить в учебные программы вузов дисциплины, формирующие компетенции в сфере превращения результатов научных исследований и разработок в товар. Целесообразно включить в учебный процесс тренинги специалистов по практическому использованию полученных знаний и навыков, что способствует как повышению их конкурентоспособности на рынке труда, так и обеспечению благосостояния вследствие эффективной реализации накопленного человеческого капитала. В рамках Программы предусмотрено проведение семинаров и «круглых столов» по вопросам организации и развития инновационной деятельности, патентно-лицензионной работы, организация и проведение ежегодной областной конференции. Раздел XI. Методика оценки социально-экономической эффективности программы
Оценка эффективности Программы ежегодно производится на основе использования системы целевых индикаторов, приведенных в таблице 2, обеспечивающей мониторинг динамики изменений в инновационной сфере за оцениваемый период для уточнения задач и мероприятий Программы. Для оценки эффективности Программы используются 5 целевых индикаторов. Источником данных для оценки результативности программных мероприятий являются следующие формы федерального государственного статистического наблюдения:
Динамика основных индикаторов социально-экономического развития Ростовской области является основой для количественной и качественной оценки эффективности реализации Программы. Для этого применяются следующие статистические показатели и прогноз их динамики:
В соответствии с поставленными целями и задачами по окончании каждого из этапов реализации Программы представляются качественные и количественные рез,, , ,, , ,, ультаты ее выполнения.
Таблица 2 Исходные и прогнозные данные, целевые показатели
Оценка эффективности производится министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области путем сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными Программой значениями. Раздел XII. Объем и источники финансирования мероприятий программы
Общий объем финансирования Программы составляет 1278070 тыс. рублей, включая средства из областного бюджета, федерального бюджета, внебюджетных источников. тыс.рублей
Объемы финансирования Программы на 2008 год носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке. Мероприятия по реализации Программы приведены в
таблице 3. Раздел XIII. Организация управления программой и контроль за ее реализацией
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области:
Одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета Администрация Ростовской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году. Отчет о реализации Программы в соответствующем году содержит общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования, перечень завершенных в течение года мероприятий, перечень незавершенных в течение года мероприятий, в случае их наличия приводится анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий. Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется в Законодательное Собрание Ростовской области одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета за финансовый год, являющийся последним годом реализации Программы. |